Формальное и неформальное лидерство: гармония или зависть, противостояние или сотрудничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:21, контрольная работа

Краткое описание

Дискуссия (от лат. discussio) - рассмотрение, исследова ние.
Дискуссионный видеофильм - это инструмент активного обучения, который позволяет организовать дискуссию на определенную тему. Дискуссионный видеофильм состоит из непосредственно видеофильма, продолжительностью 20-30 минут, и методической записки для преподавателя.
Видеофильм – представляет собой ситуацию для исследо вания, направленную на раскрытие заданной темы. В фильме содержатся различные мнения, как обычных людей, так и специалистов. Ведущий пытается разобраться в теме фильма, понять ее специфику.

Содержание

Дискуссионный видеофильм ..................................................4
Дискуссионный видеофильм «Формальное и
неформальное лидерство» .......................................................5
Целевая аудитория ....................................................................6
Цели использования видеофильма..........................................6
Основные постулаты видеофильма.........................................7
Алгоритм управления дискуссией...........................................8
Полемические суждения и вопросы......................................12
Подведение итогов занятия....................................................15
В заключение...........................................................................15

Вложенные файлы: 1 файл

p0084.pdf

— 258.45 Кб (Скачать файл)
Page 1
Формальное и неформальное
лидерство: гармония или
зависть, противостояние или
сотрудничество
записка для преподавателя
Учебная дисциплина
Менеджмент
Основы менеджмента
Теория управления
Антикризисное управление
Тема
Формальное и неформальное
лидерство
Решение: учебное видео
Санкт-Петербург
2011

Page 2

д.э.н., профессор Коротков Э.М.
Формальное и неформальное лидерство: гармония или за-
висть, противостояние или сотрудничество. Записка для пре-
подавателя. – СПб.: Решение: учебное видео, 2011. – 16 c.
Записка предназначена для преподавателей дисциплин по
направлению «Менеджмент» для всех специальностей.
© ЗАО «Решение: учебное видео», 2011
© Консалтинговая группа «Решение», 2011

Page 3

Содержание
Дискуссионный видеофильм ..................................................4
Дискуссионный видеофильм «Формальное и
неформальное лидерство» .......................................................5
Целевая аудитория ....................................................................6
Цели использования видеофильма..........................................6
Основные постулаты видеофильма.........................................7
Алгоритм управления дискуссией...........................................8
Полемические суждения и вопросы......................................12
Подведение итогов занятия....................................................15
В заключение...........................................................................15

Page 4

4
записка для преподавателя
http://eduvideo.ru
Дискуссионный видеофильм
Дискуссия (от лат. discussio) - рассмотрение, исследова-
ние.
Дискуссионный видеофильм - это инструмент активно-
го обучения, который позволяет организовать дискуссию на
определенную тему. Дискуссионный видеофильм состоит из
непосредственно видеофильма, продолжительностью 20-30
минут, и методической записки для преподавателя.
Видеофильм – представляет собой ситуацию для исследо-
вания, направленную на раскрытие заданной темы. В филь-
ме содержатся различные мнения, как обычных людей, так и
специалистов. Ведущий пытается разобраться в теме филь-
ма, понять ее специфику. Но, в тоже время, фильм построен
так, что он не дает однозначно ответа на поставленный во-
прос или задачу. Тем самым в фильме только создается почва
для групповой дискуссии, в которой и должно «родиться»
окончательное понимание сути вопроса. И, конечно, это по-
нимание может различаться в зависимости от слушателей,
участвующих в дискуссии.
Методическая записка помогает преподавателю орга-
низовать групповое обсуждение материала, увиденного в
фильме. В том числе она содержит набор вопросов для об-
суждения (рассмотрения) и полемические суждения, кото-
рые позволяют рассматривать тему с разных сторон. Данные
вопросы и суждения помогают сделать дискуссию более
продуктивной – они постоянно возвращают аудиторию к ос-
новному вопросу, не давая уйти обсуждению в сторону. Так-
же в методической записке представлены общие правила и
рекомендации по проведению групповой дискуссии.
Дискуссионный видеофильм довольно прост в использо-

