Усадебно-парковые комплексы в туристическо-экскурсионном потенциале РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение туристских возможностей старинных дворцово-парковых ансамблей Беларуси и выдвижение некоторых предложений по более рациональному их использованию как объектов туристических маршрутов и как самостоятельных культурно-исторических и архитектурных достопримечательностей.
Задачи исследования:
Изучить по литературным источникам и интернет-ресурсам старинные усадьбы и дворцы, их историю возникновения, архитектуру и парковую культуру; Выявить их территориальное распределение в привязке к дорожной инфраструктуре и к туристической инфраструктуре, т.е. к зонам прохождения туристических маршрутов либо к зонам отдыха;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1: Туристско-экскурсионный потенциал Республики Беларуси………5
1.1 Структура туристических объектов Беларуси, их познавательная ценность, известность и выразительность……………………………………..5
1.2 Основные направления развития культурно-исторического туризма в Беларуси…………………………………………………………………………11
Глава 2: Усадебно-парковые комплексы в туристическо-экскурсионном потенциале страны……………………………………………………………...17
2.1 Наиболее перспективные дворцово-парковые комплексы ……………...17
2.2 Предложения по использованию культурно-исторического потенциала дворцово-парковых комплексов……………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………...34
Список использованной литературы……………………………………….....36

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент в туризме.docx

— 75.51 Кб (Скачать файл)

Республика Беларусь обладает уникальным природными комплексами, характеризующимися высоким уровнем экологической  чистоты и не встречающимися в  равнинной части Западной Европы. Это создает хорошие предпосылки для развития очень популярного в мире экологического туризма, в основе которого - экологические экскурсионные тропы. Первозданная природа может стать визитной карточной нашей страны. Учитывая мировую тенденцию, когда туристские предприятия достигли высот в сервисе, а туристов, пресыщенных благами цивилизации, привлекает первозданная природа, экскурсионные туры экологической направленности становятся все более популярным и представляются возможными при условии рационального использования находящихся на территориях национальных парков, заповедников, заказников, экскурсионных объектов - памятников истории и культуры. Такое сочетание рекреационных возможностей с экскурсионными повышает и расширяет спектр предложений туристских предприятий, привносит в отдых элемент познания, улучшает уровень обслуживания, его качество, соответствует основным направлениям Национальной программы развития туризма.

Важнейшим фактором культурно-познавательного  туризма является система учреждений культуры и искусства. Это самый  действенный государственный институт, формирующий национальное самосознание гражданина. Для развития экскурсионно-познавательного  туризма необходимо наличие мест для показа. Такими могут являться памятниками культурного наследия, сосредоточенные в 151 музее и их филиалах. Характер музейного дела определяется Законом Республики Беларусь "Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь" принятым 9 января 2006 г. Теперь количество музеев растёт во всех областях Беларуси, изменились подходы Министерства культуры к созданию музеев: сняты ограничения в тематической направленности, площадях экспозиционных и административных зон, приветствуется создание филиалов10.

Одним из направлений возрождения  культурных традиций по-прежнему остается реституция - возвращение наследства, которое в результате войн осталось за границей.

История Беларуси складывалась таким образом, что преобладающее  количество созданных нашим народом  исторических ценностей либо погибло, либо бездумно растрачено из-за национального  нигилизма или вывезено во время  многочисленных войн. В этом направлении  в Беларуси проведена следующая  работа: создана комиссия по возвращению  национальных ценностей, издан сборник  документов и архивных материалов «Возвращение», разосланный в другие государства, для выяснения места нахождения и возможности возвращения памятников культуры.

Особой остается судьба памятников культуры в Чернобыльской зоне. Была создана и начала работать Государственная  историко-культурная экспедиция по спасению памятников истории и культуры в  районах, пострадавших от аварии. Экспонаты  были вывезены для хранения в фонды  Музея древне-белорусской культуры при Институте искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси.

