Показывает, какая часть собственных
средств находится в мобильной форме позволяющей
относительно свободно маневрировать
этими средствами. В качестве ориентировочного
значения можно назвать 0,5.
К обеспеч. СОС =
(1)
Данный коэффициент показывает наличие
собственных оборотных средств необходимых
для устойчивости, него нормативное значение
k ≥0,6-0,8.
К маневр. =
(2)
К автономии =
(3)
Показывает долю собственных средств
в общем объеме ресурсов предприятия.
Нормальным значением можно считать К≥0,5
- в этом случае все обязательства предприятия
покрываются его собственными средствами.
К краткосроч. задолж. =
(4)
Следует помнить, что внешним проявлением
финансовой устойчивости является платежеспособность
предприятия, т.е. его способность в срок
рассчитываться по своим обязательствам.
Предприятие считается платежеспособным,
если имеющиеся у него денежные средства,
краткосрочные финансовые вложения (ценные
бумаги) и активные расчеты (расчеты с
дебиторами) покрывают его краткосрочные
обязательства[8, с.35].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ
УСТОЙЧИВОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
ОАО «ОМСКИЙ АЭРОПОРТ»
Открытое акционерное
общество "Омский аэропорт" - крупное
предприятие в Сибирском федеральном
округе. "Омск Центральный" входит
в тридцатку лучших из 330 российских аэропортов
по перевозкам пассажиров, грузов и почты.
2.1. Краткая характеристика
предприятия
Омск-Центральный —
международный аэропорт Омска. Расположен
в 5 км юго-западнее центра города. Входит
в тридцатку лучших российских аэропортов по перевозкам пассажиров, грузов и почты. Аэропорт включен в перечень
52 аэродромов федерального значения,
необходимых для осуществления полномочий Российской
Федерации (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 20 марта 2008 года № 340-р). Является аэродромом совместного
базирования — помимо гражданской
авиации, здесь базируется авиация МВД
РФ.
17 мая 1929 года — официальная дата
рождения аэропорта. В первые сутки работы
прибыло два самолёта. Первые пилоты Омского
аэропорта — Ф. Н. Кононенко, Л. В. Лункевич,
Ю. И. Редин, Яхонтов, П. Т. Полозенко.[3] В 1931 году в аэропорту появились самолёты П-5, АНТ-9, год спустя — К-5, ПО-2. С 15 мая 1931 года открылось воздушное пассажирское сообщение Москва — Новосибирск
на трехмоторных самолётах типа АНТ-9. Самолёты были оборудованы комфортабельной пассажирской
кабиной на 11 мест. Продолжительность
полёта от Омска до Москвы 14 часов, от Омска до Новосибирска — 3 часа. Омская аэростанция становится
узловой. Зимой 1931—1932 года впервые самолёты из Омска отправляются в Обдорск
(Салехард) через Тавду. В эти годы осваивал
новые воздушные
трассы молодой пилот В. С. Молоков, один из
первых лётчиков Героев
Советского Союза. В 1932 году, несмотря на отсутствие
инфраструктуры аэропорта, были налажены
регулярные рейсы Тара — Большеречье — Омск. Первыми зданиями аэропорта становятся помещения
бездействующей мельницы купца Емельянова.
В этом же
году в Омске было создано авиазвено
спецприменения, находившееся в подчинении Новосибирского 210-го лётного отряда.
Авиазвено в больших объёмах выполняло
различные народнохозяйственные и авиахимические
работы. С февраля 1933 года Омский аэропорт включен в обслуживание
зимнего пассажирского и почтового грузового
движения. В 1934 году Омский аэропорт становится узловым
на участке Западно-Сибирской трассы. Численность
сотрудников авиамастерских достигает
уже более 200 человек. Формируется 7-й ночной
транспортный отряд, ставший в период Великой
Отечественной войны авиаотрядом спецприменения. 8 августа 1936 года в Омске совершил посадку АНТ-25, выполнивший полёт
по маршруту Москва — остров
Удд (Дальний
Восток).
Аэропорт «Омск-Центральный»
имеет одну взлётно-посадочную
полосу 07/25, класса В, размерами
2501×45 м, максимальный взлетный вес воздушного
судна 191 т, классификационное число ВПП (PCN) 50/F/C/X/T[7]. Вторая — грунтовая ГВПП 2800×100 м, по состоянию
на 2013 год выведена из эксплуатации.[8] Аэропорт «Омск-Центральный»
имеет 36 мест для
стоянки воздушных
судов, рулежные
дорожки, технологические
дороги, заправочную станцию, места для обработки воздушных
судов противообледенительной
жидкостью. В Аэропорту «Омск-Центральный»
имеются два терминала. Терминал «A» —
аэровокзал международных воздушных линий,
терминал «B» — аэровокзал внутренних
воздушных линий. Аэропорт «Омск-Центральный»
пригоден для приёма самолётов Ту-204, Ту-214, Ту-154, Ту-134, Airbus A319, Airbus A320,Airbus A321, Boeing 737, Boeing 757, Boeing 767, Ан-148, Ан-74, Ан-26, Ан-24, Ан-12, Як-42, Як-40, ATR-42, ATR-72, Bombardier
CRJ 100/200 А-310 (не более 1 самолёто-вылета
в сутки), Ил-62 (в исключительных
случаях), Ил-76 (не более 10 самолёто-вылетов
в сутки) и все более лёгкие, а также вертолеты
всех типов.
