Участие профсоюзов России в выборах органов власти. Участие профсоюзов в расследовании несчастных случаев на произво

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:07, реферат

Краткое описание

Профессиональные союзы — исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это самая массовая общественная организация. Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
1 Участие профсоюзов России в выборах органов власти………………
2 Участие профсоюзов в расследовании несчастных случаев
на производстве……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

рефератик.docx

— 57.05 Кб (Скачать файл)

 
                             Сообщение о несчастном случае 
 
1. Наниматель, страхователь, получив сообщение о несчастном случае    на производстве, информирует профсоюзный комитет в соответствии с пунктом 10 правил. О несчастном   случае  со  смертельным   исходом   наниматель, страхователь немедленно сообщает профсоюзному комитету в соответствии с пунктом 41 правил.

2. О групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом, несчастном случае, явно относящемся в соответствии со схемой определения тяжести производственных травм к категории несчастных случаев с тяжелым исходом, профсоюзные комитеты немедленно сообщают своим вышестоящим профсоюзным органам в порядке подчиненности и форме сообщения о несчастном случае на производстве в соответствии с правилами .

3. О несчастном случае, произошедшем в организациях, где отсутствует профсоюз или потерпевший не является членом профсоюза, наниматель, страхователь сообщает в областное объединения профсоюзов.

4. О групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом, обусловленном исключительно состоянием здоровья потерпевшего,

по которому руководитель территориального структурного подразделения  Департамента государственной инспекции  труда принял решение о не проведении специального расследования, и оно  будет проводиться в соответствии с пунктом 18 Правил (далее – несчастный случай со смертельным исходом), технические  инспекторы труда профсоюзов в течение двух дней сообщают в техническую инспекцию труда Совета Федерации профсоюзов .

5. О несчастном случае со смертельным исходом, произошедшем в организации, где отсутствует профсоюз или потерпевший не является членом профсоюза, областные объединения профсоюзов в течение двух дней сообщают в техническую инспекцию труда Совета Федерации профсоюзов. 

6. Областные объединения профсоюзов ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, информируют о несчастных случаях со смертельным исходом, произошедших в течение месяца, техническую инспекцию труда Совета Федерации . 

 
 
 
           Расследование несчастных случаев со смертельным исходом  
 

1. В расследовании несчастного случая со смертельным исходом, в том       числе если несчастный случай произошел в организации, где отсутствует профсоюз или потерпевший не является членом профсоюза, обязательно участвует технический инспектор труда.

2. В случае отсутствия технического инспектора труда в штате профсоюза или по уважительной причине (отпуск, болезнь и т.д.), в расследовании несчастного случая, по согласованию с технической инспекцией труда Совета Федерации профсоюзов, участвует технический инспектор труда областного объединения профсоюзов или обеспечивает участие в расследовании несчастного случая технического инспектора труда организационной структуры другого профсоюза на территории области. В случае отсутствия по уважительной причине (отпуск, болезнь и т.д.) технического инспектора труда областного объединения профсоюзов, участие технического инспектора труда в расследовании несчастного случая обеспечивает техническая инспекция труда Совета Федерации профсоюзов . 
3. Участие технического инспектора труда в расследовании несчастного случая в организации, где отсутствует профсоюз или потерпевший не является членом профсоюза, осуществляется в соответствии с пунктом 11.

4. Получив сообщение о несчастном случае, технический инспектор труда незамедлительно выезжает на место происшествия, осматривает его, опрашивает свидетелей и должностных лиц, изучает необходимые документы, вносит предложения, отстаивает права потерпевшего. Встречается с семьей погибшего или лицами, представляющими его интересы, разъясняет установленные действующим законодательством права, льготы и компенсации.                   