Беларусь как равноправный член ООН проводит активное сотрудничество с комиссиями по охране мирового наследия ЮНЕСКО и Совета Европы. Национальная комиссия Беларуси по делам ЮНЕСКО проводит активную работу по включению  в перечень культурного наследия историко-архитектурных и природных  объектов. В этот перечень включены Национальный парк «Беловежская пуща» (1992), Мирский замок (2000), Дуга Струве (2003) и Несвижский дворцово-парковый комплекс (2005). Представители Беларуси проводят регулярные консультации о включении в проект ЮНЕСКО «Мир барокко» ряда известных архитектурных памятников: Витебской ратуши, Софийского собора, Фарного костела в Гродно, дворца в Ружанах.

В Национальной программе  развития туризма в Республике Беларусь стоит задача позиционирования государства  на внешнем туристическом рынке. Для выполнения этой задачи особое место отводится средствам массовой информации. Большую работу в этом направлении проводят специализированные издания «Туризм и отдых» и «Путешественник». Широкие возможности рекламы экскурсионных возможностей предоставляет Интернет. Создан ряд сайтов о республике, туристические поисковые порталы, сайты белорусских туристских предприятий, сайты любителей-краеведов.

Таким образом, основные направления  культурно - познавательного туризма  в Республике Беларусь, его перспективы  и приоритеты были определены Государственной  программой развития туризма в Республике Беларусь на 2011 - 2015гг. Культурно-познавательный туризм выделен приоритетным направлением, сделан акцент на региональные программы  развития туризма. Необходимо также  отметить, что в Беларуси имеется  достаточное регионов, функциональным профилем которых является экскурсионный  туризм.

 

 

Глава 2. Усадебно-парковые комплексы в туристско-экскурсионном потенциале страны

2.1 Наиболее перспективные дворцово-парковые комплексы

 

Туристский потенциал  дворцово-парковых комплексов и старинных  усадеб, с моей точки зрения, - это  совокупность  культурно-исторического  и природного потенциала этих объектов. Эти две составляющие рекреационных  и познавательных ресурсов любого района или местности фактически неразделимы. Для определения перспективности  дворцово-парковых ансамблей как  туристических объектов, необходимо определить их потенциал, т.е. наличие  следующих характеристик:

-   древняя история;

-   интересные либо  необычные архитектурные решения;

-   выгодное географическое положение;

-   богатейшая природа;

-   ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады.

Наиболее перспективные дворцово-парковые ансамбли, я выделяю следущие комплексы:

- Сновский дворец

На берегу речки Сновки располагается усадьба Рдултовских, ставшая ярким является памятником классицизма. Дворец обладает строгими архитектурными формами, четырехколонный портик у главного входа, раскрытая композиция, четкая планировка, объемное построение — вот его отличительные черты. Импозантный Сновский дворцовый ансамбль, построенный в 1827 году архитектором Тычецким, впечатлял своими грандиозными размерами: он был вытянут в длину на 140метров. Первоначально во дворце было сто комнат и зал. Центральный корпус дворца занимает 2 этажа, его одноэтажные крылья соединены с павильоном двумя галереями: открытой с колоннадами и закрытой  примыкающей к стене. Вокруг дворца был разбит парк английского типа, он окружал небольшой искусственный водоем, созданный на территории усадьбы. Продуманная система каналов образовала несколько причудливых островков, густо поросших кустарником и деревьями, и связанных друг с другом пешеходными мостиками. Перед главным входом был разбит газон с клумбами и цветочными композициями. В наши дни Сновский дворец признан историко-культурной ценностью республиканского значения. С именем Рдултовских связаны два культовых сооружения на территории современного Снова — барочный костел во имя Иоанна Крестителя, заложенный Яном Крыштофом Рдултовским в 1760 году и восстановленный из руин в конце минувшего века, а также ампирная Космодамиановская церковь.Храм во имя Святых бессеребренников Космы и Дамиана был построен в местечке Горный Снов в 1836 году на вершине холма. Сменившие Рдултовских в Горном Снове в середине XIX века Гартинги заложили здесь усадьбу, которая уцелела практически в первозданном виде.