2.2. Анализ финансовой
устойчивости
Для того чтобы проанализировать
финансовую устойчивость ОАО «Омский
аэропорт» рассчитаем факторный показатель
финансовой устойчивости, который выглядит
следующий образом: М=±Ес,±Ет,±Ее .Воспользуемся
для расчета таблицей 1, в которой представлены
все необходимы для расчета данные.
Таблица 1 – Анализ типов финансовой
устойчивости предприятия ОАО «Омский
аэропорт» в тыс. руб.
Показатели |
Услов. обознач. |
2012 г. |
2013 г. |
Изменение |
Источники собственных средств |
Ис |
562538 |
795904 |
233366 |
Внеоборотные активы |
F |
542289 |
666170 |
123881 |
Наличие собственных средств |
Ес |
20249 |
129734 |
109485 |
Долгосрочные кредиты и займы |
Кт |
29101 |
30084 |
983 |
Наличие собственных и долгосрочных
заемных средств |
Ет |
49350 |
159818 |
110468 |
Краткосрочные кредиты и займы |
Кt |
108397 |
148994 |
40597 |
Общая величина основных источников
средств |
Ее |
157747 |
308812 |
151065 |
Общая сумма запасов |
Z |
67643 |
57390 |
-10253 |
Изменение собственных оборотных
средств |
±Ес |
-47394 |
72344 |
119738 |
Изменение собственных оборотных
средств и долгосрочных заемных средств |
±Ет |
-18293 |
102428 |
120721 |
Изменение общей величины основных
источников |
±Ее |
90104 |
251422 |
161318 |
Трехфакторная модель финансовой
устойчивости |
М |
0;0;1 |
1;1;1 |
Х |
Трехфакторная модель финансовой
устойчивости |
М |
2,56654 |
3,194569 |
Х |
Собственные оборотные средства |
|
1104827 |
1462074 |
357247 |
Валюта баланса |
|
700034 |
974982 |
274948 |
По данным таблицы 1, мы видим,
что многие показатели существенно изменились.
Источники собственных средств и их наличие
увеличились практически в 2 раза, и их
рост пропорционален. Величина внеоборотных
активов так же на 123 881 тыс. руб. увеличилась
за исследуемый период. Можно предположить,
что предприятие вкладывает свои средства
в расширение транспортного парка, модернизацию
оборудования, зданий и сооружений.
Но не смотря на приток собственных
средств, ОАО «Омский аэропорт» использует
и заемный капитал, при том что краткосрочных
кредитов в общей величине заемного
капитала около 80%, а долгосрочных соответственно
20%. в 2013 г. предприятие увеличило свой
заемный капитал еще на 50 000 тыс.руб. Таким
образом предприятие ставит себя в зависимость
от внешних кредитующих организаций и
банков. Эту ситуацию нельзя назвать благоприятной
для организаций, так как сумма привлеченных
заемных средств более чем в 2 раза превосходит
величину запасов.
Запасы значительно сократились
в 2013 г. по сравнению с 2012 г. Это странно,
так как внеоборотные активы выросли,
предположительно приобретены новые самолеты,
а топливо и комплектующие детали сократились,
при росте кредиторской задолженности
предприятия.
По представленным
расчетам видно, что в 2012 г. у ОАО
наблюдается существенный недостаток
собственных оборотных средств
и долгосрочных заемных средств.
При этом так же присутствует
излишек величины основных источников.
Подставим имеющиеся данные в
трехфакторную модель:
М=0,0,1;
финансовое положение ОАО «Омский
аэропорт» в 2012 г. можно охарактеризовать
как неустойчивое. У предприятия, скорее
всего нарушена платежеспособность, нарушено
равновесие в структуре источников финансирования,
наблюдается «залеживание» запасов.
В 2013 г. положение анализируемого
предприятия стабилизируется за счет
пополнения источников собственных средств.
По всем анализируемым показателям трехфакторной
модели наблюдается излишек.
М=1,1,1;
Такие показатели характеризуют
абсолютную финансовую устойчивость предприятия,
и на практике встречаются крайне редко.
Далее рассчитаем набор коэффициентов,
которые применяются для анализа финансовой
устойчивости предприятия. Таких коэффициентов
очень много, они отражают разные стороны
состояния активов и пассивов предприятия.
Коэффициенты финансовой устойчивости,
рекомендуемые критерии и расчетные значения
представлены в таблице 2.
По данным таблицы 2 можно сделать
следующий вывод: Практические все рассчитанные
коэффициенты соответствуют рекомендуемым
критериям, кроме коэффициента маневренности.
