Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 11:13, курсовая работа
Цель работы: определить проблемы и роль в экономике малых предприятий и ФПГ, установить возможные пути коммуникационных связей между этими контрагентами.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
установить условия существования и развития предприятий малого бизнеса;
определить преимущества и недостатки деятельности малых предприятий;
рассмотреть роль предприятий малого бизнеса в экономике России;
изучить формы интеграции больших и малых предприятий;
изучить сущность ФПГ и процесс взаимодействия предприятий малого бизнеса с ними
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют многочисленную роль не только в социально – экономической, но и политической жизни. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки и к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности. Малый бизнес имеет ряд преимуществ. К ним относят:
Независимость действий. Малый бизнесмен сам себе хозяин, никому не подчиняется. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, что дает свободу действий энергичному и инициативному предпринимателю.
Возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений, что дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, легче адаптироваться к неожиданным обстоятельствам (при условии наличия достаточных финансовых и других возможностей). Это имеет особое значение в торговле, в первую очередь модными вещами, а также услугами [7].
Адаптация к особенностям местных условий. Малый предприниматель идеально организован и приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
Более низкие операционные расходы. По сравнению с крупными корпорациями малые фирмы несут относительно более низкие расходы на свое содержание и обслуживание (сравнительно низкий фонд заработной платы, небольшие инвестиции в оборудование, низкие управленческие расходы).
Шансы на быстрый материальный успех. Одновременное получение зарплаты и всех дивидендов от бизнеса.
Долгосрочные выгоды. Вкладывая средства в дела своей фирмы, предприниматель может рассчитывать, что, если дела идут успешно, он всегда может легко и выгодно продать дело в случае необходимости. Этот фактор привлекает многих предпринимателей.
Совмещение нескольких профессий. Немало людей предпочитают быть в одном лице мастером на все руки (финансист, менеджер и т.д.). В малой фирме такие люди имеют возможность проявить себя как "многостаночники".
Преимущества
при специфическом или
Сохранение предпринимательского духа. По сравнению с крупными корпорациями в малых фирмах, особенно в перспективных современных отраслях, больше проявляется инновационный, предпринимательский дух, о чем свидетельствует доминирование малого бизнеса в современных отраслях (электроника, генная инженерия, компьютеры).
Продолжением преимуществ малого бизнеса являются его недостатки.
У малых предприятий есть несколько слабых мест, в том числе в условиях их функционирования в рыночной экономике. Эти слабые места определяются как раз тем, что этот бизнес является малым. Первое среди них - низкая возможность накопления капитала. Как правило, в расширение производства владельцы малого бизнеса, особенно и прежде всего частные владельцы, могут выделить незначительную часть капитала. Существенные сложности они испытывают, занимая капитал на стороне. Во-первых, эти сложности вызываются стремлением малого бизнеса к независимости (важнейшее его преимущество), которая существенно ограничивает возможности займа. Во-вторых, ограничения связаны и с условиями займа. У малого бизнеса не может быть достаточно средств для выплаты высокого процента, особенно, если предприниматель только начинает свою деятельность, велика и возможность риска [8].
Второе из слабых мест малого бизнеса, его проигрыш в управленческих возможностях по сравнению с крупными предприятиями. Неадекватные управленческие возможности означают, что владелец-управленец, как правило, проигрывает в сравнении с менеджером-профессионалом, так же как и с возможностями капитализации малого бизнеса.
Третья слабая позиция малого бизнеса, несмотря на всю его изворотливость, близость к потребителю, поставщикам, творчество в организации производства, огромную роль в финансировании и поддержании конкурентной среды в экономике - именно в конкурентной борьбе. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение представителя малого бизнеса, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством [9].
Четвертая слабая позиция малого бизнеса - особенности его кредитования, ограниченность возможностей получить кредит, поскольку частные финансовые институты редко решаются кредитовать малый бизнес. Действительно, объем каждой сделки мал, экономическая нестабильность самих предприятий малого бизнеса, а также необходимость содержать специальные службы по проверке кредитоспособности предприятий малого бизнеса, отличные от обычных, поскольку такие проверки чрезвычайно сложно осуществлять (требуется разработка специальных методик и т.п.), делают кредитование малого бизнеса невыгодным.
Пятая слабая позиция малого бизнеса - начало его деятельности. Дело не только в том, что нужен первоначальный капитал, а его нет, но малый бизнес - это часто новые рабочие места, в том числе и для безработных, не всегда обладающих соответствующими навыками, у которых эффективным бизнес становится далеко не сразу, а иногда и не с первого раза.
