Формирование Севастопольского курортно-рекриационного региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 00:40, научная работа

Краткое описание

Город Севастополь (укр. Севастополь, крымскотат. Aqyar) – город на юго-западе Крымского полуострова, занимает территорию Гераклейского полуострова; протянулся на 50 км к северу от крайней южной точки Украины – м. Сарыч; на западе и юге омывается водами Черного моря. Протяженность с запада на восток – 43 км; протяженность береговой морской линии – 152 км, сухопутных границ – 106 км. Крайние точки Севастопольского горсовета: на севере – м. Лукулл, на юге – м. Сарыч, на западе – м. Херсонес, на востоке – лесной массив с г. Тез-Баир на Ай-Петринской яйле. Площадь – 1079 кв. км (из них акватории внутренних морских бухт – 216 кв. км). Население – 380496 жителей (февраль 2010 г.). Расстояние до г. Симферополя – 76 км, г. Ялта – 85 км, г. Киева – 1050 км, г. Москва – 1500 км.

Вложенные файлы: 1 файл

Кур.деят.севаст.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Шакалина А., студентка группы МЕН-101

научный руководитель: к.г.н., доцент кафедры менеджмент Чугунова Т.Н.

Формирование Севастопольского курортно-рекриационного региона.

 

Цель: Рассмотреть город Севастополь, как курортно-рекриационный регион. Выявить проблемы развития региона как курорта, и рассмотреть пути решения этих проблем.

Город Севастополь (укр. Севастополь, крымскотат. Aqyar) – город на юго-западе Крымского полуострова, занимает территорию Гераклейского полуострова; протянулся на 50 км к северу от крайней южной точки Украины – м. Сарыч; на западе и юге омывается водами Черного моря. Протяженность с запада на восток – 43 км; протяженность береговой морской линии – 152 км, сухопутных границ – 106 км. Крайние точки Севастопольского горсовета: на севере – м. Лукулл, на юге – м. Сарыч, на западе – м. Херсонес, на востоке – лесной массив с г. Тез-Баир на Ай-Петринской яйле. Площадь – 1079 кв. км (из них акватории внутренних морских бухт – 216 кв. км). Население – 380496 жителей (февраль 2010 г.). Расстояние до г. Симферополя – 76 км, г. Ялта – 85 км, г. Киева – 1050 км, г. Москва – 1500 км.

В состав территории Севастопольского горсовета входят 4 административных района: Гагаринский, Ленинский, Нахимовский, Балаклавский район, Инкерманский городской совет.

       Севастополь основан по приказу российской императрицы Екатерины II в 1783 г. Является городом центрального подчинения, с 1965 г. имеет статус города-героя. В Севастополе расположена военно-морская база ВМФ Украины, и, согласно договору между Украиной и РФ, военно-морская база Черноморского Флота РФ.

        В течение всего советского периода градообразующей функцией г. Севастополя являлось его развитие как военно-морской базы Черноморского флота. Закрытый режим территории не способствовал возникновению санаторно-оздоровительной специализации, однако город занимал видные позиции в системе организованного экскурсионного туризма СССР, принимая ежегодно до 500 тыс. экскурсантов.

В перспективе следует ожидать улучшение положения региона относительно центров формирования потенциального рекреационного спроса. Важнейшими факторами роста его конкурентоспособности на рынке туристско-рекреационных услуг являются: узловое транспортно-географическое положение на транзитных путях по Черному морю, актуализация ранее невостребованного ресурсного потенциала рекреации и туризма и изменение социально-экономических приоритетов в региональной политике.

Севастополь входит в тройку самых посещаемых регионов Украины. В праздничные дни население города за счёт приезжих увеличивается до 1 млн. человек. Из 27 регионов Украины Севастополь постоянно занимает 4-ю рейтинговую позицию по основным показателям деятельности субъектов туризма, 3-ю – по въездному (иностранному) туризму и 2-ю – по экскурсионной деятельности. Вместе с тем Севастополь принимает около 5% общекрымского туристско-рекреационного потока, что явно не соответствует его потенциальным возможностям.

