Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 11:57, реферат
Буквально все стороны жизни японского общества своеобразны и неповторимы: философские взгляды, религия, длительная изолированность от всего мира, высокая эстетическая культура, симбиоз средневекового рыцарства с современной деловитостью, удивительное трудолюбие и хорошо организованный отдых, верность семейным традициям, глубокая любовь к родине.
Японская философия и культура управления во многом опираются на традиционное национальное мировоззрение, сложившееся много веков назад, и на достижения американского менеджмента. Прихотливое, но гармоничное переплетение трех культур: китайской, ориентированной на групповую связь людей, индийской, обращенной к духовному абсолюту, и американской, основанной на свободной воле личности, — лежит в основе организационных устоев японского общества.
2.1 Философия японского менеджмента
Буквально все стороны жизни японского общества своеобразны и неповторимы: философские взгляды, религия, длительная изолированность от всего мира, высокая эстетическая культура, симбиоз средневекового рыцарства с современной деловитостью, удивительное трудолюбие и хорошо организованный отдых, верность семейным традициям, глубокая любовь к родине.
Японская философия и культура управления во многом опираются на традиционное национальное мировоззрение, сложившееся много веков назад, и на достижения американского менеджмента. Прихотливое, но гармоничное переплетение трех культур: китайской, ориентированной на групповую связь людей, индийской, обращенной к духовному абсолюту, и американской, основанной на свободной воле личности, — лежит в основе организационных устоев японского общества.
2.2 Принципы управления японского менеджмента
Принцип «человеческого потенциала».
Японские методы управления стали формироваться
в условиях послевоенной разрухи, когда
американская военная администрация
произвела «чистку ведущих
Принцип «человеческого потенциала» отличается от теории « человеческих отношений» тем, что работник оказывается полностью включенным во все обстоятельства, цели производства, понимает трудности своей работы, имеет возможность уделять внимание самоуправлению и самоконтролю, располагает всей полнотой необходимой для работы информации и приобретает в глазах коллектива и в своих собственных определенную значимость, сознавая при этом свою причастность к общему делу и меру своей ответственности.
Хорошей иллюстрацией практического применения этого принципа служат широко известные во всем мире японские кружки качества, т. е. деятельность японских менеджеров, направленная на широкое вовлечение рядового персонала фирм в мероприятия по обеспечению высокого качества выпускаемой продукции.
Основные цели создания этих кружков:
Следует обратить внимание на то, что все перечисленные цели опираются только на человеческий потенциал, рассчитаны на добровольное участие всего персонала в создании «козырного туза» экономики Японии — высококачественной продукции.
При реализации принципа «человеческий потенциал» меняется и роль руководителя. Он может быть менее осведомлен в деталях, в конкретных вопросах, чем его сотрудники, но их коллективное знание прекрасно дополнит его собственное. Важнейшей задачей руководителя теперь является искусство объединить разрозненных способных исполнителей, эффективно организовать их творческую деятельность, раскрыть их интеллектуальный потенциал. Основой принципа является традиционная для Японии ориентация на сплоченность группы, на коллективные формы труда.
Система пожизненного найма.
Это — одна из характерных, своеобразных
особенностей японского менеджмента,
истоки которой лежат в национальных
традициях народа. Процедура приема
на работу начинается задолго до подписания
приказа о зачислении в штат. Специально
подготовленные представители корпораций
и государственных служб
Отобранные кандидаты получают объективную информацию о будущем месте работы, и после тестирования и сдачи специального экзамена нанимаются на работу с испытательным сроком. И лишь после годовой стажировки в определенной должности под руководством специально выделенного сотрудника и получения положительных характеристик новый специалист включается в постоянный штат компании — на всю жизнь, до ухода на пенсию.
Принятый на постоянную работу сотрудник застрахован от безработицы, так как он не может быть уволен ни при каких обстоятельствах (кроме, например, банкротства фирмы).
