Участие предприятий малого бизнеса в ФПГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить проблемы и роль в экономике малых предприятий и ФПГ, установить возможные пути коммуникационных связей между этими контрагентами.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
установить условия существования и развития предприятий малого бизнеса;
определить преимущества и недостатки деятельности малых предприятий;
рассмотреть роль предприятий малого бизнеса в экономике России;
изучить формы интеграции больших и малых предприятий;
изучить сущность ФПГ и процесс взаимодействия предприятий малого бизнеса с ними

Вложенные файлы: 1 файл

21- МАРИНА.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

1.2 Преимущества и недостатки малого  бизнеса

Независимые предприниматели  представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют многочисленную роль не только в социально – экономической, но и политической жизни. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки и к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности. Малый бизнес имеет ряд преимуществ. К ним относят:

Независимость действий. Малый бизнесмен сам себе хозяин, никому не подчиняется. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, что дает свободу действий энергичному и инициативному предпринимателю.

Возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений, что дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, легче адаптироваться к неожиданным обстоятельствам (при условии наличия достаточных финансовых и других возможностей). Это имеет особое значение в торговле, в первую очередь модными вещами, а также услугами  [7].

Адаптация к  особенностям местных условий. Малый предприниматель идеально организован и приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

Более низкие операционные расходы. По сравнению с крупными корпорациями малые фирмы несут относительно более низкие расходы на свое содержание и обслуживание (сравнительно низкий фонд заработной платы, небольшие инвестиции в оборудование, низкие управленческие расходы).

Шансы на быстрый  материальный успех. Одновременное получение зарплаты и всех дивидендов от бизнеса.

Долгосрочные  выгоды. Вкладывая средства в дела своей фирмы, предприниматель может рассчитывать, что, если дела идут успешно, он всегда может легко и выгодно продать дело в случае необходимости. Этот фактор привлекает многих предпринимателей.

Совмещение  нескольких профессий. Немало людей предпочитают быть в одном лице мастером на все руки (финансист, менеджер и т.д.). В малой фирме такие люди имеют возможность проявить себя как "многостаночники".

Преимущества  при специфическом или персональном рынке. Более крупные конкуренты, часто ограничены в своих действиях из-за процедур, разработанных головными органами. Малый бизнес в этом отношении более маневрен, особенно тогда, когда рынок имеет ярко выраженный сезонный характер или специфические условия.

Сохранение  предпринимательского духа. По сравнению с крупными корпорациями в малых фирмах, особенно в перспективных современных отраслях, больше проявляется инновационный, предпринимательский дух, о чем свидетельствует доминирование малого бизнеса в современных отраслях (электроника, генная инженерия, компьютеры).

Продолжением преимуществ  малого бизнеса являются его недостатки.

У малых предприятий  есть несколько слабых мест, в том  числе в условиях их функционирования в рыночной экономике. Эти слабые места определяются как раз тем, что этот бизнес является малым. Первое среди них - низкая возможность накопления капитала. Как правило, в расширение производства владельцы малого бизнеса, особенно и прежде всего частные владельцы, могут выделить незначительную часть капитала. Существенные сложности они испытывают, занимая капитал на стороне. Во-первых, эти сложности вызываются стремлением малого бизнеса к независимости (важнейшее его преимущество), которая существенно ограничивает возможности займа. Во-вторых, ограничения связаны и с условиями займа. У малого бизнеса не может быть достаточно средств для выплаты высокого процента, особенно, если предприниматель только начинает свою деятельность, велика и возможность риска [8].

Второе из слабых мест малого бизнеса, его проигрыш в управленческих возможностях по сравнению с крупными предприятиями. Неадекватные управленческие возможности означают, что владелец-управленец, как правило, проигрывает в сравнении с менеджером-профессионалом, так же как и с возможностями капитализации малого бизнеса.

Третья слабая позиция  малого бизнеса, несмотря на всю его  изворотливость, близость к потребителю, поставщикам, творчество в организации  производства, огромную роль в финансировании и поддержании конкурентной среды в экономике - именно в конкурентной борьбе. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение представителя малого бизнеса, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством [9].

Четвертая слабая позиция  малого бизнеса - особенности его  кредитования, ограниченность возможностей получить кредит, поскольку частные  финансовые институты редко решаются кредитовать малый бизнес. Действительно, объем каждой сделки мал, экономическая нестабильность самих предприятий малого бизнеса, а также необходимость содержать специальные службы по проверке кредитоспособности предприятий малого бизнеса, отличные от обычных, поскольку такие проверки чрезвычайно сложно осуществлять (требуется разработка специальных методик и т.п.), делают кредитование малого бизнеса невыгодным.

Пятая слабая позиция малого бизнеса - начало его деятельности. Дело не только в том, что нужен  первоначальный капитал, а его нет, но малый бизнес - это часто новые  рабочие места, в том числе и для безработных, не всегда обладающих соответствующими навыками, у которых эффективным бизнес становится далеко не сразу, а иногда и не с первого раза.

Можно назвать еще целый  ряд слабостей. Это и тот случай, когда малое предприятие - акционерное общество и ему трудно пробиться на рынке ценных бумаг, это и необходимость оплаты консультаций при организации, да и ведении дела. Это и частая необходимость обучения самого бизнесмена, и необходимость анализа ситуации на рынке, ведения бухгалтерского учета, трудности привлечения высококвалифицированных специалистов (у крупных компаний в этом случае шансов больше - престиж, более высокая оплата), часто сверхурочная работа персонала, трудности получения крупного заказа, недогрузка основных фондов, большие трудности с организацией национального экспорта и прочее.