Общая протяженность пляжей Севастопольского горсовета составляет 28 км. Пляжи сформировались на побережье многочисленных (более 30) бухт под действием абразии и вдольбереговых потоков наносов. Особенностью южного побережья региона является присутствие высоких (до 60 м на мысе Фиолент) обрывов, затрудняющих спуск к морю. Западное побережье представляет собой клиф высотой 20-30 м, сложенный глинистыми сланцами. Он не стабилен и подвержен действию абразии и подпочвенных вод; часты оползни и обвалы. Особенно опасны в штормовую погоду обрывистые склоны в районе пос. Качи.

Единовременная емкость пляжей Севастопольского горсовета при существующих нормативах рекреационной нагрузки оценивается в 56 тыс. чел. В прошлом пляжи региона осваивались для отдыха местного населения, чем объясняется их недостаточно высокое инфраструктурное обеспечение и отсутствие удобных подъездных путей. Тем не менее, Севастопольское коммунальное предприятие «Благоустройство», в пользовании которого сейчас находится большая часть пляжей на территории города, претендует на присвоение международного сертификата качества, больше известного как «Голубой флаг», пляжам «Парк Победы» и «Учкуевка».

Напомним, что в составе СССР Севастополь развивался как военно-морская база. В этих условиях город не имел факторов роста рекреационной активности, и лишь экскурсионный туризм приобрел межрайонную специализацию. В 1981 г. количество круглогодичных мест составляло 1,7 тысяч. Число единовременно отдыхающих насчитывало: организованных – 7,8 тыс. чел., неорганизованных – 70 тыс. чел., кратковременно отдыхающих из числа жителей Крыма – 41 тыс. чел.. К 1985 г. были зафиксированы максимальные значения емкости приемной базы – 8498 мест, в т.ч. 2477 – круглогодичных. В Концепции Крымской объединенной рекреационной системы , разработанной в 1980-х гг., был запланирован существенный рост санаторно-курортных функций города: только число круглогодичных средств размещения должно было увеличиться до 5 тыс. мест, поток организованных отдыхающих планировалось довести до 12 тыс. чел., неорганизованных отдыхающих – до 100 тыс. чел. и кратковременных – до 78 тыс. с соответствующим материально-техническим обеспечением.

С 2001 г. велось оживленное курортное строительство и ввод в действие новых ведомственных баз отдыха и мини-пансионатов. Так, емкость баз отдыха с 1995 г. по 2009 г. увеличилась с 1,3 до 2,1 тыс. мест, в то же время емкость детских оздоровительных лагерей осталась на прежнем уровне, а емкость санаториев и санаториев-профилакториев уменьшилась.

Рассмотрим проблемы:

  • Система размещения не отвечает потребностям различных социальных групп (практически отсутствуют как высококлассные гостиницы, так и дешевые молодежные хостелы); существует проблема несоответствия цены и качества предоставляемых услуг.
  • В регионе отсутствуют скоординированные базы данных туристско-рекреационного характера, в т.ч. видеокаталоги туристских и курортологических ресурсов региона; средств размещения и объектов инфраструктуры; сельских усадеб, потенциально пригодных для сельского зеленого туризма, объектов конференц-сервиса, объектов развлекательной индустрии и др. Это снижает эффективность стратегического и оперативного управления отраслью.
  • Обладая более высоким функциональным разнообразием рекреации и туризма по сравнению с другими районами полуострова, Севастополь не в полной мере использует свой ресурсный потенциал. Существует диспропорция в развитии различных секторов туристско-рекреационного комплекса: если в событийном и познавательно-культурном туризме заметен определенный прогресс, то в лечебной рекреации, детском отдыхе и туризме, спортивном туризме и системе кратковременного отдыха почти отсутствуют продуктовые и технологические инновации. По данным опроса ООО «Компания «Черномор» около 30% посетителей Севастополя – родители с детьми, однако в городе очень мало гостиниц, принимающих детей до 3 лет, и большинство средств размещения не оснащены детским инвентарем.
  • Севастополь пока не в состоянии решить проблему сезонного функционирования рекреационных предприятий. Сезон длится 40-50 дней по городу и 120 дней в севастопольской зоне ЮБК. Многие объекты размещения не имеют обогреваемых бассейнов и соляриев для работы зимой. В силу закреплявшихся в течение десятилетий стереотипов даже виды туризма, призванные сглаживать неравномерность в распределении туристского потока за счет межсезонья, реально осуществляются в высокий сезон (например, масштабный конгресс банковско-инвестиционных работников из стран СНГ в Севастополе планируется в июле этого года).
  • Продолжительность пребывания туристов на территории Севастополя остается одной из самых низких в Крыму (в среднем 6,3 дня в 2009 г.), большинство же экскурсантов прибывает в город на несколько часов. Не способствует закреплению посетителей отсутствие SPA-комплексов, собственных пляжей и парковок в большинстве гостиниц и других средствах размещения. Среди гостиниц города наибольшую продолжительность пребывания (11,3 суток) и наибольшую загрузку (87%) имеет дизайн-отель «Апартаменты «Херсонес».
  • Развитие многих видов туризма тормозится отсутствием или низким качеством специальной инфраструктуры. Например, на территории Севастополя нет отелей или других средств размещения, рассчитанных на единовременный прием 500-1000 участников конференций и съездов. Новые комплексы повышенной комфортности (в частности, четырехзвездочные «Адмирал» и «Аквамарин») имеют малую вместимость конференц-залов.
  • К числу факторов внешнего характера, влияющих на состояние и тенденции развития туристско-рекреационного комплекса региона, относится недостаточная сформированность нормативно-правовой базы (например, в отношении делового, сельского, событийного, многих видов спортивного туризма). Отсутствует механизм налогообложения доходов, которые получают физические лица, сдающие жилье отдыхающим. Только единичные предприятия прошли обязательную сертификацию.
  • Очень остро стоит проблема систематической подготовки и переподготовки кадров для разных секторов туризма, которую должны решать, в первую очередь, органы городского самоуправления.
  • Отсутствует взаимодействие городской администрации, представителей туристского бизнеса и сервисных служб в продвижении отдельных видов туризма. Например, к числу нареканий со стороны фирм, организующих деловой туризм, относится отказ музеев и других объектов в выделении времени для их эксклюзивного осмотра участниками форума.
  • Ориентации на международную аудиторию не соответствует моноязычность информационного обеспечения туристско-экскурсионной деятельности (например, отсутствие указателей на английском языке в экспозиции Панорамы, Херсонеса и других объектов, моноязычность рекламно-информационных сайтов и туристских указателей на городских улицах и т.д.).
  • Сложная проблема управления туристско-рекреационным комплексом Севастополя – слабая координация действий властных структур и общественных организаций, работающих в туристско-рекреационной сфере.

         Вывод:

В Севастопольском регионе была реализована «Региональная программа развития туризма в городе-герое Севастополе до 2010 года» и, принятая городским Советом октябре 2007 года, позволяет решить многочисленные проблемы в курортно-рекриационном регионе Севастополя, и в настоящее время разработанная и реализуется «Концепция развития туризма в городе Севастополе до 2015 года».

Для рационального использования рекреационных ресурсов и территорий, для получения максимального эффекта от курорта и рекреации, необходимо:

  • Рекреационную емкость региона
  • Определить необходимое количество автостоянок для экскурсионного транспорта и их место положения.
  • Необходимо упорядочить графики посещений известных объектов экскурсионного показа.
  • Должна усовершенствоваться курортная инфраструктура база(благоустройство пляжей, сеть молодежных гостиниц(хостелов), улучшение покрытия дорог, реставрация памятников и т.д.)

Выполнение этих пунктов курортно-рекреационный комплекс города Севастополя начнет усовершенствоваться и выйдет на звание города курорта. Совершенствование курортно-рекреационного комплекса Севастопольского региона позволит не только привлечь дополнительный поток туристов, но обеспечить более комфортный отдых и оздоровление в регионе

 

 


Информация о работе Формирование Севастопольского курортно-рекриационного региона