Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:52, реферат
Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.
Основные задачи мотивации:
• формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
• обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
• формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
Введение……………………………………………………………………...2
Глава 1: Потребности в жизни человека, их классификация……………..4
Глава 2: Формы и методы мотивации деятельности……………………..13
Глава 3: Специфика потребностей жителей Российской Федерации…...21
Заключение………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………...31
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Потребности в жизни человека, их классификация……………..4
Глава 2: Формы и методы мотивации деятельности……………………..13
Глава 3: Специфика потребностей жителей Российской Федерации…...21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...31
Введение
Экономика (от греч. «ведение хозяйства») как сфера деятельности человека возникла с незапамятных времен. Древние люди охотились на диких животных, собирали плоды, ловили рыбу. Все это они делали ради того, чтобы выжить. Их работа была первым прототипом сегодняшней экономической деятельности.
В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором экономической деятельности работников является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает желание иметь спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели интенсивную работу с высокой оплатой.
Вместе с тем, на рынке труда появляются работники, обладающие достаточным профессионализмом и новым трудовым сознанием, т. е. люди с хорошей нравственной основой и пониманием труда. Однако шансов найти хорошую работу у них немного из-за возрастного барьера (до 18 и более 50 лет) или отсутствия рекомендаций (в основном у молодых специалистов).
Таким образом, и потребности,
и мотивация большинства
Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.
Основные задачи мотивации:
· формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
· обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
· формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
В современных условиях, когда экономика способна производить разнообразные товары и услуги, проблема физического выживания человечества ушла на второй план. Речь теперь идет об удовлетворении широкого круга потребностей человека. Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Соответственно экономические потребности это те, для удовлетворения которых необходимы экономические блага. Другими словами экономические потребности – та часть человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Отсюда можно сделать вывод, что любой человек нуждается в экономической сфере для удовлетворения хотя бы его первичных потребностей. Любой человек, будь то знаменитость, ученый, певец, музыкант, политик, президент прежде всего зависит от своего природного начала, а значит касается экономической жизни общества, и не может создавать, творить, руководить не касаясь экономической сферы.
Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремиться преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность.
Глава 1: Потребности в жизни человека, их классификация.
Потребность —внутреннее состояние функциональной или п
По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.
Потребность рассматривается как состояние индивида, отражение в психике человека через «напряжение», «неудовлетворённость» и «дискомфорт» несоответствия между внутренним и внешним состоянием. Толкая индивида на устранение такого несоответствия, потребность является побудителем активности, источником мотивации. В случае если у индивида отсутствуют реальные возможности для насыщения потребности, может произойти её замещение или подавление.
Потребности – это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для конкретного человека. В таком широком смысле потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии, психологии, медицины.
Биология, например, изучает аспект потребностей, связанный с обменом веществ в живом организме и поддержанием его жизнедеятельности.
Психология рассматривает потребности как особое психическое состояние индивида, ощущаемую им неудовлетворенность, которая отражается на психике человека как результат несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.
Общественные науки изучают социально-экономический аспект потребностей. Экономическая наука, в частности, исследует общественные потребности.
Общественные потребности делятся на две крупные группы потребности общества и населения (личные потребности).
Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т. п.
С экономической деятельностью общества наиболее связаны производственные потребности.
Производственные потребности вытекают из требований максимально эффективного функционирования общественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в управлении производством на разных уровнях – цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом.
Эти потребности удовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей, которые связаны между собой как производители и потребители.
Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности.
Являясь категорией общественного сознания, личные потребности выступают и как специфическая экономическая категория, выражающая общественные отношения межу людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг.
Личные потребности весьма многообразны. В зависимости от характера, природы возникновения выделяют три их группы (класса): физические, социальные и интеллектуальные.
Физические потребности связанны с поддержанием физической жизни человека. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, а также такие, как потребность в двигательной активности, во сне и т.д.
Эти потребности задаются человеку самой природой. Тем не менее, характер производства, социальный строй и конкретный условия, в которых находятся люди, накладывают на них отпечаток: степень их развития, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития производительных сил и производственных отношений.
Например, потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье и т. п.
Социальные потребности – возникают в связи с функционированием человека в обществе. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т. д.
Социальные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В отличие от физических они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества.
Интеллектуальные потребности – рождаются разумом человека и связанны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, различных видах творческой деятельности (в том числе и творческой самодеятельности) и т. д.
Как и социальные, они являются потребностями, созданными обществом, развиваются вместе с развитием человека, повышением его интеллектуального уровня, приобретаются в процессе становления человека, как личности. Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и воспитывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспитываемой обществом индивидуальности.