Единственная пристройка в стиле модерн появилась здесь  в начале XX века, сделав двухэтажный  дом усадьбы еще более живописным. До нашего времени дворец неплохо  сохранился и считается одним  из лучших в Беларуси памятников эпохи  классицизма. До недавнего времени  здесь был военный госпиталь, но пару лет назад дворец передали силовым структурам. Сейчас этот архитектурный  памятник  посещают группы туристов из разных городов и стран11.

 

- Дворец Пусловских

Рыцарской грезой называют руины коссовского замка. Когда-то это был величественный дворец в неоготическом стиле,  воздвигнутый на родине знаменитого белоруса руководителя национально-освободительного восстания 1794 года,  национального героя Америки и Польши, почетного гражданина Франции Тадеуша Костюшко в урочище Меречевщина. До приобретения фольварка Пусловскими родовое гнездо Костюшко находилось в полуразрушенном состоянии. Дворец Пусловких  был заложен в 1838 г. на западной окраине поселения как загородный усадебный ансамбль с большим парком. В строительстве дворца и разбивке парка принимали участие архитекторы Ф. Ящолд и В. Маркони. Дворец, обладая широко развитой композицией, свойственной классицизму, наделен крепостными башнями и башенками в духе готической старины, представляет романтическое течение в архитектуре середины XIX в. Подражательство художественным стилям прошлых веков отчетливо прослеживается на фасадах. Зубчатые завершения многогранных башен, оконные и дверные проемы стрельчатого очертания, щелеобразные, наподобие бойниц, прорези в стенах, карнизы, похожие на крепостные машикули, и другие детали явились искусственным возвращением к архитектурным формам средневековья. Замок Пусловских  единственный сохранившийся на территории Беларуси архитектурный памятник, который можно отнести к так называемым "регулярным" дворцам. Его правильная геометрическая форма и симметричная композиция — яркий пример соединения классических приемов в планировке с элементами неоготики в архитектурном оформлении. Во дворце насчитывалось более 130 комнат, и каждая — особенная. В белом зале проходили балы, в черном играли в карты, в розовом — музицировали. Было здесь фойе со стеклянным полом, под которым плавали экзотические рыбы, а по дворцовым коридорам разгуливал прирученный лев. Замок, располагавшийся на небольшом плато, стал ядром красивейшего террасного  парка, в котором росло более 150 видов экзотических растений. На террасах функционировали фонтаны. Характерными атрибутами парка были скульптуры, брамы — охотничья и въездная, а также оранжерея, которая предположительно располагалась в парковой части. В северо-восточной части дворцово-паркового комплекса, на реке Коссовке, имелась водная система из двух водоемов, разделенных дамбой и обсаженных белыми плакучими ивами, с большим островом округлой формы. 25-километровый  подземный ход, по легенде,  связывал резиденцию Пусловских  с Ружанским дворцом. Архитектурная жемчужина была продана за долги по дешевке петербургскому купцу. В Первую мировую войну из дворца пропала коллекция редких рукописей, исчезли скульптуры, картины, драгоценности. Погибли сад и оранжерея, от которой до наших дней сохранились только роскошные кусты сирени и боярышника. После вхождения Коссово в состав Польши дворец стал собственностью государства. До 1939 года в нем размещались окружная управа и школа пчеловодов. Дворец погиб в Великую Отечественную войну. Говорят, его подожгли партизаны, чтобы запугать убегающих гитлеровцев. Тогда же в третий раз сгорела и усадьба Костюшко. Однако в 1999 году на месте бывшего имения был установлен мемориальный камень.  Восстановлено родовое гнездо Костюшко. Накрытый двухъярусной камышовой крышей дом, в точности повторяет изображенное  в XIX веке художником  Наполеоном Ордой строение  на фоне дворца Пусловских. Торжества по случаю рождения Тадеуша Костюшко проходят в его родовом гнезде 4 февраля. В этот день в Коcсово съезжаются представители дипломатического корпуса, чтобы почтить память национального героя. Но и в другие дни место это не становится пустым, к его фольварку-музею приезжают автобусы с многочисленными туристами12.

