Финансовый менеджмент в жкх

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 09:46, реферат

Краткое описание

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важнейшей сферой социально-экономической структуры общества.
Качество его функционирования на базе равноправного существования в данной сфере всех форм собственности позволяет
создать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ и создать сетевую среду для реализации прин-
ципов социально-ориентированной рыночной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Жилищно.docx

— 21.79 Кб (Скачать файл)

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важнейшей сферой социально-экономической  структуры общества.

Качество его функционирования на базе равноправного существования  в данной сфере всех форм собственности  позволяет

создать поле качества экономических  отношений собственников услуг  ЖКХ и создать сетевую среду  для реализации прин-

ципов социально-ориентированной рыночной экономики.

Господствующая до последнего времени система авторитарного  управления, а также иерархическая  организационная

структура предприятий по-прежнему остаются основой их управления. В  отношении предприятий жилищно-коммунальной

отрасли эта ситуация еще  более критична, так как помимо внутренних, организационных и управленческих проблем, сущест-

вуют внешние условия неопределенности их деятельности. Во-первых, это круг вопросов по организационно-правовому стату-

су предприятий, порядку  распределения финансовых потоков  между предприятиями и бюджетами. Во-вторых, необходи-

мость поддержания различного уровня взаимоотношений: с одной стороны, – с поставщиками – естественными монополи-

стами рынка энергосырьевых ресурсов, а с другой – с многочисленными клиентами – юридическими и физическими лицами.

Реформирование жилищно-коммунального  комплекса страны, а также законодательные  преобразования в вопросах техниче-

ского регулирования, электроэнергетики и в сфере административного управления формируют благоприятные условия для

появления финансово-устойчивых предприятий, ведущих успешную деятельность в сфере ЖКХ и способных  предоставить

потребителю качественные услуги.

ЖКХ в хозяйстве России занимает особое место в силу ряда объективных и субъективных причин: 1) ЖКХ должно

обеспечить реализацию национально-государственных  интересов потребителей, направленных на получение качественных

услуг и соответствующего качественного уровня их жизнедеятельности; 2) наличие дискретной инерционной  командно-

административной и управленческой структуры ЖКХ, функционирующей  изолированно от пространственно-временных

координат качества развития ЖКХ и препятствующей формированию совпадений потребителей в качестве услуг ЖКХ с на-

ционально-госу-

дарственными интересами, направленными на повышение качественного  уровня благосостояния потребителей; 3) формиро-

вание процессов повышения качества услуг ЖКХ осуществляется на фоне центробежных (негативных) тенденций, не учи-

тывающих объективные законы и закономерности развития ЖКХ; 4) снижение качества рабочей силы в системе ЖКХ

вследствие низкой профессиональной квалификации, что существенно снижает  мотивационные возможности заработанной

платы и потребительский  спрос населения за счет оплаты дополнительных затрат ЖКХ, сдерживает экономический  рост,

усиливает социальную напряженность  в обществе; 5) отсутствие институтов социального партнерства ЖКХ  и целенаправ-

ленного влияния государства  и регионов, обеспечивающих интегрально  качественный уровень и динамику реформирования

и развития ЖКХ; 6) современное  ЖКХ не обеспечивает свою социально-экономическую  эффективность. Противоречия ме-

жду существующей системой ЖКХ и требованиями рыночной экономики  отображаются также в том, что  у предприятий

ЖКХ отсутствует экономическая  заинтересованность в повышении  качества услуг в соответствии с  запросами потребителей

в отношении объема, режима потребления получаемых услуг. Неподготовленность предприятий ЖКХ к работе в  системе

рыночных отношений объясняется  также тем, что в настоящий  момент их экономические интересы не требуют повышения

качества функционирования на всех уровнях управления, что  особо наглядно проявляется в  существовании в их деятельно-

сти до сих пор затратных (в основном трансакционных) тенденций.

Необходимым условием выполнения поставленных задач и достижения намеченных реформой целей является измене-

ние и совершенствование организационно-управленческой структуры предприятий ЖКХ. Существующая структура управ-

ления предприятиями ЖКХ определяет непрозрачность финансово-хозяйственной деятельности и становится одной из при-

чин низкой инвестиционной привлекательности не только самих  предприятий, но и всей отрасли в  целом.

В настоящее время управленческие процессы на предприятиях, и в том  числе жилищно-коммунальной сферы, не про-

работаны и практически не используются. Существующие системы управления большинства российских предприятий слабо

реагируют на изменения внешней  среды и рыночных условий, а при  крайней необходимости система  функционирует в ре-

жиме пожарной команды. В  противоположность этому, современные  системы менеджмента предполагают отсутствие неоп-

ределенности и прозрачность функционирования.