В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в которой проявляются личные потребности, выделяют две группы личных потребностей – материальные и духовные.
Личные потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Последняя, в конечном счете всегда направлена на удовлетворение потребностей: осуществляя свою деятельность, человек стремиться полнее удовлетворить их.
С другой стороны, сама эта деятельность выступает важнейшим фактором формирования личных потребностей. Чем она шире и многограннее, тем разнообразнее, богаче потребности человека и тем, в конечном счете полнее они удовлетворяются.
Удовлетворение потребностей путем так называемого пассивного потребления, не связанного с активной деятельностью индивида как члена общества, экономического субъекта, неизбежно ведет к их обесцениванию. Поэтому именно сама активная деятельность человека является фактором роста потребностей, их качественного совершенствования, стимулирует проявление закона возрастающих потребностей.
Закон
возрастающих потребностей – экономический
закон движения потребностей. Проявляется
в возрастании уровня и качественном совершенствовании
потребностей.
Это всеобщий закон, действующий во всех
общественно-экономических формациях.
Ему подчиняются потребности всех социальных
слоев и групп населения, и каждого их
представителя в отдельности. Но конкретные
формы проявления этого закона, интенсивность,
сфера и характер его действия зависят
от формы собственности на средства производства,
уровня развития производительных сил
и господствующих производственных отношений.
Смена формы собственности и рождение
нового способа общественного производства
всегда служат стимулом и условием для
более полного проявления закона возрастающих
потребностей, усиления интенсивности
и расширения сферы его действия.
Под влиянием развития производительных
сил, научно-технического прогресса потребности
постоянно растут в рамках одной общественно-экономической
формации.
Основные направления, по которым развиваются
личные потребности, обусловленные действием
этого закона, следующие: рост общего их
объема; усложнение, объединение в крупные
комплексы; качественные изменения в структуре,
выражающиеся в ускоренном росте прогрессивных
потребностей на базе полного удовлетворения
самых необходимых и настоятельных потребностей,
ускоренный рост потребностей в новых
высококачественных товарах и услугах;
равномерность возрастания потребностей
всех социальных слоев и связанное с этим
сглаживание социально-экономических
различий в уровне и структуре личных
потребностей; приближение личных потребностей
к разумным, научно обоснованным ориентирам
потребления
Классификация потребностей:
Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. По отношению к масштабам и структуре производства выделяют следующие виды экономических потребностей:
• абсолютные, перспективные, выражающие потребительскую силу общества (максимальный объем освоенных производством благ, который могло бы потребить общество, если бы он имелся в наличии);
• действительные, необходимые, которые могут быть удовлетворены при достигнутом уровне развития производства, оптимальном ходе воспроизводства;
• подлежащие удовлетворению - потребности, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства с учетом отклонений от оптимума;
•
фактически удовлетворяемые.
В условиях товарного производства подлежащие
удовлетворению потребности выступают
в форме платежеспособного спроса, а фактически
удовлетворяемые — удовлетворенного
спроса.
В зависимости от роли потребностей в воспроизводстве рабочей силы различают физические, интеллектуальные и социальные потребности.
С точки зрения уровня развития выделяют элементарные (физические) и высшие (социальные) потребности.
В зависимости от социальной структуры общества различают: потребности общества в целом; потребности классов, социальных групп; потребности отдельных людей.
В современной экономической литературе чаще всего встречается классификация потребностей на первичные (необходимые) и вторичные (избыточные). Первичными являются потребности в еде, питье, одежде и т.д.
Это самые насущные потребности человека. Вторичные потребности связаны главным образом с духовной, интеллектуальной деятельностью человека — потребности в образовании, искусстве, развлечениях и т.д. Эти потребности удовлетворяются после удовлетворения первичных. Первичные потребности не могут быть замещены одна другой (потребности в еде и потребности в питье должны быть удовлетворены в отдельности). Вторичные потребности могут быть заменены одна другой (человек может сходить в кино вместо театра). Деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого отдельного человека: например, для некоторых людей чтение — первичная потребность, ради которой они могут отказаться от удовлетворения потребностей (хотя бы частично) в одежде или жилище.
Потребности подразделяются на эластичные и неэластичные. Первичные потребности неэластичны, более жесткие, вторичные тяготеют к эластичным.
Жесткие потребности не удовлетворяются в течение длительного времени, но быстро исчезают, как только появляются в распоряжении средства, необходимые для их удовлетворения (потребности в питье).