 

- Усадьба  Уместовских

Усадьба в Жемыславле на левом берегу реки Гавья — памятник усадебно-парковой архитектуры XVIII-XIX веков — напоминает знаменитую королевскую резиденцию последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа "Лазенки", которая известна ещё и как "Дворец на острове". Ее строительством занялась графская семья Уместовских, в 1805 году вступившая во владение этими местами. В 1828 году маршалок шляхты Ошмянского уезда Казимир Уместовский занялся перестройкой купленного большого деревянного одноэтажного дома в стиле барокко, с оштукатуренными и побеленными стенами, под высокой, с просторной мансардой, красной черепичной крышей. Он ставит 2 кирпичных официны (просторные павильоны) с колонными портиками в редком для белорусской архитектуры тосканском стиле, погреб-ледник, оранжерею, конюшню, каретную и манеж. Его жена Юзефа в 1863 году после смерти супруга занялась постройкой дворца, который существует и теперь. Именно амбициозная Уместовская приказала одному из самых знаменитых в те времена в западных губерниях империи архитектору Л.Маркони скопировать королевскую резиденцию "Лазенки", построенную в 1784-1795 годах.

Это было классическое двухэтажное  симметричное здание с обширной прогулочной  площадкой, огражденной красивой балюстрадой, на плоской крыше. Привлекал внимание большой бельведер, арочные окна которого были украшены цветными витражами. Над парадным входом на четырех колонах коринфского ордера покоилась глубокая открытая лоджия с мозаичным полом. На втором этаже находились оригинальные ажурные балконы, а на торцах здания располагались более низкие объёмы с открытыми террасами. Внутреннюю планировку и интерьеры также копировали с королевского оригинала, но уже наследники Юзефы. Обогревались комнаты красивыми мраморными печками и каминами в "парижском стиле". Паркетный пол украшал оригинальный орнамент, на стенах были дубовые панели и фресковые росписи. Вокруг резиденции был разбит небольшой английский парк тоже похожий на Лазенковский. На искусственном водоеме была построена лодочная станция. На лодках можно было отправиться гулять в заречную часть парка. В этой части комплекса располагался высокий (восьмигранный в плане) "скарбец", имевший по периметру оригинального вида галерею-аркаду. В отдельных друг от друга помещениях одновременно находились склады, конюшня, семейная часовня, винокурня и сыроварня. Во время Первой мировой войны 1914 года немцы здесь открыли военный санаторий. После окончания гражданской и советско-польской войн Жемыславль оказался на территории Западной Беларуси. Последний владелец Владислав Уместовский отдает усадьбу под научную базу с природоведческой и сельскохозяйственной специализацией Виленского университета. До наших дней сохранились практически все основные постройки усадьбы и даже частично интерьеры дворца.

 

