Функции
руководителя
В соответствии с современными представлениями
суть работы руководителя сводится к выполнению
ряда функций, то есть видов деятельности,
среди которых нужно выделить, прежде
всего
- стратегическую функцию, заключающуюся в постановке на основе анализа ситуации и прогнозирования целей организации, координации процесса разработки стратегии и составления планов. В обычных условиях она считается главной
- В рамках нового этапа НТР все большее значение приобретает экспортно-инновационная функция, тесно связанная с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель направляет разработку и внедрение новых видов продукции и услуг, создает условия для соответствующей перестройки организации и системы управления его, постоянно знакомится с новинками и проводит необходимые консультации подчиненным.
- Еще одной основной функцией руководителя является административная, в состав которой входит целый ряд подфункций. Во-первых, контрольная, заключающаяся в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности организации, проведении ее необходимой корректировки. Во-вторых, организационная, связанная с созданием необходимых условий деятельности: распределением среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктированием и пр. В-третьих, направляющая, с помощью которой происходит координация непосредственной работы людей. В-четвертых, кадровая, заключающаяся в организации подбора, ориентации, обучения, развития персонала. В-пятых, стимулирующая, которая предполагает действия, направленные на убеждение и воодушевление исполнителей, их поощрение за успешно выполненную работу, наказание за провинности.
- В век информации все большую роль играет коммуникационная функция, сводящаяся к проведению совещаний, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, распространению информации, проведению переговоров, деловому представительству.
Постоянно растущее значение человеческого фактора в жизни организации выводит на одно из первых по значению мест социальную функцию, выполняя которую руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает существующие традиции и стандарты поведения и формирует новые, помогает подчиненным в трудную минуту.
В различных ситуациях и на разных уровнях управления те или иные функции руководителя имеют неодинаковое значение.
Качества руководителя
В работе руководителя много
привлекательного. Она предоставляет
широкие возможности для развития
личности, престижна, придает человеку
достоинство, приносит уважение окружающих,
наконец, просто захватывающа и увлекательна,
так как предполагает решение
сложных проблем часто в неопределенных
или критических ситуациях и
в самые сжатые сроки.
Для этого руководителю, особенно крупной
организации, приходится выполнять в течение
рабочего дня до двухсот различных видов
деятельности, часто бывать в других городах
и странах, общаться с самыми разными людьми
- подчиненными, коллегами, партнерами,
политиками, общественными деятелями,
акционерами и т.п., к каждому из которых,
чтобы добиться успеха, необходимо подобрать
свой «ключ».
Основная его задача состоит не в том,
чтобы делать ту или иную работу самому,
а в том, чтобы, изучив ситуацию и наметив
план действий, организовать ее выполнение
силами подчиненных, проконтролировать
и оценить их действия, вознаградить отличившихся.
Понятно, что попытка совместить все это
с исполнительской деятельностью большей
частью обречена на провал.
К профессиональным качествам
относят те, которые характеризуют любого
грамотного специалиста, и обладание которыми
служит лишь необходимой предпосылкой
выполнения им обязанностей руководителя.
Такими качествами являются:
- компетентность в соответствующей профессии, формирующаяся на основе образования и производственного опыта;
- широта взглядов, базирующаяся на общей эрудиции и глубоком знании как своей, так и смежных сфер деятельности;
- стремление к приобретению новых знаний, постоянному, самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
- поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;
- умение планировать свою работу.
Личные качества
руководителя также мало, чем должны отличаться
от качеств других работников, желающих,
чтобы их уважали и с ними считались, поэтому
обладание ими тоже всего лишь предпосылка
успешного руководства. Здесь можно упомянуть:
- высокие моральные стандарты;
- физическое и психологическое здоровье;
- высокий уровень внутренней культуры;
- отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям;
- оптимизм, уверенность в себе.
Однако руководителем
делают человека не профессиональные
или личные, а деловые качества,
к которым необходимо отнести:
- умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым, поставить и распределить среди исполнителей задачи, обеспечить их деятельность всем необходимым, координировать и контролировать ее осуществление;
- доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих прав
- контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;
- инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, но при необходимости легко перестроиться;
- способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими;
- стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных.
Требования к руководителям
в отношении этих качеств неодинаковы
на различных уровнях управления. На низших,
например, в большей степени ценятся решительность,
коммуникабельность, некоторая агрессивность;
на высших - на первое место выдвигаются
организаторские способности, стремление
к преобразованиям, к новому, умение организовать
коллективное творчество.