Page 5

5
Решение: учебное видео
Формальное и неформальное лидерство: гармония
или зависть, противостояние или сотрудничество
вании. Фильм демонстрируется слушателям, а после просмо-
тра преподаватель предлагает его обсудить и сформировать
некое общее понимание вопроса. Преподаватель управляет
дискуссией, задавая вопросы из записки для преподавателя
(или свои собственные), делает промежуточные обобщения,
дополняет рассмотренную тему своими знаниями, отвечает
на вопросы слушателей, подводит итоги.
Таким образом, проведенная с использованием видео-
фильма дискуссия позволяет надолго усвоить те знания, ко-
торые были на ней добыты самими слушателями. Стимули-
рует обучающихся к активному (методу) познанию нового,
(немедленно) обсуждая различные точки зрения и выраба-
тывая общее понимание того или иного учебного вопроса.
Позволяет разнообразить лекционный материал живыми
образами и мнениями героев видеофильма. Усиливает роль
преподавателя в учебном процессе.
Дискуссионный видеофильм
«Формальное и неформальное
лидерство»
Лидер, «идущий впереди» - это личность, обладающая ав-
торитетом и харизмой. Он оказывает мощное влияние на со-
знание и поведение других людей. Такой человек есть в лю-
бом коллективе, в любой организации, будь то неформальная
или профессиональная среда. Свое выражение лидер нахо-
дит в руководящей должности, когда он может максималь-
но реализовать свои лидерские качества в управлении не-
большим коллективом или целой организацией. Но также
мы можем наблюдать ситуации, когда лидер не занимает ру-
ководящий пост, а является «серым кардиналом». Как в од-

Page 6

6
записка для преподавателя
http://eduvideo.ru
ном коллективе могут уживаться два лидера - формальный
и неформальный? К чему это приводит: к конфликтам или
сотрудничеству? В чем опасность или преимущество нефор-
мального лидера в организации? По этим и другим вопро-
сам вы сможете подискутировать после просмотра нашего
видеофильма, который продемонстрирует Вам феномен ли-
дерства в разных его проявлениях. А герои фильма раскроют
секреты и особенности взаимоотношений между формаль-
ным и неформальным лидером.
Целевая аудитория
Материалы разработаны для студентов средних специаль-
ных и высших учебных заведений экономических, управлен-
ческих, а также технических специальностей, обучающихся
дисциплине «Основы менеджмента» и смежным дисципли-
нам для всех специальностей и направления подготовки
«Менеджмент». Возможно использование дискуссионного
видеофильма при обучении студентов-заочников.
Материалы могут быть использованы преподавателя-
ми экономических и управленческих дисциплин высших и
средних специальных учебных заведений при реализации
методов ситуационного и проблемного обучения, организа-
ции групповой дискуссии на семинаре.
Дискуссионный видеофильм можно использовать и на
лекционных занятиях в качестве наглядного пособия при
объяснении сущности и содержания феномена лидерства.
Цели использования видеофильма
Использование материалов на занятии преследует следу-
ющие цели:

Page 7

7
Решение: учебное видео
Формальное и неформальное лидерство: гармония
или зависть, противостояние или сотрудничество
• Показать актуальные проблемы лидерства.
• Мотивировать обсуждение этих проблем и поиск воз-
можностей и альтернатив их решения.
• Увидеть роль и практическое значение лидерства в до-
стижении эффективного менеджмента.
• Определить факторы формирования отношений фор-
мального и неформального лидера.
• Оценить собственное отношение к наблюдаемым ситу-
ациям лидерства.
Основные постулаты видеофильма
1. Нет организации, в которой не было бы лидера.
2. Лидерство проявляется как в качествах менеджера, так и
в существовании неформального лидера, способного тем
или иным образом влиять на положение дел в организа-
ции.
3. Существует проблема взаимоотношений формального и
неформального лидера. Эти взаимоотношения могут быть
гармоничными, построенными на позитивном сотрудни-
честве, могут быть антагонистическими и конфликтными,
построенными на зависти и противодействии.
4. Существует множество факторов, определяющих харак-
тер взаимоотношений формального и неформального ли-
дера. Это не только личностные, субъективные факторы,
но и факторы организации менеджмента.
5. Менеджер должен стремиться быть не только формаль-
ным (состав полномочий), но и неформальным лидером
(образование, этика, стиль менеджмента, приоритеты,

Page 8

8
записка для преподавателя
http://eduvideo.ru
внимание к персоналу и пр.). Но это не исключает суще-
ствование в организации иного неформального лидера.
6. Лучший вариант взаимоотношений формального и нефор-
мального лидера в организации – сотрудничество, взаимо-
понимание, взаимоподдержка, доверие. Достижение тако-
го варианта в значительной мере определяется искусством
менеджмента, профессионализмом, селекцией персонала,
организационной культурой, технологией менеджмента
(целеполагание, разработка управленческих решений и
пр.).
7. Худший вариант взаимоотношений формального и нефор-
мального лидера – проявление зависти, ведущей к проти-
востоянию и противоборству, что в свою очередь рождает
скрытое недоброжелательство и в конечном итоге кон-
фликтные ситуации.
Алгоритм управления дискуссией
Этап 1. «Разогрев» участников
На данном этапе необходимо предложить обучающимся
посмотреть видеофильм. Перед просмотром видеофильма
преподаватель должен озвучить тему и цель занятия, алго-
ритм предстоящей работы.
Продолжительность этапа: 20 – 30 мин.
Этап 2. Проведение дискуссии
Перед проведением дискуссии преподавателю необходи-
мо напомнить или специально ввести правила обсуждения в
группе, например:
• правило очередности;

