Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 05:30, реферат
Фактор власти является одним из ключевых в деятельности организаций, а также экономики и общества в целом. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.
Власть – это возможность влияния на поведение других людей. Влияние – любое поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношение и ощущения и т.п. другого человека.
Можно выделить два аспекта власти, неразрывно связанных между собой: власть как специфическое экономическое благо и власть как особого рода отношения.
ФАКТОР ВЛАСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ
Фактор власти является одним из ключевых в деятельности организаций, а также экономики и общества в целом. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.
Власть – это возможность влияния на поведение других людей. Влияние – любое поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношение и ощущения и т.п. другого человека.
Можно выделить два аспекта власти, неразрывно связанных между собой: власть как специфическое экономическое благо и власть как особого рода отношения.
Как и всякое экономическое благо, власть способна удовлетворять потребности людей. Её уникальность состоит в том, что доступ ко всем другим благам получается не в результате обмена, а ходе потребления самого блага «власть». При наличии фактора власти доступ к другим благам вовсе не означает отказа от обладания властью.
Поскольку благо «власть» можно охарактеризовать как экономическое, то спрос на него всегда превышает предложение. Таким образом стремление к власти является одним из важнейших мотиваторов экономической деятельности, наряду с доходами и социальным престижем.
Борьба за власть неизбежно влечёт за собой возникновение властных отношений, когда один из участников (субъект власти) реализует свою волю в отношении других (объектов власти) в какой-то определённой сфере (властное пространство). Субъект власти имеет ресурсы, дающие ему преимущество и позволяющие влиять на принимаемые объектом власти решения. Ими могут быть финансовый капитал, информация, связи, возможность прибегнуть к силе.
Организация может выступать во властных отношениях как субъект власти, властное пространство и ресурс власти.
Функционируя в условиях конкурентной среды, любая организация участвует в борьбе за власть, чтобы реализовать свои цели. Стремление приобрести власть заставляет участников рыночной конкуренции осуществлять инновации, предлагать новые продукты и услуги, активно продвигать свои товары на рынок.
Однако успех организации в борьбе за власть всегда отражает её внутреннюю среду, эффективность организации властных отношений и конкуренции внутри организации.
Внутри организации существует сложная сеть властных отношений. Это, с одной стороны, формальная иерархия, вокруг которой строится любая организация. С другой стороны, важную роль играют неформальные коалиции и группы влияния, преследующие собственные интересы.
Властными отношениями и конкуренцией определяется процедура принятия решений, которые, в свою очередь, определяют развитие организации.
Чем большей является организация, тем более сложной становится структура формальных и неформальных отношений власти, между которыми также идёт конкуренция за власть.
Формальную власть в организации представляет управление,– это умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчинённые выполняют предписанные им официальные поручения и решают определённые задачи.
Представителем неформальной власти является лидер, то есть человек, за которым признаётся право принимать ответственные решения. Он обладает способностью вести за собой людей без использования административных (силовых) рычагов власти. Его личность наиболее авторитетна, играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Лидерские функции нигде не прописаны, его распоряжения не оформляются письменно в приказы, однако иногда они более эффективны и действенны, а санкции за неисполнение могут наступить с гораздо большей оперативностью и неотвратимостью.
В то же время невозможно
результативно выполнять функ
Поэтому для того, чтобы
организация эффективно выполнила
свои задачи, формальному руководителю
необходимо сочетать в себе эти качества,
либо лояльно и уважительно
Для того, чтобы сделать свое влияние действенным, руководитель должен развивать и применять власть. Руководитель должен оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведёт не просто к принятию данной идеи, а к фактическому труду, необходимому для достижения целей организации.
Влияние и власть зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и от способности руководителя. Не существует реальной абсолютной власти, так как ничто не может влиять на всех людей во всех ситуациях.
Власть в организации только отчасти определяется иерархией. Определяющее же значение имеет степень зависимости от другого лица.
Обычно руководитель имеет власть над подчинёнными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и т.п.
Однако в некоторых ситуациях подчинённые тоже могут иметь власть над руководителем, так как он зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чьё содействие необходимо для руководителя, влияние, которое подчинённые могут оказывать на своих коллег и способность подчинённых выполнять задания. Ярким примером власти подчинённых над руководителем являются исключительно благоприятные контракты, которые получают известные артисты и спортсмены.
