Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:51, курсовая работа
холдинг - это совокупность центральной (головной) и подчиненных компаний
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы деятельности холдингов 5
1.1. Холдинг: сущность, характерные черты 5
1.2. Цели создания холдингов 8
1.3. Виды холдингов 10
Глава II. Современные тенденции управления холдингом……………………...…13
2.1. Создание холдинга: плюсы и минусы……………………………………..13
2.2. Управление холдингом…………………………………………………..…14
2.3. Принципы функционирования холдинга………………………………….16
Глава III. Известные Российские Холдинги............................………..…………..….18
3.1. Холдинг ОАО "Компания "Сухой"…….……………………………….….18
3.2. Холдинг "Русские Семена"………………………………………………...20
3.3. Многопрофильный холдинг "Рустрансстрой"……………………………21
Заключение………………………………….………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………26
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы деятельности холдингов 5
1.1. Холдинг: сущность, характерные черты 5
1.2. Цели создания холдингов 8
1.3. Виды холдингов 10
Глава II. Современные тенденции управления холдингом……………………...…13
2.1. Создание холдинга: плюсы и минусы……………………………………..13
2.2. Управление
холдингом…………………………………………………..
2.3. Принципы функционирования холдинга………………………………….16
Глава III.
Известные Российские Холдинги......................
3.1. Холдинг ОАО "Компания "Сухой"…….……………………………….….18
3.2. Холдинг "Русские Семена"………………………………………………...20
3.3. Многопрофильный холдинг "Рустрансстрой"……………………………21
Заключение………………………………….………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Холдинги (холдинговые компании) - специфическая организационная форма объединения капиталов, т.е. интегрированное общество, которое непосредственно не занимается производственной деятельностью, а использует свои средства для приобретения контрольных пакетов акций предприятий, являющихся участниками концерна или другого добровольного объединения, с целью контролирования деятельности таких предприятий. Объединяемые в холдинги субъекты имеют юридическую и хозяйственную самостоятельность, однако право решения основных вопросов их деятельности принадлежит холдинговой компании.
Таким образом, холдинг - это совокупность центральной (головной) и подчиненных компаний. При этом все управления на себя берет головная компания, потому что имеет в своем активе большое количество акций чем другие. Предприятия, входящие в холдинг, могут быть формально независимы.
Актуальность темы заключается в том, что создание подобных компаний выгодно за счет объединения финансов и ресурсов для построения прочного устойчивого бизнеса. В этом виде структуры компании зачастую идет разделение обязанностей для увеличения эффективности работы объединения. Зачастую один человек-руководитель не всегда имеет опыт во всех сферах бизнеса, да и физических возможностей не хватает руководить вся и всем. Разделение труда это основной, да и зачастую самый эффективный способ руководить компанией, но не всегда подчиненные способны достичь того, что от них требуется, а те, кто могут они занимаются своим бизнесом. В общим качественные кадры зачастую дефицит. По этому уже устоявшиеся компании начинают искать себе партнеров для совместного нахождения решений проблемы общими усилиями.
Целью данной работы является изучение становления, организации и функционирования холдингов.
Задачами данной работы являются:
Объектом данной работы являются становление, организации и функционирование холдингов.
Теоретическую основу для написания курсовой работы составили: теоретические положения, содержащиеся в работах отечественных авторов по данной теме исследования и материалы периодической печати.
Методологической основой данной работы является сравнительный анализ и оценка работ российских авторов, а также исследование периодической литературы. Для обработки данных использованы методы комплексного анализа.
Структура
работы состоит из введения, трех глав,
логически разделенных на параграфы, заключения
и списка литературы.
ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГОВ
1.1.
Холдинг: сущность, характерные черты
Термин «холдинг» является производным от английского - «держать».
В соответствии законодательством холдингом называется компания, которая контролирует деятельность дочерних компаний путем:1
Таким образом, холдинг - это головная компания, которая контролирует деятельность других предприятий через владение контрольными пакетами акций или на основании других условий, зафиксированных в соответствующем договоре между ними.