Page 9

9
Решение: учебное видео
Формальное и неформальное лидерство: гармония
или зависть, противостояние или сотрудничество
• правило выступления от первого лица;
• правило уважения к мнению противоположной сторо-
ны: не перебивать говорящего, а выслушать его до кон-
ца и после высказать свой контр аргумент;
• правило активности.
Таким образом, обсуждение предполагает поочередные
выступления различных участников. Но для появления поле-
мики активными должны быть не только выступающие, но и
слушатели, которые своими вопросами, оценками, контр вы-
ступлениями и создают необходимый полемический задор,
обозначают границы проблемного поля. Преподаватель мо-
жет использовать вопросы и полемические суждения, чтобы
обострять дискуссию.
Преподаватель может предложить свои правила работы в
группе.
Важнейшее условие успешности дискуссии - это ее пред-
метность. Участники могут увлекаться, отклоняться от темы,
фокусироваться не на происходящем, что в свою очередь мо-
жет привести к неконструктивному обсуждению. В данном
случае, задача преподавателя строго следить за тем, чтобы
обсуждение происходило только в рамках заявленной темы.
Чтобы работа в группе была конструктивной и целена-
правленной, для организации дискуссии преподаватель мо-
жет использовать полемические суждения, представленные
в методической записке. Преподаватель сам выбирает озву-
чивать все полемические суждения или только некоторые
из них. Преподаватель может предложить свои вопросы для
обсуждения.
После обсуждения того или иного вопроса, преподаватель
подводит итог вышесказанного, делает выводы, дает свою

Page 10

10
записка для преподавателя
http://eduvideo.ru
оценку суждению. Как правило, для преподавателя результат
должен быть заранее известен. Целью здесь является про-
цесс поиска, который должен привести к объективно извест-
ному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому
знанию.
Продолжительность этапа: 20-40 мин.
Этап 3. Подведение итогов дискуссии
Данный этап предполагает резюмирование по пройденной
теме. Преподаватель подводит общие итоги дискуссии, дает
обратную связь участникам обсуждения, обобщает учебный
материал по теме, отвечает на вопросы.
Продолжительность этапа: 10-15 мин.

Page 11

11
Решение: учебное видео
Формальное и неформальное лидерство: гармония
или зависть, противостояние или сотрудничество
Схема №1. Организация дискуссии по видеофильму
«Формальное и неформальное лидерство»
Этап 1
Демонстрируется видеофильм
«Формальное и неформальное лидерство»
25 мин.
Этап 2
Проведение дискуссии
в группе
40 мин.
Этап 3
Подведение итогов
10 -15 мин.
Ответное
суждение
Полемическое
суждение
Обсуждение в
группе

Page 12

12
записка для преподавателя
http://eduvideo.ru
Полемические суждения и вопросы
Для организации и проведения дискуссии мы предлагаем
Вам таблицу, в которой подробно представлены возможные
вопросы для обсуждения темы и полемические суждения.
Вы можете расширить круг вопросов и суждений на свое
усмотрение. Во время дискуссии можно задавать не все во-
просы из таблицы, а только некоторые из них. В большей
степени выбор вопросов и суждений зависит от Ваших це-
лей и плана проведения занятия, а также от уровня подготов-
ки группы.
Последовательность постановки вопросов в организации
обсуждения фильма Вы устанавливаете самостоятельно, в
зависимости от реакции группы на различные мысли, содер-
жащиеся в сценах фильма.
Полемические заметки
к фильму
(вопросы для дискуссии)
Комментарии автора
(ответное суждение)
Проблема сочетания формаль-
ного и неформального лидер-
ства является надуманной и ис-
кусственной. Она отражает не
более как психологическое со-
стояние менеджера или кого–
либо из персонала, имеющего
повышенные притязания. Но
на организацию управления
и вообще функционирование
системы управления это не
оказывает существенного вли-
яния.
В любой организации есть ру-
ководитель, менеджер, дирек-
тор и пр., обладающий фор-
мальными, т.е. закрепленны-
ми за ним организационными
положениями полномочиями
и функциями. Он в определен-
ной мере обладает авторите-
том, уважением, признанием. В
своей деятельности он опира-
ется как на полномочия, так и
на неформальные к нему отно-
шения. Но есть в организации
и другой человек, который во
многих вопросах может быть
более подготовленным и опыт-
ным и пользоваться в силу