5. Свое участие в специальном расследовании технический инспектор труда подтверждает подписью в заключении о несчастном случае государственного инспектора труда, составленного по результатам расследования. При несогласии с заключением технический инспектор труда излагает особое мнение, которое прилагается к документам специального расследования. Копию особого мнения технический инспектор труда направляет в техническую инспекцию труда Совета Федерации профсоюза  
6. Государственный инспектор труда (представитель органа государственного специализированного надзора и контроля) направляет в течение одного дня по окончании специального расследования в профсоюзную организацию, где произошел несчастный случай, материалы специального расследования, а копию заключения по несчастному случаю со смертельным исходом – в областные объединения профсоюзов (пункт 55 Правил).

7. Копии заключения, акта формы НП, составленных по результатам расследования несчастных случаев со смертельным исходом, направляются областными объединениями профсоюзов в течение двух дней после получения документов в техническую инспекцию труда Совета Федерации профсоюзов .

8. Контроль за правильным и своевременным расследованием, оформлением несчастных случаев со смертельным исходом, соблюдением настоящего Порядка осуществляет техническая инспекция труда Совета ФПБ, в пределах соответствующих территорий – технические инспекторы труда областных объединений профсоюзов, в соответствующих отраслях – технические инспекторы труда комитетов профсоюзов.

 
  Расследование несчастных случаев с тяжелым исходом 
 
1. В расследовании несчастных случаев с тяжелым исходом принимает участие уполномоченный представитель профсоюза.

2. В ходе расследования несчастного случая с тяжелым исходом уполномоченный представитель профсоюза участвует в осмотре места происшествия, опросе потерпевшего, свидетелей и должностных лиц, изучает необходимые документы, вносит предложения, излагает свое мнение об обстоятельствах, причинах несчастного случая, лицах, допустивших нарушения законодательства о труде, правил и инструкций по охране труда, мерах по предупреждению травматизма. Отстаивает права потерпевшего, разъясняет ему и лицам, представляющие его интересы, установленные действующим законодательством права и льготы.

 

3. Контроль за правильным и своевременным расследованием, оформлением несчастных случаев с тяжелым исходом осуществляют технические инспекторы труда комитетов профсоюзов и организационных структур профсоюза. При отсутствии у нанимателя профсоюзной организации контроль осуществляют технические инспекции труда областных объединений профсоюзов в пределах соответствующих территорий. 

 
       Расследование несчастных случаев без тяжелых последствий 
 
1. В расследовании несчастных случаев на производстве без тяжелых последствий принимает участие общественный инспектор по охране труда.

2. Общественный инспектор по охране труда в ходе расследования несчастного случая производит осмотр места происшествия, опрос потерпевшего и свидетелей, изучает необходимые документы, вносит предложения, излагает свое мнение об обстоятельствах, причинах несчастного случая, лицах, допустивших нарушения законодательства о труде, правил и инструкций по охране труда, мерах по предупреждению травматизма и другие, отстаивает права потерпевшего.

3. Контроль за правильным и своевременным расследованием, оформлением несчастных случаев без тяжелых последствий, а также выполнением мероприятий по устранению их причин осуществляют профсоюзные комитеты и технические инспекторы труда профсоюзов.

4. При участии в расследовании несчастного случая технический инспектор труда обязательно проводит проверку по соблюдению законодательства об охране труда в организации (структурном подразделении), где произошел несчастный случай, и в течение трех месяцев после окончания расследования организует проверку выполнения мероприятий по устранению причин несчастного случая.

5. Уполномоченные представители профсоюза обязаны, защищая права потерпевших от несчастных случаев на производстве, руководствоваться принципом презумпции невиновности потерпевшего.

6. При расследовании несчастного случая в действиях потерпевшего может быть установлена грубая неосторожность, содействовавшая возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью.