- Дворец Румянцевых-Паскевичей

Визитная карточка Гомеля — дворцово-парковый ансамбль русских  аристократов Румянцевых и Паске-вичей, находится на высоком берегу реки Сож и включает в себя дворец, парк, Петропавловский собор и каплицу. Комплекс является памятником архитектуры второй половины XVIII-XIX веков. Входит  в список белорусских историко-культурных ценностей, представленный в ЮНЕСКО  для включения в перечень Всемирного культурного наследия. А по концентрации и сочетанию элементов, их значимости не имеет аналогов на территории Беларуси. Композиционном центром ансамбля является построенный в стиле классицизма дворец который воплотил в художественной форме дух екатерининской эпохи. Его главный корпус был возведен в 1777-1796 годах на месте разобранного деревянного замка по приказу фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского, которому Екатерина Вторая подарила Гомель. После смерти фельдмаршала в 1796 году  Гомель наследовал его сын, известный дипломат, государственный деятель и меценат Николай Румянцев. Будучи человеком высокой европейской культуры, он при обустройстве своего имения, подобного которому не существовало во всей Российской империи, старался воплотить лучшие градостроительные идеи того времени. Все городские магистрали были ориентированы на дворец. А уникальная коллекция книг Николая Румянцева, собранная им в Гомеле, в результате легла в основу Государственной российской библиотеки. В 1834 году дворец был куплен известным полководцем Иваном Федоровичем Паскевичем графом Эриванским князем Варшавским. При нем осуществляется реконструкция и достройка дворца, а также разбивка вокруг него парка по проекту польского архитектора А. Идзковского. Его территория представляет собой живописный пейзаж, который образуется высокой террасой правого берега реки Сож, рассекаемой несколькими оврагами — следами водотоков ледникового периода. В парке, где садовниками работали польские, бельгийские и русские специалисты, были высажены многие редкие и экзотические породы деревьев и кустарников. Заложенный более двух веков назад парк —   сегодня считается лучшим из  сохранившихся в Беларуси пейзажных парков  с элементами романтизма. В парке более 9 тысяч деревьев местных и экзотических пород (сибирский кедр, японская лиственница, черная сосна и др.). Гармоничное сочетание в едином ансамбле рельефа, воды, зелени, архитектуры, художественная законченность в решении сложных композиционно-пространственных задач позволяет отнести его к лучшим образцам паркостроения конца XVIII — первой половины XIX в. Площадь парка около 25 га. Расположен он на обрывистом берегу полноводного Сожа и оврага с ручьем Гомий. Большая часть парка — пейзажная и лишь перед главным фасадом дворца он имеет регулярный характер. Насаждения парка состоят из местных и привезенных видов растений. Здесь можно встретить дуб, граб, клен, ясень, лиственницу, каштан, акацию, а также редкие породы пирамидального дуба, веймутовой сосны, плакучего ясеня, маньчжурского ореха и др. Различные породы деревьев искусно скомпонованы в живописные группы, усиливающие эффект восприятия пейзажа. В конце XIX — начале XX веков формируется комплекс хозяйственных построек, включающий одноэтажное каменное административное здание и подземные погреба для хранения продуктов. В противоположной части парка в здании бывшего сахарного завода создается "Зимний сад", в котором выращивались экзотические растения. Особый колорит этой части парка придает также расположенная рядом башня для обозрения. В 1889 году в парке недалеко от Петропавловского собора в псевдорусском стиле была возведена каплица-усыпальница Паскевичей, где захоронены останки восьми членов этой  семьи. Благодаря обилию архитектурных деталей и широкому использованию керамики в оформлении экстерьеров,  данное строение отличается особым изыском и живописностью. Часовня стала первым из всех памятников, отреставрированных  в БССР после войны. Собор святых Петра и Павла, построенный в 1809-1824 году собор по инициативе и на средства графа Румянцева,  и сегодня является действующим храмом. В Гомельском дворце гостили представители царской фамилии, в том числе императоры Александр II с супругой и Николай II. Местные экскурсоводы утверждают, что Наполеон собирался включить гомельскую усадьбу в изданную по его велению книгу "Лучшие в мире королевские дворцы". Но в 1941-1943 году дворцовый ансамбль  был разрушен и сожжен, а восстановлен и реконструирован только в 1969-м. В настоящее время здесь расположен Гомельский областной краеведческий музей. На данный момент музейная коллекция насчитывает более 126 тысяч экспонатов, среди которых есть истинные раритеты. Гомельский дворец по праву считается белорусским Эрмитажем. У музея, существующего в стенах дворца с 1919 года, вообще нет аналогов в Беларуси. В самом деле, какой наш дворец может похвастать воссозданными до мелочей интерьерами ушедших эпох и экспонатами, чудом уцелевшими в огне революций и войн! Так что даже на иностранца, уже повидавшего интерьеры роскошных европейских замков и дворцов, да к тому же не вдающегося особо в хитросплетения белорусской истории, дворец и его начинка произведут самое благоприятное впечатление13.

Информация о работе Усадебно-парковые комплексы в туристическо-экскурсионном потенциале РБ