Отсюда вывод: малый  бизнес гораздо более склонен  к патернализму, чем крупный. Такой  вывод делают не только исследователи  малого бизнеса в рыночной экономике. Из него исходят и государственные структуры, призванные регулировать систему хозяйственных отношений, экономическую стратегию [10].

Для того чтобы малый бизнес стал действительно жизнеспособным, смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходимы усилия со стороны государства по его поддержке.

1.3 Интеграция малого и крупного  бизнеса

Как уже отмечалось малое  предпринимательство существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает экономике должную гибкость, мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной макро-перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и снимает другие проявления социального напряжения [12].

Очевидна также ограниченность малого предпринимательства в современной экономике, связанные, прежде всего с его недееспособностью в отношении крупных и капиталоемких проектов и развертывания масштабных НИОКР, а также с его неустойчивостью. Именно крупные корпорации образуют те "кристаллизационные ядра" современных национальных народнохозяйственных комплексов, вокруг которых выстраиваются сети малых предпринимательских структур [10]. Анализ этих сетей зарубежными и отечественными исследователями выявляет:

Факт интегрированности  малых предприятий с крупнокорпоративными в многообразных формах, включая  субподрядные, франчайзинговые, венчурно-финансовые и лизинговые. Содержание всех этих форм - интеграция, переплетение функциональных областей крупных и малых хозяйствующих субъектов: производственных (субподряд), производственно-сбытовых (франчайзинг), инновационных (венчурное финансирование), производственно-финансовых (лизинг) [13].

Под "франчайзингом" понимают систему договорных отношений  крупных ("франчайзеров") и малых ("франчайзи") фирм в производстве и сбыте [14]. Преимущества франчайзинга (готовая "ниша" рынка, полный пакет четких инструкций, работа под известной торговой маркой, единство рекламной кампании и др.) обеспечивают высокую жизнеспособность малых фирм. Здесь обнаруживаются противоречия между: жесткостью централизованных стандартов и спецификой местных условий; длительностью срока действия договора франчайзинга и непредсказуемостью динамики многих параметров хозяйствования малой фирмы; высокой платой за включение во франчайзинговые отношения и недостаточным стартовым потенциалом новых франчайзи; стремлением франчайзера к наращиванию числа партнеров в конкретном регионе и желанием франчайзи сохранить исключительное право на обслуживание данной территории.

Венчурное финансирование (т.е. ограниченное определенными временными рамками акционерное участие  в капитале вновь создаваемых  или уже существующих малых фирм, деятельность которых, с одной стороны, связана со значительным риском, а  с другой, - способна обеспечивать высокую прибыльность) исследователи классифицируют следующим образом. С точки зрения характера связи между малой фирмой и инвестором оно подразделяется на прямое и косвенное (реализуемое через специальные фонды). Последнее в свою очередь - на финансирование через фирмы венчурного капитала; венчурные фонды корпораций; инвестиционные компании малого бизнеса [15]. Крупные корпорации стран развитой рыночной экономики используют преимущественно косвенное венчурное финансирование, выступающее в виде специфической формы интеграции предпринимательских структур .

Лизинговая форма взаимодействия крупного и малого бизнеса тоже зачастую практикуется с участием посредников - специализированных лизинговых компаний, эффективная деятельность которых приводит к снижению трансакционных издержек малых предприятий. Деятельность в сфере лизинга является перспективным видом бизнеса, инструментом, с помощью которого региональные и муниципальные административные органы могут успешно воздействовать на инвестиционные процессы.

Очевидно, что успешное функционирование предпринимательских  структур в переходный период экономики  невозможно без осуществления в  этих структурах эффективного внутрифирменного управления. Все это в целом  делает весьма актуальным задачу формирования соответствующего методического обеспечения процесса внутрифирменного управления в структурах среднего и малого бизнеса и разработку соответствующих инструментарно-прикладных аспектов подобного обеспечения на современном этапе.

 

 

1.4 Финансовые источники поддержки предприятий малого бизнеса

Широкая и разносторонняя финансово-кредитная помощь малому бизнесу со стороны государства  опирается на разветвленные экономические  и организационные механизмы, использует разнообразные формы и методы.

Различают два типа финансирования: внутреннее и внешнее.

На рисунке 1.1. представлены разные источники – от собственных средств до правительственных программ.


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Рисунок 1.1 –Источники финансирования малого бизнеса

Главными факторами предпочтения одного типа финансирования другому являются доступность денежных средств и превалирующие денежные ставки.

Финансовые рычаги широко используются для перемещения производительных сил, создания новых малых и средних  предприятий в промышленно отсталых районах, а также для увеличения количества рабочих мест в районах с избыточной рабочей силой.

В связи с тем, что  любое кредитование малого бизнеса  имеет известную степень риска, банки широко используют финансирование определенных форм хозяйственной деятельности, таких, как лизинг и факторинг.

Лизинг – сдача в  аренду инвестиции или потребительских  товаров - получил в последние 10-15 лет широкое развитие, став альтернативой  покупке необходимых факторов производства [9].

Факторинг означает продажу предпринимателем – поставщиком долговых обязательств своих клиентов с немедленным получением денег. Банк в полной мере принимает безналичные убытки, предприниматель – получатель факторинга, помимо процентов за кредит, выплачивает фактору комиссионные за риск [9].

Еще одно направление сотрудничества предприятий малого звена и банковских учреждений – предоставление разного  рода кредитов во многих случаях с  заниженной процентной ставкой и  увеличенными сроками погашения.

Информация о работе Участие предприятий малого бизнеса в ФПГ