Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 18:01, реферат
Цель – рассмотреть более подробно специфические формы кредитного обслуживания внешнеэкономических отношений: лизинг, факторинг, форфетирование.
ВВЕДЕНИЕ 3
I . СУЩНОСТЬ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЗИНГА 4
II . ФАКТОРИНГ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УСЛУГ И РАСЧЁТОВ 14
III . ФОРФЕТИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 19
IV. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
2. Лизинг сельхозтехники
Главный финансовый источник обновления технических средств у большинства сельскохозяйственных предприятий (убыточных и низкорентабельных) - амортизационные отчисления используются частично. Прибыль недостаточна из-за производства малого объема продукции. Поэтому необходима государственная поддержка обновления технической базы из федерального и региональных бюджетов, основными формами которой являются возмещение затрат на приобретение техники, лизинг техники, субсидирование процентной ставки за банковский кредит, стимулирование разработки прогрессивных технологий и техники, совершенствование налоговой и таможенной политики, раз работка норм и нормативов.
Лизинг позволяет
сельскохозяйственным предприятиям иметь
в наличии необходимое
Основными видами лизинга сельскохозяйственной техники являются:
В развитии лизинга сельскохозяйственной техники в России можно выделить два этапа.
С 2000г. технику по лизингу поставляло ОАО «Росагроснаб» за счет средств госбюджета. По состоянию на конец 2009г. сельскохозяйственные предприятия получили по федеральному лизингу 4,6 тыс. тракторов, 2,7 тыс. комбайнов, 1164 сеялки, 423 автотранспортные машины общей стоимостью 15,4 млрд. руб.
На втором этапе в 2009 г. на организацию лизинга техники выделено 5,5 млрд. руб. (3 млрд. руб. из бюджета и 2,5 млрд. руб. из дополнительных доходов), создана государственная агропромышленная лизинговая компания ОАО «Росагролизинг». Компания по конкурсу выбирает операторов (посреднические организации), которые получают и передают по договорам технику сельскохозяйственным предприятиям. Операторами являются региональные ОАО «Росагроснаб», предприятия-изготовители, ремонтно-технические предприятия и другие коммерческие предприятия.
На конец 2011 г. сельскохозяйственные предприятия имели в наличии технику, поступившую по лизингу: 19,4 тыс. тракторов (3,9 % от общего парка), 12,2 тыс. зерноуборочных комбайнов (9,2 %); из них вновь созданной лизинговой компанией ОАО «Росагролизинг»
В стоимостном
выражении ОАО «Росагролизинг»
поставил за эти годы техники на
22 млрд. руб., или 17% общей стоимости
приобретенных
Это объясняется тем, что лизинг техники за счет средств федерального бюджета через ОАО «Росагролизинг» стал недоступен для большинства сельскохозяйственных предприятий, особенно работающих убыточно или имеющих низкую рентабельность, так как они не могут гарантировать оплату лизинговых платежей.
Поэтому для обеспечения доступа к лизингу всех сельскохозяйственных предприятий и улучшения деятельности ОАО «Росагролизинг» целесообразно провести следующие мероприятия. Следует сократить численность документов, необходимых для оформления техники в лизинг, установить ответственность лизингодателя за качество поставляемой техники и ее обслуживание в гарантийный период. Для гарантийного обеспечения возврата лизинговых платежей ОАО «Росагролизинг» использует две формы: гарантийное и залоговое обеспечение.
К гарантийному обеспечению относятся; банковские гарантии, поручительства компаний, гарантии субъектов РФ; договоры страхования финансовых рисков. К залоговому обеспечению относятся оформленные посредством соответствующих договоров залоги: зерна на элеваторе и будущего урожая, сельскохозяйственной техники и автотранспортных средств не старше трех лет, недвижимости. На схеме отчётливо показана экономия лизинга на 10-15% в отличии от кредита. Поэтому целесообразно использовать лизинговую систему.