Руководитель должен сознавать, что поскольку подчинённые часто тоже обладают властью, то использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объёме может вызвать у подчинённых такую реакцию, при которой они захотят продемонстрировать свою собственную власть. А это может привести к напрасной трате усилий и снизить уровень достижения целей.
Поэтому руководителю следует поддерживать разумный баланс власти: достаточный для обеспечения достижения целей, но не вызывающий у подчинённых чувства обездоленности и, отсюда, - непокорности.
Многие руководители также зависят от людей вне их собственной организации (поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность ведомств и профсоюзов) и от людей, которые ему формально не подчинены.
Эта зависимость от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, является основной причиной трудностей, которую испытывает руководящий персонал. Если руководитель не в состоянии влиять на эти многочисленные «неуправляемые» силы, он не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность деятельности всей организации.
Власть, влияние, инструменты лидерства являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения подобных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависят результаты его работы, он не сможет получить ресурсы, необходимые для достижения целей через других людей.
Руководитель может увеличить свою власть, дав другим возможность убедиться, что они зависят от него в вопросах ресурсов, необходимых для их работы – доступ к важным персонам, информации, услугам, деньгам и т.д.
Власть может принимать
1) власть, основанная на принуждении
(влияние через страх) –
2) власть, основанная на вознаграждении
(влияние через действия
3) экспертная власть –
4) эталонная власть (власть примера) – характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же;
5) законная власть (традиционная) –
исполнитель верит, что
Одним из самых действенных способов влияния является убеждение – эффективная передача своей точки зрения. Убеждение основано на власти примера и эксперта. Разница состоит в том, что исполнитель полностью понимает, что он делает и почему. Влияние имеет успех потому, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, как правило, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.
Фактор власть имеет важное значение и в организационном развитии. В ходе развития организации, изменяются и отношения власти. При этом возникает процесс двустороннего взаимодействия: властные отношения и борьба за власть определяют развитие организации, а оно, в свою очередь, влияет на процессе в сфере власти.
На стадии возникновения организации властные отношения носят преимущественно неформальный характер, как и в целом отношения между членами организации. Доминирует экспертная власть. Отсутствуют многоуровневые структуры власти. Борьба за власть ограничена, поскольку организация нуждается в мобилизации внутренних ресурсов для выживания во внешней среде.
Рост организации вызывает и
трансформацию отношений
В период зрелости в организации существует многоступенчатая формальная иерархия, часто обременённая структурами, случайно сложившимися под воздействием борьбы коалиций. Важную роль в развитии организации играет борьба за власть. Для некоторых членов она становится важнейшим направлением деятельности. Успех в борьбе за власть часто не связан с реальными результатами труда.
Стадия упадка организации характеризуется несоответствием формальных отношений власти и её реальной структурой. Формальная иерархия неэффективна и бюрократична. Центры неформальной власти стремятся к реализации своих целей часто вопреки целям организации. Происходит отчуждение отдельных элементов организации друг от друга. Неблагоприятная внешняя среда и вторжения конкурентов ограничивают ресурсы организации, к которым стремятся получить доступ властные коалиции. Реальные затраты труда не дают доступа к ресурсам власти.
Описанная последовательность, безусловно, справедлива не для любой компании. Большинство организаций так и не преодолевают стадии роста и разваливаются из-за непрерывной борьбы за власть.
Без учёта фактора власти невозможно
произвести реструктуризацию бизнеса,
как и любые радикальные
Для осуществления
Властные конфликты между
Любые конфликты должны по возможности происходить до начала изменений. На этом этапе конкуренция идей и подходов является стимулом к реорганизации. На этапе реализации решений необходимо избегать конфликтов.
В условиях радикальной реорганизации определяющим ресурсом власти является связь с «проектной группой», собственно и реализующей программу реструктуризации. Вместе с этим особую роль играют: личные отношения с другими членами организации, знания, право самостоятельно принимать решения и эффективность труда.
Итак, властные отношения и борьба за власть играют важную роль на всех этапах существования организации, часто определяя её дальнейшую эволюцию.