Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 14:25, доклад
Фундаментальный (функциональный) метод проектирования Мэтчетта – методика, в которой сделана попытка систематизации методов перебора и их использования. Метод разработан Эдуардом Мэтчеттом (Великобритания). Автор сам преподает этот метод в Бристоле (школа Мэтчетта). Основная цель метода – научить проектировщика понимать и контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его со всеми аспектами проектной ситуации. По мнению Мэтчетта, овладение его методом позволяет человеку активизировать плодотворные пути поиска решений, систематизировать их и сформировать более мощную базу мышления.
Фундаментальный метод проектирования Мэтчетта
Фундаментальный (функциональный) метод проектирования Мэтчетта – методика, в которой сделана попытка систематизации методов перебора и их использования. Метод разработан Эдуардом Мэтчеттом (Великобритания). Автор сам преподает этот метод в Бристоле (школа Мэтчетта). Основная цель метода – научить проектировщика понимать и контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его со всеми аспектами проектной ситуации. По мнению Мэтчетта, овладение его методом позволяет человеку активизировать плодотворные пути поиска решений, систематизировать их и сформировать более мощную базу мышления.
Метод Мэтчетта заключается в овладении приемами управления собственным образом мыслей, корректировки его в соответствии с характером исследовательских целей и проблем. Это приемы изменения как бы режимов мышления для его сознательного приспособления к целям исследования. Понятие режима мышления отличается от понимания типа мышления. Последний характеризует индивидуальные особенности человека, связанные с его способностями, знаниями, опытом, исследовательским талантом. Режим мышления − это сознательная организация мыслительного процесса в соответствии с характером решаемой проблемы.
Этот метод Мэтчетт разработал для задач проектирования. Но он имеет универсальный характер и может быть успешно использован для любых исследовательских задач. К тому же, исследование во многих своих чертах является проектированием новой концепции, объясняющей непонятное, определяющей эффективные действия, позволяющей предвидеть развитие событий. Это типичные задачи любого исследования.
Мэтчетт вводит следующее определение проектирования:
а) хороший проект − это оптимальное решение, удовлетворяющее сумме истинных потребностей в конкретном комплексе обстоятельств;
б) проектирование − это выявление и разрешение конфликтов в многомерных ситуациях.
Фундаментальный (функциональный) метод проектирования Мэтчетта – комплексный эвристический метод технического творчества, в котором одновременно используются следующие «режимы мышления»:
а) Мышление стратегическими схемами.
Сюда относится отработка следующих навыков:
1. способность заранее выбрать стратегию (т.е. последовательность или сеть действий или мыслей проектировщика);
2. способность сравнивать достигнутое с намеченным;
3. способность разрабатывать стратегии для разработки стратегий.
б) Мышление в параллельных плоскостях.
Здесь имеется в виду «отстраненное» наблюдение проектировщика за своими собственными мыслями и действиями, а также за мыслями и действиями своих сотрудников в ходе выполнения проектных работ. Мэтчетт проводит сравнение с мышлением журналиста, берущего интервью, когда он одновременно участвует в беседе и направляет ее. В частности, проектировщик должен сознавать, в какой степени он направляет работу своих сотрудников и в какой они направляют его работу; он должен также уметь сосредотачивать внимание на своем образе мышления в процессе проектирования.
в) Мышление с нескольких точек зрения.
Этот процесс аналогичен «мышлению в параллельных плоскостях», но направлен на решение задачи проектирования, а не на процесс ее выявления. В предельно упрощенной форме это, по-видимому, определение целей через функции изделия: изделие «обеспечивает возможность» что-то сделать. В более сложной форме используются контрольные перечни, приведенные ниже.
г) Мышление «образами».
Этот режим мышления по фундаментальному методу проектирования труднее всего поддается пониманию. Он заключается в том, чтобы мысленно представить себе или вычертить геометрические схемы, позволяющие проектировщику сопоставить приведенные ниже контрольные перечни фундаментального метода проектирования с формами его собственного опыта и мышления. Рисунки, с помощью которых Мэтчетт и его ученики иллюстрируют этот режим мышления, напоминают карты астрологов и магические слова и образы таких художников, как Марсель Дюшан. Мэтчетт называет их «синтетическими архипелагами», имея в виду, что речь идет о чем-то, что управляет ассоциациями между отдельными мыслями.
Основное назначение мышления «образами», видимо, заключается в том, чтобы дать проектировщику запоминающийся образ взаимосвязей между задачей проектирования, процессом проектирования и решением.
Образы могут быть как идеальными, так и реальными: в виде схем, загадочных, заманчивых рисунков, т. к. в методе особое внимание обращается на положительное влияние эмоции в процессе проектирования.
д) Мышление в основных элементах.
Это самый понятный из пяти «режимов мышления», в его описании применяются простые, понятные слова, обозначающие небольшие элементы мысли или действия, которые, как правило, встречаются в процессе решения любой задачи. Вслед за Гилбертом, который, прочитав свою фамилию справа налево, дал единице движения название «треблиг», Мэтчетт называет эти элементы «течтэмами». Назначение течтэмов заключается в том, чтобы заставить проектировщика осознать множество альтернативных действий, которые он может предпринять в каждой точке принятия решений. Мэтчетт разбивает течтэмы на семь групп.
Группа 1 (варианты решений):
- определить потребность;
- определить необходимый элемент;
- представить себе решение;
- принять временное решение;
- принять окончательное решение;
- отменить решение.