7. Если при расследовании несчастного случая в действиях потерпевшего установлена грубая неосторожность, о чем указывается в заключении (по результатам специального расследования несчастного случая) или акте о несчастном случае на производстве (по результатам расследования несчастного случая без тяжелых последствий), то составляется протокол об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве по форме, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты , Министерства здравоохранения от 2 апреля 2007 г. № 51/28 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда и социальной защиты. На основании протокола, подписанного уполномоченным должностным лицом организации, нанимателя, страхователя, а также уполномоченным представителем профсоюза, участвовавшим в расследовании, в акте о несчастном случае на производстве указывается степень вины потерпевшего от несчастного случая на производстве в процентах. Уполномоченный представитель профсоюза, участвующий в расследовании, обязан выяснить, является ли неосторожность потерпевшего грубой небрежностью или простой неосмотрительностью, не влияющей на размер возмещения вреда с учетом фактических обстоятельств. При этом для оценки действий потерпевшего следует учитывать конкретную обстановку, при которой произошел несчастный случай, личность потерпевшего, его физическое и психическое состояние в момент несчастного случая, возраст, образование, профессию, квалификацию, допускал ли он ранее аналогичные нарушения и т.п.

8. Уполномоченные представители профсоюза проверяют на местах выполнение мероприятий по устранению причин несчастного случая, своевременность и правильность назначения, выплаты потерпевшему и членам семьи погибшего сумм единовременных компенсаций, предусмотренных законодательством, генеральным, тарифным, местным соглашениями и коллективным договором.

9. В случае выявления нарушений требований Правил, а также при несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве профсоюзы обращаются в организацию, к нанимателю, страхователю, в органы государственного управления, государственного специализированного надзора и контроля, суд. 

      Охрана труда в России представляет собой систему экономических, технических, санитарно-гигиенических, организационных и правовых мероприятий, в осуществлении которых участвуют различные государственные органы, профсоюзные и другие общественные организации, коллективы предприятий и строек, научно-исследовательские институты. Законодательство по охране труда содействует облегчению и оздоровлению условий труда, предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний. Если несчастный случай все же произошел, закон призван содействовать выявлению и устранению его причин, а также возмещению ущерба потерпевшему. Данной цели служат нормы о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Расследование несчастного случая - это прежде всего выяснение в установленном порядке причин, которые привели к несчастному случаю на производстве. А учет несчастных случаев - объективная документальная фиксация каждого такого несчастного случая.