Можно назвать еще целый ряд слабостей. Это и тот случай, когда малое предприятие - акционерное общество и ему трудно пробиться на рынке ценных бумаг, это и необходимость оплаты консультаций при организации, да и ведении дела. Это и частая необходимость обучения самого бизнесмена, и необходимость анализа ситуации на рынке, ведения бухгалтерского учета, трудности привлечения высококвалифицированных специалистов (у крупных компаний в этом случае шансов больше - престиж, более высокая оплата), часто сверхурочная работа персонала, трудности получения крупного заказа, недогрузка основных фондов, большие трудности с организацией национального экспорта и прочее.
Отсюда вывод: малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный. Такой вывод делают не только исследователи малого бизнеса в рыночной экономике. Из него исходят и государственные структуры, призванные регулировать систему хозяйственных отношений, экономическую стратегию [10].
Для того чтобы малый бизнес стал действительно жизнеспособным, смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходимы усилия со стороны государства по его поддержке.
Как уже отмечалось малое
предпринимательство
Очевидна также ограниченность малого предпринимательства в современной экономике, связанные, прежде всего с его недееспособностью в отношении крупных и капиталоемких проектов и развертывания масштабных НИОКР, а также с его неустойчивостью. Именно крупные корпорации образуют те "кристаллизационные ядра" современных национальных народнохозяйственных комплексов, вокруг которых выстраиваются сети малых предпринимательских структур [10]. Анализ этих сетей зарубежными и отечественными исследователями выявляет:
Факт интегрированности
малых предприятий с
Под "франчайзингом" понимают систему договорных отношений крупных ("франчайзеров") и малых ("франчайзи") фирм в производстве и сбыте [14]. Преимущества франчайзинга (готовая "ниша" рынка, полный пакет четких инструкций, работа под известной торговой маркой, единство рекламной кампании и др.) обеспечивают высокую жизнеспособность малых фирм. Здесь обнаруживаются противоречия между: жесткостью централизованных стандартов и спецификой местных условий; длительностью срока действия договора франчайзинга и непредсказуемостью динамики многих параметров хозяйствования малой фирмы; высокой платой за включение во франчайзинговые отношения и недостаточным стартовым потенциалом новых франчайзи; стремлением франчайзера к наращиванию числа партнеров в конкретном регионе и желанием франчайзи сохранить исключительное право на обслуживание данной территории.
Венчурное финансирование (т.е. ограниченное определенными временными рамками акционерное участие в капитале вновь создаваемых или уже существующих малых фирм, деятельность которых, с одной стороны, связана со значительным риском, а с другой, - способна обеспечивать высокую прибыльность) исследователи классифицируют следующим образом. С точки зрения характера связи между малой фирмой и инвестором оно подразделяется на прямое и косвенное (реализуемое через специальные фонды). Последнее в свою очередь - на финансирование через фирмы венчурного капитала; венчурные фонды корпораций; инвестиционные компании малого бизнеса [15]. Крупные корпорации стран развитой рыночной экономики используют преимущественно косвенное венчурное финансирование, выступающее в виде специфической формы интеграции предпринимательских структур .
Лизинговая форма
Очевидно, что успешное функционирование предпринимательских структур в переходный период экономики невозможно без осуществления в этих структурах эффективного внутрифирменного управления. Все это в целом делает весьма актуальным задачу формирования соответствующего методического обеспечения процесса внутрифирменного управления в структурах среднего и малого бизнеса и разработку соответствующих инструментарно-прикладных аспектов подобного обеспечения на современном этапе.
Широкая и разносторонняя финансово-кредитная помощь малому бизнесу со стороны государства опирается на разветвленные экономические и организационные механизмы, использует разнообразные формы и методы.
Различают два типа финансирования: внутреннее и внешнее.
На рисунке 1.1. представлены разные источники – от собственных средств до правительственных программ.
Рисунок 1.1 –Источники финансирования малого бизнеса
Главными факторами предпочтения одного типа финансирования другому являются доступность денежных средств и превалирующие денежные ставки.
Финансовые рычаги широко
используются для перемещения
В связи с тем, что любое кредитование малого бизнеса имеет известную степень риска, банки широко используют финансирование определенных форм хозяйственной деятельности, таких, как лизинг и факторинг.
Лизинг – сдача в аренду инвестиции или потребительских товаров - получил в последние 10-15 лет широкое развитие, став альтернативой покупке необходимых факторов производства [9].
Факторинг означает продажу предпринимателем – поставщиком долговых обязательств своих клиентов с немедленным получением денег. Банк в полной мере принимает безналичные убытки, предприниматель – получатель факторинга, помимо процентов за кредит, выплачивает фактору комиссионные за риск [9].
Еще одно направление сотрудничества предприятий малого звена и банковских учреждений – предоставление разного рода кредитов во многих случаях с заниженной процентной ставкой и увеличенными сроками погашения.
Информация о работе Участие предприятий малого бизнеса в ФПГ