Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:14, реферат
Факторинг - одна из древнейших форм торгового финансирования. Активное становление факторинга началось в XIX веке в Англии.
Сегодня на рынке работают около тысячи компаний, расположенных на всех континентах и во всех странах мира. Крупнейшим рынком является Европа, на которую приходится 71% факторингового оборота, за ней следуют Америка (14%) и Азия (14%). Феноменальные темпы роста в 1998 - 2003 гг. продемонстрировали страны Восточной Европы (434%).
Факторинг
Факторинг - одна из древнейших форм торгового финансирования. Активное становление факторинга началось в XIX веке в Англии.
Сегодня на рынке работают около тысячи компаний, расположенных на всех континентах и во всех странах мира. Крупнейшим рынком является Европа, на которую приходится 71% факторингового оборота, за ней следуют Америка (14%) и Азия (14%). Феноменальные темпы роста в 1998 - 2003 гг. продемонстрировали страны Восточной Европы (434%).
В России, в отличие от зарубежных стран, факторинговый рынок в настоящее время развит достаточно слабо. Если в странах Западной Европы обороты по факторингу составляют более 5% ВВП (в Великобритании и Италии - 10%), в Восточной Европе - 1,5 - 2% ВВП, то в России - менее 0,1%. Отчасти это связано с тем, что лишь 5 из 20 лет истории существования факторинга в России можно считать годами реального развития рынка.
Факторинг — разновидность посреднических операций, проводимых банками и специальными компаниями, представляющая собой покупку денежных требований экспортера к импортеру и их инкассацию.
В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор).
Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 60−90 % стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги.
Виды факторинга
Различают два вида факторинга: скрытый и открытый.
При открытом факторинге, покупая требования, фактор-фирма применяет открытую цессию, то есть сообщает покупателю (импортеру) об уступке требований экспортером. В случае использования скрытого факторинга покупатель не информируется о продаже обязательств фактор-фирме, не сообщается также никому из контрагентов экспортера о кредитовании его продаж факторной компанией.
Чаще всего факторинговые операции предполагают регресс требований на экспортера в случае неоплаты импортером своих обязательств, однако в настоящее время все чаще встречаются случаи безоборотного факторинга, когда специализированная компания берет на себя кредитные риски, освобождая от них экспортера. Стоимость факторинговых услуг при этом возрастает. Однако при неплатежеспособности покупателя, задержке платежа, вызванной действиями правительства, при падении курса валюты платежа все потери несет фактор-фирма, которая, в свою очередь, не может предъявить претензии экспортеру.
Преимущества факторинга.
Использование факторинга наиболее
эффективно для небольших и средних
предприятий, расширяющих объемы продаж
или выходящих на новые рынки,
а также для вновь создаваемых
компаний, испытывающих недостаток денежных
средств из-за несвоевременности
поступления платежей от дебиторов,
наличия чрезмерных запасов, трудностей
в организации
Форфейтинг
Форфейтинг (англ. forfaiting от фр. à forfait — целиком, общей суммой) — операция по приобретению финансовым агентом (форфейтором) коммерческого обязательства заёмщика (покупателя, импортера) перед кредитором (продавцом, экспортером). Операция является специфической формой кредитования торговых операций. Основное условие форфейтинга состоит в том, что все риски по долговому обязательству переходят к форфейтору без права оборота на обязательства продавца.
Обязательство покупателя перед
продавцом оформляется в виде
долгового инструмента —
Форфейтинг применяется при поставках оборудования на крупные суммы от шести месяцев до восьми лет во внешнеэкономических сделках, превращая экспортную сделку с отсрочкой платежа в наличную и кредитуя дебиторскую задолженность других стран, в которых невозможно получить государственные экспортные кредиты или гарантии по ним. Форфейтинг используется и при отказе экспортера предоставлять долгосрочный кредит некоторым странам. Форфейтинг, таким образом, даёт возможность мелким и средним предприятиям заключать сделки, превышающие их финансовые возможности, поскольку они могут постепенно продавать свои долгосрочные требования за наличные.
Многие зарубежные покупатели готовы платить за товар дороже при условии предоставления отсрочки. Поэтому форфейтинг способен повысить конкурентоспособность российских предприятий на международном рынке. Несмотря на все свои достоинства, развитие форфейтинга в России происходит, мягко говоря, медленно, поэтому экспортеры могут рассчитывать лишь на услуги зарубежных форфейтеров.
Преимущества форфейтинговых сделок:
форфейтер берёт все риски на себя;
существует вторичный рынок форфейтинговых ценных бумаг, где долг можно продать, то есть первый форфейтер продаёт, появляется второй, третий и т. д.;
долг можно дробить и каждую часть долга можно оформить отдельным векселем, это удобно, при возникновении потребности финансовых ресурсов, в соответствии с её величиной продать не весь долг, а только его часть;
форфейтинг предусматривает гибкий график платежей, в том числе возможность предоставления льготного периода.
Сравнительная характеристика форфейтинга и факторинга:
При факторинге объектом операции выступает в основном счет-фактура. При форфейтинге объект операции – простой или переводной вексель. По факторингу осуществляют краткосрочное кредитование сроком до 180 дней. При форфейтинге – среднесрочное (сроком 180 дней – 10 лет). При факторинге сумма кредита ограничивается возможностями фактора, а при форфейтинге сумма кредита может быть достаточно.
Фактором авансируется оборотный капитал кредитора в размере 70-90% от суммы долга. Остальная сумма в размере 10-30% поступает на счет кредитора лишь после уплаты долга покупателем продукции за удержанием процентов и комиссии. Форфейтером выплачивается сумма долга целиком за удержанием дисконта.
Фактор может оставлять за собой право регресса к кредитору или же отказаться от этого права, но в такой ситуации при осуществлении экспорта товаров валютные и политические риски ложатся на плечи экспортера. Форфейтер же при экспортных операциях несет все риски, связанные с неоплатой долга, политические и валютные риски. Операция может дополняться элементами информационного, бухгалтерского, рекламного, страхового, сбытового, юридического и другого обслуживания кредитора (клиента). Не предусмотрен какой-либо вид дополнительного обслуживания.
Для фактора не предусмотрена
возможность перепродажи
При осуществлении факторинговых операциях нет нужды в поручительстве от третьего лица, а при форфейтинге гарантия третьего лица или же аваль являются обязательными.