Согласно ст. 147 КЗОТ РСФСР администрация  предприятий, учреждений, организаций  с участием представителей соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия, а в установленных законодательством  случаях - с участием представителей и других органов обязана своевременно и правильно проводить расследование  и учет несчастных случаев на производстве. После слияния в 1933 году Наркомтруда СССР и ВЦСПС действовавшие в СССР Положения, регулирующие порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, утверждались профсоюзами в лице ВЦСПС. Последнее из них было утверждено постановлением ВЦСПС и Госпроматомнадзора СССР в 1989 году. Такой порядок регулирования расследования несчастных случаев на производстве вполне объясним, поскольку в СССР профсоюзы были наделены рядом властных государственных полномочий: они управляли государственным социальным страхованием, осуществляли надзор за соблюдением законодательства о труде и охране труда. В соответствии со старым Положением одним из участников расследования несчастных случаев была техническая инспекция профсоюзов. Заключение технического инспектора труда по несчастному случаю признавалось обязательным для исполнения администрацией и профсоюзным комитетом предприятия. Статья 147 КЗОТ предусматривала, что в случае отказа администрации в составлении акта о несчастном случае или при несогласии пострадавшего с изложенными в акте обстоятельствами несчастного случая пострадавший вправе обратиться в соответствующий выборный профсоюзный орган предприятия, постановление которого по поводу составления или содержания акта является обязательным для администрации. С распадом СССР ситуация изменилась. Не существует и самих организаций, утвердивших Положение 1989 года. Основы законодательства Российской Федерации по охране труда, принятые 6 августа 1993 года, оставили за профсоюзами только функции общественного контроля за охраной труда. Согласно ст. 25 Основ законодательства РФ по охране труда за профсоюзами сохранено лишь право принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование, однако они уже не выступают в качестве органа, решающего споры, связанные с расследованием несчастных случаев. В постановлении о порядке введения в действие Основ Верховный Совет РФ предусмотрел, что Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве впредь будет утверждаться Правительством РФ. Такое Положение утверждено 3 июня 1995 года и введено в действие с 1 августа 1995 года. С этой даты Положение 1989 года на территории РФ не применяется. Новое Положение устанавливает единый порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, обязательный для предприятий, учреждений и других организаций всех форм собственности. Иными словами, все ведомственные Положения органов надзора о расследовании несчастных случаев, если они ранее были приняты, должны полностью соответствовать Положению от 3 июня 1995 года. Несчастные случаи, происшедшие в организации (на объекте), подконтрольной органам государственного надзора (Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности и другие), расследуются в соответствии с настоящим Положением с учетом заключений этих органов по расследованию технических причин, приведших к аварии с несчастными случаями. В соответствии с Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи (травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полученные в результате взрыва, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций), повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть и происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ) на территории организации или вне ее, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией. В Положении от 3 июня 1995 года даны общие принципиальные условия, при наличии которых можно считать, что несчастный случай произошел на производстве. Если в момент несчастного случая пострадавший был связан с производственной деятельностью предприятия и нахождение его в месте происшествия объяснялось исполнением трудовых обязанностей, считается, что такой несчастный случай произошел на производстве. Если Положение 1989 года предусматривало, что не подлежат учету случаи естественной смерти, самоубийства, а также травмы, полученные пострадавшим при совершении им преступления, так как они не связаны с производством, то Положение от 3 июня 1995 года полностью отказалось от понятия так называемой квалификации несчастных случаев (деления их на связанные и не связанные с производством). С позиций нового Положения несчастный случай на производстве можно определить как внезапное повреждение здоровья рабочего или служащего при выполнении им трудовых обязанностей или при обстоятельствах, специально оговоренных в законе (в пути на работу и с работы на транспорте, предоставленном организацией). Как видно из определения, основным фактором отнесения несчастного случая к категории "на производстве" является наличие трудовых отношений между потерпевшим и предприятием - причинителем вреда. Не имеет значения при этом, зачислен рабочий или служащий на предприятие на срок определенный либо неопределенный, на постоянную, временную или сезонную работу; является штатным или нештатным; работает на основной работе или по совместительству, поскольку во всех перечисленных случаях он вступил в трудовые отношения с предприятием. Положение о расследовании несчастных случаев на производстве тесно связано и корреспондируется с Правилами возмещения вреда, причиненного работнику трудовым увечьем, утвержденными Верховным Советом РФ 24 декабря 1992 года. Для применения Правил к случаям возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, необходимо сочетание трех условий - работы потерпевшего у работодателя, непосредственной связи повреждения здоровья с исполнением трудовых обязанностей и причинения вреда источником повышенной опасности или наличия вины работодателя при причинении вреда не источником повышенной опасности. При совокупности этих условий ответственность работодателя за причинение вреда устанавливается по Правилам, а заявления потерпевших (и нетрудоспособных, потерявших кормильца) рассматриваются администрацией и судом. Правила установили, что даже в случаях, когда вред потерпевшему причинен по его грубой неосторожности, полный отказ в иске не допускается (ст. 7 Правила), однако размер возмещения вреда может быть уменьшен (смешанная ответственность). Смешанная ответственность в принципе не применяется к дополнительным видам возмещения вреда, к выплате единовременного пособия, а также при наличии вреда в связи со смертью кормильца. Все это делает бессмысленным деление несчастных случаев на связанные и не связанные с производством. Главное, что должно быть установлено: произошел ли данный несчастный случай на производстве либо нет. Положение не регулирует расследование профессиональных заболеваний, так как эти вопросы регламентируются специальными нормативными актами.

   Что касается "острых профессиональных заболеваний", упоминавшихся в Положении 1989 года, то они рассматриваются как несчастные случаи, поскольку являются результатом "острого отравления", а не постепенного действия неблагоприятных производственно-профессиональных факторов.