Для покупки жилья предоставляются займы на льготной основе (компания берет кредит банка и предоставляет его своим служащим на льготных условиях). Обычно дома для работников приобретаются в одном жилом районе, что способствует постоянным встречам вне работы и установлению дружеских контактов между семьями.
Перешедший на работу в другую компанию лишается всех привилегий и начинает свою карьеру с нуля. В итоге большинство крупных фирм не знают проблемы текучести кадров, их сотрудники на всю трудовую жизнь отождествляют себя, свои интересы с интересами фирмы. Система пожизненного найма обеспечивает стабильность персонала, преданность коллективу и фирме. Развитое и постоянно закрепляемое чувство коллективизма отвечает устойчивым стереотипам и национальным традициям Японии.
Однако старение японского общества заставляет менеджеров задуматься о модификации идеи индивидуального пожизненного найма. Все чаще стали применяться иные формы трудовых отношений между работодателями и сотрудниками: временный наем, краткосрочный наем на сезонные, авральные или подсобные работы, наем на неполную рабочую неделю и т. п.
Система оплаты и продвижения «по старшинству». Продвижение по службе и, как следствие, рост заработной платы гарантированы, но зависят от трудового стажа в данной компании и от возраста. Молодой человек, даже проявивший большие способности, не может быть переведен на более высокую должность до определенного возраста. Например, для младшего администратора это 30лет, для старшего — 35.
Эта система стимулирует закрепление работников за фирмой практически исключает возможность потери квалифицированных специалистов, повышает производительность труда и сокращает затраты на обучение персонала. Принципы системы оплаты «по старшинству» в различных вариантах применяются практически во всех фирмах и на государственных предприятиях страны.
Уровень заработной платы часто зависит от размера предприятия, его финансовых возможностей (считается, что на крупных предприятиях требуется более высокая квалификация персонала).
Возможности служебного роста и продвижения на более высокие иерархические уровни гарантированы каждому сотруднику, поскольку уход на пенсию по возрасту является обязательным. Считается, что старший по возрасту сотрудник не должен работать под началом более молодого.
Система принятия решений. В
подавляющем большинстве
Эта система предусматривает
многократное согласование решений
на всех уровнях управления. Эта
процедура включает проведение консультаций
и обсуждений на уровне рядовых сотрудников
различных смежных
Ответственность за принятое
решение не ложится персонально
на руководителя, а распределена между
всеми управляющими различных уровней
управления (принцип групповой
Главное достоинство системы
— в притоке новых мнений и
свободе при обсуждении изучаемых
проектов. (Американские методы принятия
управленческого решения
Один из высокоэффективных методов японского искусства управления — интенсивное общение руководителей со своими сотрудниками, поощрение частных и неформальных связей. Рабочий день во многих фирмах начинается с митинга. Высший управляющий рассказывает сотрудникам о политике компании, о ее первоочередных задачах. Он надеется, что с помощью таких контактов коллектив станет более сплоченным и его работа более эффективной.
Еще один способ интенсивного общения — принцип «час в неделю, день в месяц». Администрация фирмы, включая и высших руководителей, приходит работать в цехи вместе с рядовыми рабочими. Непосредственное участие руководителей в работе коллектива, прямые контакты с сотрудниками, несомненно, создают атмосферу уважительного доверия и являются надежным способом обмена неформальной информацией.
Другие виды контактов устанавливаются путем организации в цехах и офисах малых групп (кружки качества или группы нулевых дефектов, система поставки материалов и комплектующих изделий «точно вовремя», т.е. без создания запасов и межоперационных заделов, внедрение принципа «электронные конторы без бумаг», проблемные группы и т. д.).
В малых группах обсуждаются
пути решения задач, проводятся активные
дискуссии о повышении
Традиции японского общества ориентированы на коллективные ценности и предполагают почтительное отношение младшего к старшему, к своему руководству, как к старшим родственникам. Начальники в свою очередь обязаны проявлять отеческую заботу о подчиненных. В итоге служащие отождествляют себя с фирмой как со своей большой семьей. Японские рабочие и специалисты глубоко убеждены, что работать в ведущей фирме — большая честь.