Регламентация производственной деятельности проработана весьма тщательно  для большинства технологических  про-

цессов, что не относится к сфере жилищного и коммунального хозяйства, где взаимно переплетаются и дополняют друг дру-

га различные виды деятельности и работ. Это создает дополнительные неопределенности в классификации  и соответствую-

щие трудности в управленческой деятельности. С одной стороны, сферу жилищно-коммунальной деятельности можно рас-

сматривать как розничную  торговлю ввиду многочисленности клиентской базы, с другой стороны – это  сфера услуг. В то же

время характер и содержание этих услуг относятся к производственной сфере деятельности с устоявшимися определениями

технологических процессов. Аудит в данном виде деятельности особенно актуален для предприятий  жилищно-

коммунальной сферы в  силу вышеперечисленных особенностей, которые создают дополнительные сложности в системе

управления. Безусловно, разработка стандартов на ключевые элементы системы  управления организации должна идти вме-

сте с разработкой приемов и методов их проверки. Разобщенность между нормативной базой управленческой деятельности и

отчетностью элементов систем управления существенно сдерживает их развитие.

Сегодня создаются предпосылки  для аккумулирования опыта решения  управленческих задач, который уже  накоплен и

будет появляться в процессе реформирования деятельности предприятий  жилищно-коммунального хозяйства. Этот процесс,

с одной стороны, будет  идти внутри самих предприятий ЖКХ  в направлении повышения их эффективности  и конкуренто-

способности, а с другой стороны – отчетливо прослеживается процесс входа на этот сегмент  рынка других предприятий. В

этом отношении малое  предпринимательство как форма  осуществления хозяйственной деятельности может стать более

предпочтительной в сфере  ЖКХ. Несмотря на постоянные изменения  нормативно-правовой базы в сфере  малого предпри-

нимательства, аналогично процессам в сфере жилищно-коммунального хозяйства, малые предприятия и предприниматели

успешно адаптируются к таким  нестабильным условиям. На текущий  момент, несмотря на ограниченный и распыленный

ресурсный потенциал, малые  предприятия – наиболее экономически эффективные структуры, которые, не имея возможности

лоббирования своих интересов, присутствуют только на конкурентных рынках в сфере оптовой и розничной  торговли, быто-

вых и производственных услуг, транспорта, связи, ремонтно-строительных услуг. Рынок жилищно-коммунальных услуг яв-

ляется весьма логичным в этой цепочке, тем более, что финансовая привлекательность бизнеса сегодня характеризуется не

только и не столько  уровнем рентабельности или дохода, но в большей степени жизненным  циклом услуги и возможностями

ее развития и совершенствования. В этом плане жилищно-коммунальная сфера наиболее благоприятная среда  для привлече-

ния инвестиционных ресурсов малого предпринимательства.

Опыт предпринимательской  деятельности, консалтинга, организации  обучения, существующий в России, а  также по-

стоянно совершенствуемая и сертифицированная на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001–2000 система менедж-

мента качества легли в  основу разработки программы "Определение  факторов и создание условий и  оптимизации организа-

ционной структуры и управленческой деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса на основе реинжини-

ринга бизнес-процессов". Все мероприятия программы проводятся по методике коллективного обучения и сопровождения,

что позволяет вовлекать  максимальное количество участников и  снижать затраты предприятий  на сопровождение проектов.

Необходимость использования  данного программного продукта в  современных условиях реформирования менеджмента

ЖКХ очевидна, это один из неиспользованных резервов повышения  качества жилищно-коммунальных услуг.

Развитие систем менеджмента  качества (СМК) в сфере услуг ЖКХ  характеризуется существенным запаздыванием  от

формирования и наполнения соответствующих парадигм качества услуг. До настоящего времени "базовой" системой управ-

ления качеством услуг ЖКХ является модель Фейгенбаума, в соответствии с которой потребитель услуг ЖКХ должен полу-

чать только "годные" услуги, причем основные усилия ЖКХ должны быть направлены на итоговый контроль качества услуг.

Данная СМК услуг ЖКХ  концептуально организованная и  наполненная в СССР в 90-х гг. ХХ в. привела к резкому росту

производственных затрат, поскольку даже незначительное повышение  качества услуг ЖКХ всегда сопровождалось ростом

общих затрат на его обеспечение.

Ослабление указанного противоречия возможно с переходом на СМК услуг  ЖКХ на базе модели Эттингера–Ситтига. В

отличие от модели Фейгенбаума данная модель учитывает необходимость управлять функциональным качеством услуг

ЖКХ под влиянием спроса на качество соответствующих услуг. Попытки внедрения данной СМК  услуг ЖКХ начались в

России с организацией компании "Российские коммунальные системы" как одной из разновидностей ФПГ. В планах данной

ФПГ – переход на СМК  услуг ЖКХ по модели Джурана, ориентированной на принципы всеобщего управления качеством

(TQM), которая ориентируется  на маркетинговую концепцию производственно-коммерческой  деятельности института ЖКХ.

Она предусматривает постоянное изучение спроса на рынке сбыта услуг  ЖКХ и эксплуатационных показателей  качества

услуг, что обуславливает  полную ориентацию производителей услуг  на требования потребителей и рынок  сбыта. При этом

цикл управления качеством  услуг начинается и заканчивается  обследованием рынка.

Нормативной основой устранения дефектов менеджмента качества услуг  ЖКХ должны стать разработанные  институ-

том независимой экспертизы и утвержденные на региональном уровне стандарты качества услуг ЖКХ. Они  должны быть

компактными, доступными для  понимания потребителями документами, и являться обязательным приложением  к контракту


Информация о работе Финансовый менеджмент в жкх