Группа 2 (варианты суждений):
- предположить;
- взвесить;
- взвесить и сравнить;
- экстраполировать;
- оставить без изменений;
- предсказать.
Группа 3 (варианты стратегий):
- продолжать в том же направлении;
- продолжать и расширить;
- изменить направление;
- сопоставить с будущим;
- внимательно рассмотреть;
- разрешить конфликт;
- продолжать более интенсивно;
- прекратить.
Группа 4 (варианты тактик):
- оценить риск;
- проверить последствия;
- развить;
- сравнить с другими решениями;
- разделить действие;
- приспособить другое решение;
- сосредоточиться на малом участке;
- разложить на компоненты;
- проверить возможную причину;
- обдумать возможность нового решения;
- заменить решение на обратное;
- проверить другие варианты.
Группа 5 (варианты отношений):
- хранить решение в памяти;
- выявить зависимость;
- отложить принятие решения;
- сообщить о решении;
- соотнести с ранее принятым решением;
- проверить на избыточность;
- проверить на соответствие.
Группа 6 (варианты понятий):
- использовать понятие;
- изменить плоскость абстракции;
- использовать схему стратегии;
- изменить точку зрения;
- сравнить с существующей системой.
Группа 7 (варианты препятствий):
- обойти препятствие;
- разрушить препятствие;
- устранить препятствие;
- начать новое действие с нуля;
- начать новое действие с принятого решения;
- действовать в одном, двух или трех измерениях.
- сравнить с получающейся системой;
- применить первичное кольцо.
Методика проектирования
Методика проектирования вкратце выглядит следующим образом:
1) исследовать проектную ситуацию;
2) приблизительно определить потребности, для удовлетворения которых предпринимается проектирование;
3) выявить и проанализировать основную функциональную потребность, т.е. ту потребность, без удовлетворения которой нет смысла удовлетворять другие;
4) исследовать альтернативные принципы, на которых могло бы быть построено средство для удовлетворения основной потребности;
5) выполнить – только в эскизе − проект, способный удовлетворить как основную, так и дополнительные потребности;
6) оценить функциональную эффективность проекта;
7) определить качество деталей и узлов, например, отсутствие деформации при сварке, совершенство внешнего вида и т д.
Не следует жестко придерживаться этой последовательности: проектировщики должны сами решать, когда применить тот или иной этап, когда повторить его, а когда перескочить через этап. Главное состоит в том, чтобы проектировщики могли изменять структуру своего опыта и мышления применительно к существующим особенностям и многофакторности проектной ситуации. Мэтчетт подчеркивает, что каждый вправе решать, как это сделать. Воспитывая в своих учениках уверенность в себе и прививая им умение управлять своим мышлением, Мэтчетт стремится придать их мышлению гибкость в разработке соответствующих стратегий.
Контрольные перечни фундаментального метода проектирования (которые Мэтчетт называет «стандартными последовательностями»), по-видимому, представляют собой развитие обычных в анализе трудовых операций вопросов «что?», «почему?», «когда?» и т.д. Часто их комбинируют парами вдоль каждой оси графика, что позволяет получить большое разнообразие более конкретных вопросов.
а) Какие потребности являются:
- жизненно важными;
- очень важными;
- важными;
- желательными.
б) Каковы потребности:
- функциональной системы;
- потребителя;
- фирмы;
- внешнего мира.
в) Каковы потребности на каждом из перечисленных ниже этапов существования изделия:
- проектирование и деталировка;
- отработка;
- изготовление деталей;
- сборка;
- испытание и отладка;
- окончательная отделка и упаковка;
- сбыт;
- монтаж;
- эксплуатация и неправильное использование;
- техническое обслуживание и уход.
г) Какие сведения можно получить, если задать шесть основных вопросов анализа трудовых операций:
- что нужно сделать? (потребности);
- почему это нужно сделать? (причина);
- когда это нужно сделать? (время);
- где это нужно сделать? (место);
- кем или с помощью чего это должно быть сделано? (средства);
- как это сделать? (метод).
д) Каким образом каждую часть проекта можно:
- исключить;
- объединить с другими;
- унифицировать;
- перенести;
- модифицировать;
- упростить.
Этот комплекс вопросов Мэтчетт называет «первичным кольцом», а следующий комплекс – «вторичным кольцом».
е) Какие:
- эффекты;
- потребности;
- ограничения вызовет каждая деталь комплекса в отношении любой другой детали этого комплекса при сопоставлении с помощью матрицы взаимодействий?
Назначение первичного кольца – выявлять множество различных альтернатив, а вторичного кольца – обеспечить увязку всех изменений друг с другом, а также со всеми имеющимися потребностями.
Мэтчетт все время подчеркивает, что вопросы и графики, порождающие многообразие, необходимо применять не для слепого поиска, а для выявления существенных характеристик изучаемого объекта и для устранения из проекта ненужных элементов.
Очень большое внимание Мэтчетт уделяет вопросам самоконтроля и самонастройки на всех этапах процесса проектирования, а также использованию логосинтеза (синтез с помощью разговора). Метод Мэтчетта можно представить как сбалансированную смесь опыта, искусства, психоанализа, «групповой динамики», самовнушения, внушения и некоторой доли мистики.
Информация о работе Фундаментальный метод проектирования Мэтчетта