Характеристика основных школ менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 14:19, доклад

Краткое описание

Характеристика основных школ менеджмента: научного управления, административного управления, поведенческих наук, человеческих отношений, количественных подходов. Современное представление о менеджменте.

Вложенные файлы: 1 файл

Характеристика основных школ менеджмента.docx

— 21.24 Кб (Скачать файл)

Характеристика  основных школ менеджмента: научного управления, административного управления, поведенческих  наук, человеческих отношений, количественных подходов. Современное представление  о менеджменте.

 

Школа научного управления (1885 - 1920 года).

Становление и развитие этой школы, получившей широкую известность  во всем мире под названием «научная организация труда», совпали с началом XX в. У истоков этой школы стоял американский инженер — практик и менеджер Ф. Тейлор (1856-1915), решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Учение его стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента.

Ф. Тейлор написал прославившие его имя на весь мир книги: «Сделочная система» (1895), «Цеховой менеджмент» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911). В своих трудах он пытался совместить интересы капитала и труда, реализовать «философию сотрудничества» на капиталистических предприятиях. Разработанный им способ, обеспечивающий интенсификацию труда, вызвал большой интерес управленцев разных стран.

Ф. Тейлор стремился доказать, что разработанные им методы научной организации труда и сформулированные на их основе принципы «научного менеджмента» смогут заменить устаревшие авторитарные методы управления.

Ф. Тейлор ратовал за превращение  научного управления в отрасль индустриального  труда по типу инженерного. Его система заключалась в последовательном проведении принципа разделения труда на труд исполнительский и труд распорядительский, в специализации работ. В производственной системе, работающей как слаженный механизм, каждый работник должен быть ответствен за свои функции. При этом следует стремиться достичь соответствия типов работников видам работ. Кроме того, требуется жесткая регламентация деятельности. Это ориентирует каждого работника на исполнение частичной функции, но не требует от него понимания общего замысла.

Ф. Тейлор указал задачи, которые  должна выполнять администрация и благодаря которым субъективизм и произвол прежних методов управления заменяются «научной логикой» правил, законов и формул.

Ф. Тейлор рассматривал научный  менеджмент как действенное средство сближения интересов всех работников благодаря росту их благосостояния и налаживанию тесного сотрудничества с хозяевами и администрацией для достижения производственных и экономических целей организации. Он полагал, что, если система научного менеджмента будет воспринята в полном объеме, это позволит решить все споры и разногласия между сторонами.

К представителям школы научного управления следует отнести также некоторых российских ученых, прежде всего А. А. Богданова и А. К. Гастева.

Для данной школы характерны также следующие черты:

  • использование научного анализа для определения лучшего способа решения хозяйственных задач;
  • целенаправленный отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, их обучение;
  • равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами;
  • обеспечение работников ресурсами;
  • применение материального стимулирования;
  • сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться самостоятельной областью научных исследований. Родилась новая наука, выявляющая методы и подходы, которые эффективно могли быть использованы практиками для достижения целей организации.

 

Классическая  или административная школа управления (1920 -1950 года).

 

Родоначальником этой школы  считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления. 
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. 
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. 
Более точно "универсальные принципы управления", сформулировал А. Файоль, а М. Вебер – разработал "концепцию рациональной бюрократии", характеристиками которой является:

  • Высокая степень разделения труда;
  • Четкая управленческая иерархия;
  • Исчислении правила, стандарты и показатели оценки работы;
  • Дух формальной обезличенности (отсутствие симпатий и привилегий относительно отдельных рабочих);
  • Подбор кадров в организации за их деловыми профессиональными качествами.

 

 

 

 

 

Школа человеческих отношений и школа  поведенческих наук (1930-1950г.г.).

 

Самыми крупными ее авторитетами являются М. Фоллетт (Англия), Э. Мэйо (США). Представители этой школы полагали, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то и уровень  удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбежно приведет к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

Согласно современной  доктрине менеджмента в системе  управления имеют значение 3 существенных фактора: люди, финансы и техника,— и первое место занимает фактор «люди». Среди господствующих целей менеджмента (отношения между людьми и выполнение задач) преобладает человеческий фактор. Именно такая система управления, где основное внимание уделяется человеческому фактору, является наиболее оптимальной в условиях рынка.

Менеджмент — психологически насыщенная система управления, главные функции которой непосредственно связаны с психологией. Поэтому для эффективного осуществления этих функций менеджеру нужно овладеть психологическими компонентами менеджерского мастерства: уметь взаимодействовать с людьми, выступать перед аудиторией, убеждать и т. д.

В суровых условиях рыночной конкуренции только умение общаться с людьми обеспечивает успех в  бизнесе. Известные японские, европейские  и американские менеджеры добиваются завидных успехов в производстве товаров именно благодаря бережному отношению к персоналу.

 

Математическая  школа менеджмента (школа количественных методов и системного подхода).

 

Базируется на использовании в управлении данных точных наук — математики, статистики, инженерных наук — и предполагает широкое применение результатов исследований операций и моделей ситуаций. Большинство методов и средств количественной школы имеют такие характеристики:

  • главное внимание сосредоточивается на принятии решения;
  • основной конечный результат анализа должен воплощаться в виде управляющего влияния;
  • процесс принятия решения является главной составной частью повседневной деятельности руководителей;
  • использования форматизированных математических моделей, которые позволяют сформировать возможные варианты решения проблемы.

Наиболее известными представителями  этой школы является Д. Марч, Г. Смои, Г. Акофф, Д. Вудворд, Д. Тпсон, Н. Лоуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Российская  академия народного хозяйства и  государственной службы при Президенте Р.Ф

 

 

 

Характеристика школ научного менеджмента

 

 

Выполнила:

Студентка  группы Гк-314

Демидова Ксения

Проверила:

Новичкова А.В

 

 

 


Информация о работе Характеристика основных школ менеджмента