Финансовые и банковские услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:06, реферат

Краткое описание

Определение понятия "финансовая услуга" является важным для удовлетворения потребности правоприменительной и правореализационной практики. Гражданское законодательство определяет лишь контур признаков понятия "финансовая услуга" и указывает их виды. Обращаясь к Законодательству, мы можем увидеть, что определение термина "финансовые услуги" содержится в ГК РФ п. 2 ст. 824 и его употребление связано с предметом уступки, в части денежных требований.

Вложенные файлы: 1 файл

финансовые и банковские услуги.docx

— 24.75 Кб (Скачать файл)

  Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный  университет 

имени первого  Президента России Б.Н.Ельцина»

Филиал УрФУ в  г. Среднеуральск

 

                                   

Очное отделение                   

              Специальность: 220501                                                                                 Группа:  УПК-302

 

Доклад

На тему: Финансовые и банковские услуги

По дисциплине: Технология и организация производства

 

 

 

 

Студент                                                                    (Е.А.Буравина  )

Преподаватель                                                      (Н.В.Десяткова)

 

 

 

Среднеуральск 2012

 

Финансовые услуги

         Определение понятия "финансовая услуга" является важным для удовлетворения потребности правоприменительной и правореализационной практики. Гражданское законодательство определяет лишь контур признаков понятия "финансовая услуга" и указывает их виды. Обращаясь к Законодательству, мы можем увидеть, что определение термина "финансовые услуги" содержится в ГК РФ п. 2 ст. 824 и его употребление связано с предметом уступки, в части денежных требований.

        Но своему определению, термин "финансовые услуги" обязан Федеральному закону N 117-ФЗ, ст. 3 . Согласно этого закона понятие финансовая услуга, определялось как вид деятельности, в сфере привлечения и использования денежных средств физических и юридических лиц. Но определяя финансовую услугу, как вид деятельности, закон не позволял квалифицировать, тот или иной вид деятельности, в части, подпадает он или не подпадает под определения признака понятия "финансовая услуга".

        Современное определение понятие "финансовой услуги", отражая тот же объём и содержание понятия, имеет редакционные изменения, позволяющие однозначно определить какой вид деятельности подпадает под понятие "финансовая услуга”. В данном случае, имеется в виду Федеральный закон N 135-ФЗ, п.2, ст. 4. В этом Законе: во-первых, определены все виды деятельности, с целью придания им закрытого характера; во-вторых, определены сферы деятельности, где могут быть реализованы финансовые услуги.

        Определение сферы деятельности (страховая, банковская и т.д.), где могут быть реализованы финансовые услуги позволило устранить противоречия существования двух законов: одного, регулирующего товарный рынок, а, второго, регулирующего финансовый рынок. Однако, цель придания закрытого характера видам деятельности, через создание закрытого перечня финансовых услуг, следует признать не достигнутой.

Нормативные определения понятия  «финансовая услуга» имеют следующие  признаки:

  • «услуга»;
  • «оказываемая финансовой организацией»;
  • «связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц”(т.е. определяет движение капитала).

        Используя нормативные термины, формируется открытый перечень финансовых услуг: услуга по договору лизинга, банковская услуга, услуга на рынке ценных бумаг.Сравнивая, российское определение понятия «финансовая услуга», с зарубежным опытом позволяет положительно охарактеризовать Российское Законодательство, что следует рассматривать, как обладание потенциалом дальнейшего развития правового регулирования в отношении финансовых услуг, которые появятся в будущем.

Банковские  услуги

Банковские услуги: происхождение  и сущность

Происхождение 
 
         Слово “Банк” происходит от старо-французского “banque” и означает “стол”. Конкретной исторической даты возникновения банков нет. Элементы развития банковского дела можно найти в истории древних государств - Вавилона, Египта, Греции, Рима. В те времена банковские операции сводились к покупке, продаже, размену монет, учету обязательств до поступления сроков, приему вкладов, выдаче ссуд, ипотечным и ломбардным операциям. Но постепенное изменение социально-экономических условий (установление раннефеодальных порядков, преобладание натурального хозяйства, осуждение ранним христианством посреднических денежных отношений) привело к затиханию товарно-денежных операций и вместе с ними операций, которые сегодня трактуются как банковские. Разложения феодального строя, развитие городов, торговли и ремесел обусловило активизацию товарно-денежных операций и сформировало потребность в посредниках, которые могли минимизировать риски операций с деньгами.

         Одним из первых банков в  современном понимании этого  термина стал основанный в  1407г. Банк Генуи. В Западной  Европе переход к кредитным  банкирским домам и коммерческим  банкам произошел во второй  половине XVIIв., в США история банковского  дела начинается со второй  половины XVIIIв. 

         Первые банки, являвшиеся предшественниками  капиталистических банков, возникли  во Флоренции и Венеции (1587 г.) на основе меняльного дела  – обмена денег различных городов  и стран. Главными операциями  банков был прием денежных  вкладов, предоставление ссуд  государству, торговцам и безналичные  расчеты. Суть последних заключалась  в перенесении суммы с одного  счета на другой в книгах  банкира в присутствии обоих  клиентов. Позднее по этому принципу  были организованы банки в  Амстердаме (1609 г.) и Гамбурге (1619 г.).  
 
        Самая первая попытка создания коммерческого банка в России была предпринята в г. Пскове воеводой Афанасием Ордин-Нащокиным, но эта идея не была одобрена центральным правительством. В 1729-1733гг. первые банковские операции в России стала осуществлять Монетная контора, а первый коммерческий банк – Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества – появился в 1754г. 
 
         Сегодня «деятельность банковских учреждений так многообразна, что их истинная сущность оказывается действительно неопределенной»

Сущность 
 
       В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом.  
 
     Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия. 
 

 

Основными функциями коммерческих банков являются:

  • мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;
  • кредитование предприятий, государства и населения;
  • выпуск кредитных денег;
  • осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;
  • эмиссионно-учредительская функция;
  • консультирование, представление экономической и финансовой информации.

Банковские услуги: состав и структура

  • Валютный обмен. История свидетельствует, что одной из первых услуг, предложенными банками, стали валютные операции. В современной банковской деятельности эти операции имеют огромное значение, поскольку экономические связи субъектов хозяйствования постоянно расширяются.
  • Учет коммерческих векселей и предоставление кредитов предприятиям.

     Уже в древние  времена банкиры начали учитывать  коммерческие векселя. Этим они  предоставляли займы местным  торговцам, которые продавали  банку долговые обязательства  своих покупателей с целью  быстрейшей мобилизации средств.  От учета коммерческих векселей  лежал недолгий путь к прямому  кредитованию деловых предприятий.

    Посредничество  в кредите стало одной из  важных функций коммерческого  банка. Это посредничество осуществляется  путем перераспределения денежных  средств, временно высвобождающихся  в процессе круговорота денежных  фондов юридических лиц и денежных  доходов физических лиц. 

  • Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк.
  • Сберегательные вклады. Одним из способов привлечения дополнительных средств являются сберегательные вклады, которые банки принимают под процент. Этим банк стимулирует посредничество в кредит, которое он осуществляет путем перераспределением денежных фондов юридических лиц и денежных доходов физических лиц.
  • Хранение ценностей. В эпоху средневековья банки начали практиковать хранение золота, ценных бумаг и других ценностей своих клиентов в собственных надежных хранилищах. Сегодня в банках безопасным хранением ценностей занимаются отделы аренды сейфов, где под замком находятся ценности клиентов, пока последним не понадобится доступ к своей собственности.
  • Расчетно-кассовое обслуживание. Банк принимает на себя инкассацию платежей и осуществляет выплаты по операциям клиента, а также осуществляет инвестирование избытков наличности в краткосрочные ценные бумаги и кредиты.
  • Финансовое консультирование. Банки, где работают опытные финансисты, могут дать квалифицированный совет, особенно когда вопрос стоит об оптимальном использовании кредита, сбережений, инвестирование средств.
  • Лизинг оборудования. Банк может предложить своему клиенту приобрести оборудование с помощью лизингового соглашения, по которому банк покупает оборудование и сдает его в аренду клиенту. В соответствии с заключенным договором клиент должен вносить лизинговые платежи, которые в конечном счете полностью покрывает стоимость купленного банком и сданного в аренду оборудования.
  • Операции с ценными бумагами. В связи с формированием рынка ценных бумаг получает развитие и такая функция банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами.

    Общими особенностями  банковских операций и услуг  являются: их длящийся характер, доверительные свойства, осуществление  по стандартным правилам в  соответствии с законодательством  или банковскими правилами или  обычаями.

Спектр  банковских услуг 
 
Услуги, предоставляемые юридическим лицам:

  • Валютный обмен
  • Операции с ценными бумагами
  • Учет коммерческих векселей и предоставление кредитов предприятиям
  • Финансовое консультирование
  • Сберегательные вклады
  • Расчетно-кассовое обслуживание
  • Хранение ценностей
  • Международные расчеты
  • Депозиты
  • Предоставление платежных карт
  • Операции на валютном рынке
  • Дистанционное обслуживание
  • Финансирование экспорта и импорта
  • Инкассация
  • Эквайринг (оплата услуг предприятий торгово-сервисной сети посредством пластиковых карт)
  • Зарплатные проекты (предоставление зарплатных кредитных карт)
  • Таможенные гарантии
  • Сделки Репо (соглашения об обратном выкупе ценных бумаг)
  • Факторинг (комплекс финансовых услуг клиентам-юридическим лицам)
  • Лизинговые операции
  • Эмиссия векселей
  • Аккредитивы
  • Валютный контроль

Услуги, предоставляемые другим банкам:

  • Межбанковские кредиты
  • Корреспондентские отношения
  • Конверсионные операции
  • Операции по торговле банкнотами
  • Услуги по приему ветхой валюты с последующим зачислением на корреспондентский счет по минимальным тарифным ставкам
  • Операции финансирования международной торговли
  • Прием чеков на инкассо

Принципы  работы банков с клиентами 
 
       Любой банк в своей работе руководствуется рядом общих принципов. В соответствии с этими принципами банк, с одной стороны гарантирует тайну вкладов и полную конфидециальность любой информации, получаемой от клиентов. С другой же стороны, он вправе рассчитывать на получение от клиентов определенной информации, на контактность клиентов, правильное оформление документации. 
 
      Одним из принципов работы банков является так называемая «борьба за чистые деньги» 
 
      Другой принцип работы банков - «знай своего клиента». Он состоит в получении банками информации об особенностях бизнеса клиентов, о владельцах компаний, а также о происхождении приходящих и назначении исходящих сумм. 
 
Выбор банка

Все российские банки условно можно  подразделить на две крупные группы:

  • банки, кредитующие за счет средств иностранных фондов;
  • банки, выдающие кредиты за счет собственных средств.

Существует ряд критериев, которыми следует руководствоваться при  выборе банка:

  • надежность и престижность банка
  • стоимость обслуживания
  • готовность банка к проведению большого количества операций в течение малых промежутков времени
  • наличие контроля со стороны центрального банка
  • удобство обслуживания удаленных клиентов (факс, модем)
  • возможность получения кредитных карт
  • проценты по текущим и депозитным счетам
  • территориальное расположение банка и его отделений
  • наличие инвестиционных программ.

Информация о работе Финансовые и банковские услуги