Диагноз хронического профессионального  заболевания имеют право устанавливать  впервые только специализированные лечебно-профилактические учреждения - Центры профпатологии (клиники и  отделы профзаболеваний НИИ, кафедры  профзаболеваний медицинских институтов, государственных институтов усовершенствования врачей). Действие Положения распространяется на: работодателей; работников, выполняющих  работу по трудовому договору (контракту); граждан, выполняющих работу по гражданско-правовому  договору подряда и поручения; студентов  образовательных учреждений высшего  и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего, начального профессионального  образования и образовательных  учреждений основного общего образования, проходящих производственную практику в организациях; военнослужащих, привлекаемых для работы в организациях; граждан, отбывающих наказание по приговору  суда, в период их работы на производстве; иностранных граждан и лиц  без гражданства, работающих в организациях под юрисдикцией Российской Федерации, иностранных граждан, работающих в  организациях, расположенных на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено  международными договорами Российской Федерации; граждан, участвующих в  ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Из сказанного следует, что сфера действия Положения от 3 июня 1995 года значительно шире, чем сфера действия ранее действовавших. Новое Положение охватывает не только рабочих и служащих, то есть граждан, работающих на условиях трудового договора (контракта), но и лиц, приравненных к ним по государственному социальному страхованию, членов колхозов и других кооперативов, а также граждан, работающих по гражданско-правовым договорам подряда и поручения. По договору подряда подрядчик обязуется выполнить за свой риск определенную работу по заданию заказчика из его или своих материалов, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу (ст. 350 ГК РСФСР). Предметом договора подряда является результат определенной работы подрядчика, например возведенное строение, сделанный ремонт и т. п. Подрядчик обязан выполнить работу за свой риск. Работа считается выполненной, когда достигнут обусловленный договором результат и когда она сдана заказчику. Все невыгодные последствия, возникшие в процессе выполнения работы, то есть до сдачи объекта подряда, в том числе его случайная гибель, подрядчик принимает на себя (это и есть его риск). По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если уплата вознаграждения предусмотрена законом или договором (ст. 396 ГК РСФСР). Граждане, работающие по договорам подряда и поручения, подлежат пенсионному страхованию. Время их работы включается в трудовой стаж для назначения государственных пенсий (при условии уплаты за них страховых взносов), а полученное по этим договорам вознаграждение учитывается при исчислении пенсий. Сказанное дает основание рассматривать отношения, складывающиеся при подрядных работах, как близкие к трудовым. Именно поэтому Правила возмещения вреда от трудового увечья, а вслед за ними и Положение от 3 июня 1995 года рассматривают несчастные случаи, происшедшие при исполнении гражданско-правовых договоров подряда и поручения, как трудовые увечья. Особо выделены в Положении ситуации, непосредственно, казалось бы, и не связанные, но по своему характеру и специфике нуждающиеся в специальном регулировании. Согласно п. 3 Положения оно распространяется на граждан, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Эту норму следует рассматривать как исключение, и поэтому на несчастные случаи, происшедшие при указанных ситуациях, Правила возмещения вреда от 22 декабря 1992 года не распространяются. В подобных случаях потерпевшие обращаются с иском о возмещении вреда в общегражданском порядке либо к непосредственному причинителю вреда (в зависимости от конкретных обстоятельств), либо к органу местного самоуправления - организатору работ. В тех случаях, когда травма получена пострадавшим не при обстоятельствах, связанных с исполнением трудовых обязанностей, по общему правилу Положение от 3 июня 1995 года не применяется. Так, несчастные случаи, происшедшие, например, в быту или по пути на работу в городском транспорте, пешком и т. п., по правилам Положения не расследуются как производственные травмы, если действия пострадавшего не были результатом выполнения задания администрации. Правильное и своевременное расследование каждого несчастного случая на производстве позволяет выявить причины травматизма и осуществить профилактические меры, решить вопрос об ответственности виновных и о возмещении ущерба пострадавшим. В Положении подробно регламентированы как порядок расследования несчастного случая, так и сроки, в течение которых оно должно быть проведено.

Информация о работе Участие профсоюзов России в выборах органов власти. Участие профсоюзов в расследовании несчастных случаев на произво