Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:30, контрольная работа
Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.
Характеристика американской модели менеджмента....…………………...3
Список использованной литературы………………………………………11
Оглавление
Характеристика американской модели менеджмента....…………………...3
Список использованной литературы………………………………………11
Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный способ организации производства.
3. Корпорация как основная
форма предпринимательства.
Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным. Он основан на взаимоотношениях продавца и покупателя, которые самостоятельно устанавливают цены, требования к качеству товара и пр. Рыночные отношения часто требуют принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска, что повышает ответственность менеджеров за их разработку и принятие.
Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в.
Большое влияние на формирование теории корпорации оказала книга «Современная корпорация и частная собственность», опубликованная А. Берли и М. Минз в 1932 г. Корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры приобрели право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.
По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т. е. от власти. Американский профессор отмечал возникновение «новой управленческой элиты, чья мощь основывается уже не на собственности, а скорее на контроле за процессом в целом». Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.
Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60—70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». В общем виде стратегия — это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели корпорации. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.
Содержание стратегического
управления заключается, во-первых, в
разработке долгосрочной стратегии, необходимой
для победы в конкурентной борьбе,
и во-вторых, в осуществлении управления
в реальном масштабе времени. Разработанная
стратегия корпораций, впоследствии
превращается в текущие производственно-
Концепция стратегического
управления основана на системном и
ситуационном подходах к управлению.
Предприятие рассматривается
Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.
Стратегическое управление требует создания организационной стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры (СХЦ). Каждый СХЦ объединяет несколько производственных подразделений фирмы, выпускающих однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий и имеющую общих конкурентов. Количество СХЦ в фирме, как правило, значительно меньше количества производственных подразделений. При создании СХЦ большое значение имеет правильный выбор области деятельности. СХЦ отвечают за своевременную разработку конкурентоспособной продукции и ее сбыт, формирование производственной программы выпуска продукции по номенклатуре.
Важнейшей составной частью
плановой работы корпорации является
стратегическое планирование, возникшее
в условиях насыщения рынка и
замедления роста ряда корпораций.
Стратегическое планирование сдерживает
стремление руководителей к получению
максимальной текущей прибыли в
ущерб решению долгосрочных задач,
а также ориентирует
В 60-е гг. XX в. все настойчивее
стали требования работников корпораций
по улучшению их социально-экономического
положения. Параллельно с этим многие
теоретики менеджмента пришли к
убеждению, что целый ряд организаций
не достигает своих целей по причине
игнорирования противоречий быстро
меняющейся социальной среды. Следствием
сложившегося положения было появление
доктрины «производственной демократии»
(«демократии на рабочих местах»),
связанной с вовлечением в
управление непрофессионалов, как самого
предприятия, так и потребителей
товаров и услуг, посредник ков
и т.д., т.е. Внешней по отношению
к предприятию среды.
Некоторые американские авторы
называют привлечение непрофессионалов
к управлению «третьей революцией»
в управлении.
Первая революция, по их мнению,
связана с отделением управления
от производства и с выделением его
в особый вид управленческой деятельности.
Вторая революция характеризуется
появлением менеджеров, т.е. людей особой
профессии. «Производственная демократия»
(или партисипативное управление) стала
рассматриваться как форма соучастия
всех работников организации в принятии
решений, затрагивающих их интересы.
Авторами идеи «производственной демократии» принято считать социологов Дж. Коула и А. Горца, которые предлагали управление корпорациями осуществлять посредством производственных советов, контролируемых рабочими. Благодаря участию в работе этих советов, рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпорации, а затем и в целом по промышленности.
Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации.
Партисипативное управление
предполагает расширение привлечения
работников к управлению по следующим
направлениям:
• предоставление
работникам права
• привлечение работников
к процессу принятия решений
(сбор необходимой информации
для принятия решения,
•предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы;
• участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений;
• предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного выполнения решений у в настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:
-Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха.
-Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих.
-Разработка систем участия в прибыли.
-Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.
В 60-е гг. в США получили
широкое распространение
Привлечение рабочих к
участию в высших органах управления
корпорацией — советах
Для снижения сопротивления
рабочих организационным
Американские ученые продолжают
ставить и разрабатывать
-Правительство (его деятельность соответствует общему понятию менеджмента, хотя слово «менеджмент» не применяется к деятельности правительства).
-Государственный менеджмент.
-Военный менеджмент (особый вид государственного менеджмента).
-Ассоциационный (клубный) менеджмент.
-Бизнес-менеджмент (особый вид менеджмента, отличающийся от правительственного и государственного).
-Менеджмент в государственной собственности (специальный вид «бизнес-менеджмента»).
Развивая теорию управления, Петерсон и Плоумен дают определение понятию менеджмент "как психологический процесс осуществления руководства подчиненными, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления». Видный представитель американского менеджмента Питер Ф. Друкер выступает против расширительного толкования понятия менеджмент, считая, что его следует относить только к предприятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг. Друкер сформулировал основные принципы современного менеджмента:
Содержание менеджмента в целом аналогично в разных странах, но методы его различны. Национальный менеджмент должен учитывать свои собственные традиции, культуру, историю.
В центре внимания менеджмента
находится человек, который должен
направлять свои усилия на повышение
эффективности своей
Задачей менеджмента является направление действий всех работников на выполнение общих целей предприятия.
Задачей менеджмента является постоянное развитие способностей, потребностей всех работников предприятии и возможностей их удовлетворения.Каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу. Связь между работниками осуществляется посредством коммуникаций.В конечном счете деятельность предприятия оценивается большим количеством разнообразных способов и средств.
Оценка и результаты деятельности предприятия находят свое выражение не внутри предприятия, а вне его. Друкер сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи труду любого менеджера:
-определение целей предприятия и путей их достижения;
-организация работы персонала предприятия (определение объема работ и распределение его между работниками, создание организационной структуры и т. д.);
-создание системы мотивации и координация деятельности работников;
-анализ деятельности организации и контроль за работой персонала;
-обеспечение роста людей в организации.
Менеджер не может быть
«универсальным гением». Американская
практика подбора руководящих работников
делает главный акцент на хорошие
организаторские способности, а
не на знания специалиста. Американский
менеджмент внес значительный вклад
в разработку менеджмента как
учебной дисциплины.
Список использованной литературы
1. Мескон М. и др. Основы менеджмента: Учебник / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури: Пер. с англ. – М.: Дело, 2006. – 720с.
2. Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 255с. – (Серия «Высшее профессиональное образование: Менеджмент»).
3.Грейсон Д., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991.
Информация о работе Характеристика американской модели менеджмента