Номинальные группы превосходят
интерактивные на всех этапах
решения проблемы, кроме этапа
синтеза, когда высказанные членами
группы идеи сопоставляются, обсуждаются
и комбинируются. В итоге делается вывод о необходимости
комбинирования номинальной и интерактивной
форм, поскольку это приводит к выработке
групповых решений более высокого качества.
При рассмотрении проблем группового
принятия решений следует обратить
внимание на явление деиндивидуализации личности.
Деиндивидуализация
– это утрата индивидом чувства
идентичности в группе, что часто
приводит к растормаживанию нравственных
начал, сдерживающих личность
в определенных моральных рамках.
В следствии такой деиндивидуализации
индивиды в группе могут иногда принимать
решения, которые являются очень консервативными
или, наоборот, слишком рискованными. А
порой групповые решения оказываются
даже аморальными в такой степени, в какой
это не свойственно большинству членов
группы, рассматриваемых в отдельности.
Значительное
внимание уделяют психологии
проблеме уровня риска в групповых
решениях. Полученные данные разноречивы.
Так имеются экспериментальные
свидетельства, говорящие об усреднении крайних позиций
в процессе принятия группового решения.
В итоге оказывается менее рискованным,
чем возможное индивидуальное.
В
соответствии с другими данными,
групповые решения отличаются
большей долей риска по сравнению
с решениями, предпочитаемыми «средним» членом этой группы.
Принимая решения, группа стремиться к
альтернативам, обеспечивающим более
высокий результат, но наименьшую вероятность
его достижения.
Порой
группа может склоняться к самым необоснованным
решениям. Особенно это характерно для
групп с большей степенью сплоченности.
Иногда
члены той или иной группы
в такой степени стремятся
к консенсусу – полному единогласию
при принятии группового решения,
что игнорируют реалистические
оценки своих решений и их
последствий. Члены таких групп могут обладать очень
высоким социальным статусом, и значимость
их решений бывает исключительно высока
для многих людей. Однако единодушие нередко
торжествует победу над взвешенным критическим
подходом к этой проблеме. В итоге, достигая
консенсуса, члены группы принимают неэффективное
решение.
Американский
психолог И. Джанис назвал это
явление «огрупплением мышления».
Среди его симптомов:
- иллюзия
неуязвимости членов группы и
анонимности решения;
- чрезмерный
оптимизм;
- склонность
к риску.
При
этом группа обсуждает минимальное
число альтернатив. Возможный
риск последствий решения, к
которому склоняются в группе,
не рассматривается. Экспертные
мнения совсем не принимаются
в расчет. Игнорируются также
все факты и мнения, не поддерживающие групповую точку зрения.
Члены группы проявляют само цензуру в
отношении любого отклонения от явного
консенсуса.
Таким образом, чем больше проникнуты
члены группы духом единства, тем сильнее
опасность, что независимое, критическое
мышление будет замещено «огрупплением».
Решения,
принятые той или иной реальной
группой, на практике всегда
имеют социальный характер. В этих решениях неизбежно отражаются
цели, ценности и нормы соответствующих
социальных групп (5; с.504).
Заключение
Итогом
написания контрольной работы
могут быть следующие выводы.
Почти
любое управленческое действие
включает принятие решений, и
большая часть времени руководителя
так или иначе связана с
подготовкой, принятием и рационализацией управленческих
решений.
На стадии
принятия решения осуществляется
разработка и оценка альтернативных
решений и курсов действий, производимых
на основе многовариантных расчетов;
отбор критериев выбора оптимального
решения; выбор и принятие наилучшего решения.
Искусство
принимать решения предлагает
ряд психологических требований,
выполнение которых способствует
наилучшему проявлению личностных
и деловых качеств и руководителей
и других специалистов, привлечение
для выбора управленческого решения. К этим
условиям можно отнести опыт, профессионализм,
интуицию тех, кто принимает решения; способность
считаться с реальными условиями при выборе
решения; умение производить выбор наиболее
обоснованных идей; способность быть «открытым»
к новой информации и др.
При
выборе управленческого решения
необходимо соблюдать ряд принципов
– принцип единоначалия; принцип
единогласия; принцип большинства; принцип
консенсуса.
Качество
при выборе решения будет обеспечено,
если решение обоснованно, направлено на конкретного
исполнителя, если оно имеет целевую направленность,
а также если соблюдены субординация и
директивность.
Методы
принятия управленческих решений
делятся на традиционно- стереотипные
(совещания, собрания, деловые переговоры, телефонные переговоры, дискуссии,
симпозиумы) и инновационные (метод мозговой
атаки, метод синектики, метод инверсии,
метод эмпатии и др.). При использовании
того или иного метода поведение участников
процесса различно в зависимости от поставленной
задачи. Использование разнообразных
методов выбора управленческих решений
направлено на формирование возможно
большего количества допустимых вариантов
решения управленческой проблемы.
При выборе
альтернативы, как правило, используются
три подхода: учет прошлого опыта; проведение
эксперимента; исследование и анализ.
Совместный
подход к принятию решений является более эффективным,
имеет ряд преимуществ. Однако взаимодействие
между членами группы иногда ведет к столкновению
полярных взглядов, межличностным разногласиям.
Задача руководителя организации – минимизировать
негативность указанных проблем.
Список литературы
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учеб.-3-е изд.- М.: Гардарики, 1999.-528с.
- Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учеб. пособие.- Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.-364с.
- Кардановская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Учеб.-М.: Деловая лит., 1999.-247с.
- Лукашевич В.В. Основы менеджмента: Учеб. Пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,2004.-285с.
- Морозов А.В. Деловая психология: Учеб. - М.: Академ. Проект,2005.-1040с.
- Огарков А.А. Управление организацией: Учеб. - М.: Эксмо,2006.-512с.
- Орлов А.И. Теория принятия решений: Учеб. - М.: Экзамен,2006.-573с.
- Основы менеджмента: Учеб. пособ./Под ред. Д.Д. Вачугова.-М.: высш.шк., 2001.-367с.
- Основы менеджмента: Учеб./Под ред. А.И. Афоничкина.-СПБ: Питер,2007.-528с.
- Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учеб.-5-е изд.-М.: ИНФРА-М,2003.-314с.
- Шепель В.М. Управленческая психология: Учеб.пособ.-М.: Экономика,2004.-250с.
- Юкачева В.Г. Управленческие решения: Учеб. пособ.-М.: КНОРУС,2009.-292с.