Page 13

13
Решение: учебное видео
Формальное и неформальное лидерство: гармония
или зависть, противостояние или сотрудничество
этого большим уважением и
авторитетом. Это неформаль-
ный лидер, который влияет
сознательно или неосознанно
на многие процессы функцио-
нирования организации. Отно-
шения формального и нефор-
мального лидера не могут не
оказывать влияния на систему
управления.
Притязаниями на лидерство
обладают многие, но в реаль-
ности эти притязания являются
скрытыми, поэтому говорить
о сочетании формального и
неформального лидерства нет
смысла. Этого сочетания про-
сто не существует в реально-
сти.
Неформальное лидерство мо-
жет быть скрытым для «не-
видящего» глаза, но оно всег-
да существует. Это нетрудно
определить, проведя простень-
кое социологическое иссле-
дование. А если существует
неформальный лидер, то суще-
ствуют и отношения формаль-
ного и неформального лидера,
скрытые или открытые, явные
или неявные. В этих отноше-
ниях и находит своё выраже-
ние сочетание формального и
неформального лидерства.
Лидерство можно рассматри-
вать как некий тип управления.
Тогда проблема сочетания те-
ряет смысл.
Само по себе лидерство – это
не тип управления, это объек-
тивное его свойство. Именно
поэтому сочетание формаль-
ного и неформального лидер-
ства имеет глубокий смысл.
Это сочетание характеризует
совершенство управления и
его необходимо сознательно и
успешно выстраивать.
Суть лидерства в стиле управ-
ления. Эффективный стиль
управления и характеризует
лидерство.
Да, в стиле управления нахо-
дит своё отражение сочетание
формального и неформального
лидерства.

Page 14

14
записка для преподавателя
http://eduvideo.ru
Это сочетание один из факто-
ров эффективности стиля.
Лидерство – это отношение
персонала к менеджеру. Оно
может быть различным, и это
различие определяется соче-
танием качеств менеджера.
Именно в таком ракурсе необ-
ходимо рассматривать эту про-
блему. Формальное и нефор-
мальное лидерство неделимо в
персональном отношении.
Проблему лидерства следует
рассматривать не только в от-
ношениях формального и не-
формального лидеров, но и в
соотношении приемов фор-
мального и неформального
воздействия в деятельности
формального лидера. Менед-
жер не все проблемы должен
решать только приказами и
распоряжениями, но и созда-
нием благоприятных условий
работы, убеждением и другими
неформальными приемами.
Вопросы для организации дискуссии в учебной ауди-
тории:
1. Охарактеризуйте комплекс проблем менеджмента, ко-
торый затрагивает данный фильм. Какие акценты их
рассмотрения можно было бы добавить?
2. Какие факторы влияют на взаимоотношения формаль-
ного и неформального лидера в организации.
3. Как формируется гармония взаимоотношений формаль-
ного и неформального лидерства?
4. Каким образом стиль управления связан с проблемой
формального и неформального лидерства?
5. Были ли среди Ваших наблюдений ситуации противо-
борства формального и неформального лидера? Каковы
они?
6. Какие факторы характеризуют проявление зависти в де-
ятельности менеджера?

Page 15

15
Решение: учебное видео
Формальное и неформальное лидерство: гармония
или зависть, противостояние или сотрудничество
7. Какую роль играют образование, опыт и искусство ме-
неджмента в формировании сочетания формального и
неформального лидерства?
Подведение итогов занятия
В заключении Вам необходимо подвести итоги дискуссии
и дать обратную связь обучающимся по проведенному заня-
тию. А именно, дать свою оценку предложенным суждени-
ям, расширяя и подкрепляя опыт студентов теоретическими
знаниями, сделать общий вывод по пройденной теме.
Также Вам необходимо оценить работу отдельных студен-
тов и группы в целом по следующим критериям: насколько
обучающиеся были активны, проявляли интерес к проблеме,
представленной в видеофильме, высказывали разноплано-
вые мысли в обсуждении того или иного вопроса.
Такую оценку Вы можете сделать при помощи специаль-
ной матрицы высказываний и их последующего обобщения.
В заключение
Надеемся, что Вам понравится видеофильм «Формальное
и неформальное лидерство» и его использование на учебном
занятии сделает его интересным и полезным. Если у Вас воз-
никнут предложения по расширению круга вопросов и суж-
дений для организации дискуссии Вы можете их отправить
на наш электронный адрес video@decision.ru. Мы будем
рады их опубликовать в следующей редакции методического
пособия с указанием Вашего авторства.

Page 16


Информация о работе Формальное и неформальное лидерство: гармония или зависть, противостояние или сотрудничество