В России, к сожалению, законодательное определение холдинга до сих пор отсутствует. Закон «О холдингах» находится на рассмотрении в Государственной думе с 1999 г.; за это время он несколько раз принимался, потом отклонялся, снова обсуждался и дорабатывался. В проекте закона отражена российская практика фактически действующих холдинговых компаний. На сегодняшний день под холдингом понимается совокупность юридических лиц, связанных между собой отношениями, при которых головная компания управляет деятельностью других компаний, - именно такая трактовка термина дается в законе «Об акционерных обществах».
Головная компания контролирует дочерние предприятия через:
Во-первых, через обладание контрольным пакетом акций. При этом контрольный пакет не обязательно должен составлять 51% акций дочернего предприятия. В мировой практике под контрольным пакетом понимается любое число акций, обеспечивающее принятие нужного решения на собрании акционеров. Размер пакета зависит от степени распыленности акций: чем больше в компании акционеров, каждый из которых обладает небольшим количеством голосов, тем меньший пакет требуется для установления контроля над предприятием; в ряде случаев достаточно 20-25% акций.2
Во-вторых, головная компания может контролировать деятельность другого предприятия, если между ними заключен договор, по которому головная компания имеет право давать указания, являющиеся обязательными для исполнения дочерним предприятием.
В-третьих, головная компания реализует свои функции контроля, если в уставе дочернего предприятия предусмотрено, что головная компания вправе давать ему указания относительно производственно-хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности.
Холдинги, корпорации, объединения - это коммерческие организации объединившиеся для достижение целей поставленных перед собой, что бы не конкурировать меж собой, а создать огромную экономическую структуру.
Характерные черты холдинга:
1. Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.
2. Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности.
3. Централизация управления в рамках группы путем выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:
- выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;
- реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;
- осуществление межфирменных связей;
- финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;
- предоставление консультационных и технических услуг.
Специфика работы холдинга, как и любой другой компании, определяется целями, которые ставят собственники бизнеса. В зависимости от целей возможны различные типы холдинговых структур, отличающихся друг от друга распределением управленческих функций между головной компанией (управляющей) и дочерними предприятиями. Точно так же будет отличаться и финансовое управление в холдингах различных типов, а значит, эти особенности необходимо учитывать при построении работы финансовых служб.
Холдинговые компании делятся на два основных типа: финансовые и операционные. В состав финансового холдинга входят предприятия из разных отраслей. Его собственники не стремятся контролировать текущую операционную деятельность отдельных предприятий, их интересует только прибыльность компаний, входящих в группу . Операционные холдинги обычно состоят из предприятий одной отрасли, образующих вертикально или горизонтально интегрированную цепочку (как правило, нефтяные компании, предприятия ГМК). Для них в большей степени характерна централизованная организационная и финансовая структура, при этом отдельные производственные предприятия имеют ограниченный круг финансовых полномочий, а все оперативное управление осуществляется головной компанией
В составах как операционного, так и финансового холдингов присутствуют структуры управляющих компаний, хотя выполняемые ими функции и степень полномочий различны. В отличие от операционного холдинга, в котором предприятия -- лишь центры затрат, в финансовом холдинге дочерние компании выступают как центры затрат, доходов, прибыли и даже инвестиций. Очевидно, что и структура, и функции финансовой службы управляющей компании будут отличаться в зависимости от вида холдинга.
Часто
финансовую службу управляющей компании
рассматривают как ревизионный и контролирующий
орган. Однако основной задачей финансовой
службы является не осуществление функции
контроля, а создание такой системы управления
финансовыми ресурсами, которая способствовала
бы развитию всех предприятий холдинга.
Финансовому директору нужно вовремя
спрогнозировать возможные проблемы снижения
рентабельности, ликвидности, стоимости
бизнеса; найти причины, предложить мероприятия
по предупреждению либо устранению подобных
нежелательных процессов. Поэтому финансисты
должны достаточно хорошо понимать специфику
бизнеса, в котором им приходится работать.
1.2.
Цели создания холдингов
Объединяясь в холдинги на добровольной основе или путем агрессивной скупки акций других компаний, предприятия преследуют вполне определенные цели: укрепление позиций на рынке и получение экономического выигрыша. Основными задачами, которые решаются в процессе создания холдингов, являются:3