3. Проблемы развития лизинга
Каковы причины, побудившие российское правительство стимулировать лизинг, а значит создать для него некоторую законодательную базу. 17 сентября 1994 года президент издал специальный указ “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности.” Впрочем, определенный опыт создания государственных лизинговых компаний к тому времени уже был - созданная правительством компания “Росагроснаб” должна была поддерживать бюджетными средствами отечественных производителей сельскохозяйственной техники и самих крестьян, сдавая им на льготных условиях эту самую технику. Кроме того, в конце 1993 года правительство приняло решение о выделении 670 млрд. рублей на создание Русской авиационной лизинговой компании “Аэролизинг”.
Однако, как
показывает международный опыт, жесткой
взаимосвязи между наличием специфического
законодательства и объемами лизинговых
операций нет. Представители некоторых
российских лизинговых фирм весьма скептически
относятся к усилиям
Речь по сути идет о трех документах: постановлении “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”, “Временное положение о лизинге” и уже упоминавшийся закон “О лизинге”. Первые два документа были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года.
Из трех упомянутых документов наиболее интересно профессиональным участникам лизинговых сделок именно “Временное положение о лизинге”, поскольку именно оно будет играть ключевую роль в регулировании такого рода операций.
И здесь нужно
отметить определения “лизингодателя”,
“лизингополучателя” и “
“- лизингодатель - юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, т.е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя;
- лизингополучатель
- юридическое лицо, осуществляющее
предпринимательскую
- продавец лизингового
имущества - предприятие-изготовитель
машин и оборудования или
В самом положении строка о том, что “лизинговые операции могут проводить только лизинговые компании” фактически завуалирована в другой строке “лизингодатель - юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, т.е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества.” Поэтому предприятия-изготовители будут создавать лизинговые компании и через них проводить лизинговые операции. Следует здесь отметить, что в Европе, по свидетельству европейской ассоциации лизинговых компаний Leaseurope, принадлежащие производителям лизинговые компании демонстрируют наиболее динамичный рост.
Данное министерством экономики определение другого понятия “лизингополучатель” (только юрлицо или предприниматель) ограничивает число возможных клиентов лизинговых компаний - в Западной Европе чуть меньше 40% всех лизинговых операций приходится на аренду легковых автомобилей, которые берутся по преимуществу частными лицами.
Однако наиболее важными для существующих лизинговых компаний являются проблемы налогообложения и таможенных платежей. В соответствии с действующими законами финансовая лизинговая компания вынуждена дважды платить НДС и спецналог - при покупке оборудования и с лизинговых операций. Существующие процентные ставки делают лизинговую деятельность практически бесперспективной - даже по валютнономинированным кредитам они достигают 28%, в то время как западные лизинговые компании уже сейчас предлагают кредитовать лизинг промышленного оборудования под 5,3¸8,5%. В качестве компромисса с Минфином представители компаний предлагают такой выход: освобождение от НДС в обмен на обязательное лицензирование деятельности финансовых лизинговых компаний.
Однако очевидно, что наиболее трудно будет учесть интересы всех сторон при решении вопроса о таможенных платежах. Трудно это будет сделать потому, что здесь перекрещиваются интересы не только фискальных государсвтенных органов и заинтересованных в удешевлении предметов лизинга компаний. Представители лизинговых компаний утверждают, что для успешного развития лизинга в России необходимо увеличить срок таможенного режима временного ввоза как минимум до 5 лет (а в идеале - на весь срок действия лизингового договора), а также необходимо ввести в таможенное законодательство положение, в соответствии с которым таможенные пошлины в случае выкупа лизингополучателем имущества уплачиваются с остаточной стоимости. Однако против этого резко выступают руководители государственного таможенного комитета, которые заявляют, что это создаст “таможенную дыру при импорте технологического оборудования”. Таким образом, сугубо техническая проблема лизинга стала для правительства трудноразрешимой задачей. С одной стороны, правительственные служащие отдают себе отчет в том, что без импорта западного оборудования невозможно кардинально обновить технологический парк отсталой национальной индустрии. С другой - перед ними стоит требование президента “обеспечить защиту национального производителя.” Любое решение этой проблемы - например, в пользу лизинговых компаний - действительно означает создание “дыры”, через которую в страну будет беспошлинно импортироваться все - от телефонов до BMW. А поиск компромисса затянет подготовку законодательной базы лизинга на неопределенно долгое время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подводя
итоги выполненной
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