Сокращение коэффициента автономии
в 2013 г. указывает на увеличении доли заемного
капитала и снижении финансовой устойчивости
предприятия. Коэффициент соотношения
заемных и собственных средств показывает,
что 0,12 единиц привлеченных средств приходится
на каждую единицу собственных средств
и в 2012 и 2013 гг.
В 2012 г. всего 4 % собственного
капитала находиться в обороте,
а в 2013 г. 16 %. Предприятию недостает
гибкости в использовании собственных
средств, коэффициент в 2013 г. увеличился
за счет роста собственного оборотного
капитала.
Риск банкротства ОАО достаточно
велик, так как доля чистых активов в стоимости
всех средств предприятия относительно
мала. В 2013 г. риск несколько уменьшился,
но угроза банкротства все еще реальна.
В 2012 году большая доля
имущества предприятия производственного
назначения, а в 2013 г. эта доля
сократилась на 12 %, но все равно
преобладает в структуре имущества.
Так же для оценки финансовой
устойчивости ОАО «Омский аэропорт» воспользуемся
трехфакторной моделью Лего.
Z = 4,5913А + 4,5080B + 0,3936С - 2,7616
где,
A = Акционерный капитал /
Всего активов.
B = (Прибыль до налогообложения
+ чрезвычайные расходы + финансовые
расходы) / Всего активов.
C = Объем продаж за два
года / Всего активов за два периода.
Расчетные данные представим
в таблице 2.
Таблица 2. – Показатели модели
Лего
Показатель |
2012 |
2013 |
A |
0,8036 |
0,8163 |
B |
0,1893 |
0,2903 |
C |
1,9945 |
2,2853 |
Z |
2,5665 |
3,1946 |
В 2012 году вероятность банкротства
для исследуемого предприятия составляла
15-20%, в целом ситуация неопределенна конкретно.
В 2013 г. риск банкротства минимален,
вероятность того, что ОАО не сможет отвечать
по своим обязательствам, минимальна,
предприятие является финансово устойчивым.
1.Расчет коэффициента концентрации
собственного капитала:
K концентр СК =
(5)
K концентр СК = = 0,8;
т.к. k=0,8 , то финансовая устойчивость
предприятия растет и если кредиторы одновременно
потребуют погасить обязательства, то
компания сможет расплатиться.
2. Расчет коэффициента
концентрации заемного капитала:
K концентр ЗК =
(6)
K концентр ЗК = ;
Данное значение коэффициента
говорит нам о том, что предприятие имеет
небольшую задолженность и финансовое
состояние устойчивое.
3. Расчет коэффициента
соотношения собственных и заемных
средств:
K =
(7)
K = = 0, 3;
Зависимость предприятия от
заемных средств, сравнительно небольшая,
т.к. коэффициент не превышает 1.
4.Расчет коэффициента
структуры долгосрочных вложений:
K сдв =
(8)
K сдв = = 0,05 ;
Данное низкое значение
этого коэффициента может свидетельствовать
о невозможности привлечения долгосрочных
кредитов и займов.
5.Расчет коэффициента
кредиторской задолженности:
К кт. Задолж. =
(9)
К кт. Задолж. = = 17,2
Данный коэффициент
показывает скорость оборачиваемости
кредиторской задолженности, чем выше
коэффициент оборачиваемости кредиторской
задолженности, тем быстрее компания рассчитывается
со своими поставщиками.
6.Расчет коэффициента
дебиторской задолженности:
К дт. Задолж. =
(10)
К дт. Задолж. = = 30,6
Чем выше коэффициент
оборачиваемости дебиторской задолженности,
тем быстрее компания рассчитывается
со своими покупателями.
7.Расчет коэффициента
финансовой независимости формирования
запасов:
К фин. Независимости
форм. запасов =
(11)
К фин. Независимости форм. запасов
= = 8,3
Данный коэффициент
свидетельствует о том, что предприятие
является финансово устойчивым и риск
вложения инвесторов отсутствует, т.к.
рекомендованное значение данного k должно
быть не ниже 0,5.
8.Расчет маневренности
собственного капитала:
К маневренности =
(12)
К маневренности =
= 1,04
Данное значение коэффициента
говорит о том, что степень мобильности
(гибкости) использования собственных
средств высокая, то есть, часть собственного
капитала не закреплена в иммобилизованных
(внеоборотных) активах и дает возможность
маневрировать средствами организации.
Таблица - 3. Динамика
показателей финансовой устойчивости
ОАО «Омский аэропорт»
Показатель |
2012 г. |
2013 г. |
Коэффициент концентрации СК |
0,7 |
0,8 |
Коэффициент концентрации ЗК |
0,01 |
0,2 |
Коэффициент соотношения СК/ЗК |
0,02 |
0,3 |
Коэффициент структуры ДВ |
0,03 |
0,05 |
Коэффициент кредиторской задолженности |
12,6 |
17,2 |
Коэффициент дебиторской задолженности |
16,5 |
30,6 |
Коэффициент фин. независимости
в части формирования запасов |
12,8 |
8,3 |
Коэффициент маневренности |
1 |
1,04 |