Цикличность экономики в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Цикличность является социальной и экономической формой выражения неравномерности развития общественного воспроизвод¬ства и в этом своем качестве выступает выражением циклического развития природы в целом. Но в отличие от природных циклов, где их смена происходит ритмично и неотвратимо, цикличность в обществе имеет менее ярко выраженный и значительно более противоречивый характер

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2 спр.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

С начала проведения антикризисной политики в качестве приоритетов были заявлены:

поддержка (обеспечение стабильности) финансового сектора;

социальная поддержка населения, сохранение и создание новых рабочих мест;

поддержка отдельных, наиболее чувствительных к кризису отраслей реального сектора экономики на основе стимулирования внутреннего спроса и импортозамещения;

поддержка системообразующих и градообразующих предприятий. После завершения цикла принятия «пожарных мер», а также с осознанием длительности кризиса усиливается объективная потребность в системной оценке антикризисной политики государства по отношению к реальному сектору экономики. При проведении оценки антикризисных мер в рамках нашего проекта основное внимание уделялось не обсуждению целесообразности той или иной меры, а оценке используемых инструментов государственного регулирования (воздействия), соответствующих правил, а также механизмов, обеспечивающих их выполнение.                          

                                

 

                 Антикризисные меры: основные  задачи

В весьма сжатые сроки (практически с ноября 2008 г.) был заявлен широкий набор антикризисных мер по поддержке реального сектора экономики, реализация которых потребовала не только разработки и принятия множества нормативных правовых актов,но и формирования новых механизмов «ручного управления» по ряду иструментов.Многие меры реализовывались в условиях жестких временных ограничений,сильнейшего давления различных групп интересов.

  в результате резко возросла нагрузка на административную систему, что в некоторых случаях привело к «рассинхронизации» практической реализации мер.7 Так, отметим существенную задержку с размещением госзаказа (и, как следствие, вынужденное расширение набора мер по привлечению финансирования для крупнейших, системообразующих компаний, предприятий оборонно-промышленного комплекса — ОПК). Но самое главное    возник разрыв между принятием нормативных актов и практической реализацией соответствующих мер. Возможно, по указанной причине усилилось стремление принимать дополнительные меры. Все это привело к своеобразным догоняющим друг друга «волнам»  формирования мер по отдельным отраслям (секторам), направлениям экономической политики и определяло множественность и разнородность итогового набора антикризисных мер к марту 2009 г. В то же время проведение антикризисной политики позволило ускорить реализацию ряда ранее запланированных стратегических мер, особенно в части развития корпоративного регулирования, поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), совершенствования налогового регулирования.

В связи с этим представлялось важным реконструировать задачи антикризисной политики, исходя из состава и особенностей реализуемых мер. В основном антикризисные меры направлены на решение следующих задач:

- расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам (прямое кредитование госбанками, финансовыми институтами развития, их капитализация; стимулирование частного кредитования путем предоставления субсидий по процентным ставкам и госгарантий; рекомендации банкам по кредитованию; расширение условий для привлечения капитала на основе выпуска акций и облигаций и их выкупа уполномоченными организациями);

снижение нагрузки на бизнес (налоговой нагрузки, вывозных таможенных пошлин, административной нагрузки; ограничение роста тарифов на услуги и продукцию субъектов естественных монополий);

смягчение негативных социальных последствий и развитие рынка труда (увеличение пособий по безработице, софинансирование региональных программ занятости, ограничения на использование иностранной рабочей силы);

стимулирование внутреннего спроса (госзакупки, авансирование, преференции для отечественных производителей, закупки и инвестиционные программы субъектов естественных монополий» лизинг, защитные таможенные меры, субсидии по кредитам потребителей);

- поддержка малого и среднего предпринимательства (госфинансирование региональных программ по развитию МСП, программы кредитования МСП Внешэкономбанка), развитие конкуренции.

Отметим, что ряд мер сложно отнести только к одной из выделенных задач. Например, некоторые антикризисные меры в рамках социальной политики могут также рассматриваться в контексте стимулирования внутреннего спроса на продукцию отдельных отраслей, развития предпринимательства.

   В целом общий объем дополнительных ресурсов, исходя из существующих оценок «стоимости» отдельных антикризисных мер в отношении реального сектора экономики, в октябре 2008 — декабре 2009 г. оценивается в 2,1—2,5 трлн руб. На первом месте стоят меры по расширению доступа реального сектора к финансовым ресурсам (1,1—1,2 трлн руб.), на втором — меры по снижению нагрузки на бизнес (бюджетные потери 500—700 млрд руб.), на третьем меры социальной политики, связанные со стимулированием спроса населения, поддержкой начинающих предпринимателей, 250—300 млрд руб., далее стимулирование внутреннего спроса (180—240 млрд руб.) и на последнем месте — меры по поддержке МСП (60-90 млрд руб.).

  В «антикризисном пакете» недостаточно представлены меры по стимулированию экспорта, прежде всего высокотехнологичного, развитию конкурентной среды. Крайне мало мер, связанных со стимулированием инновационной активности и развития компаний повышением эффективности деятельности субъектов естественных монополий и крупных госкомпаний; отсутствуют меры по привлечению иностранных инвесторов и формированию особых экономических зон. К тому же заметно определенное ослабление инновационной направленности созданных еще до кризиса финансовых институтов развития: в некоторых случаях усиливается их роль как агентов правительства в ущерб функциям институтов развития (Внешэкономбанк), иногда — сокращаются (изымаются) ресурсы, находящиеся в их распоряжении («Роснано»), в отдельных случаях усиливается критика базовых принципов их деятельности (Российская венчурная компания).

 

 

 

 

 

1 Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства(Политическая экономия).-М.:ФА при Правительстве РФ,1997-с.185.

2 Акселерация-ускорение,акселератор-ускоритель.Эффект большего         национального дохода при относительно меньших капитальных     

3 Колдомова Н.В. Экономическая теория.-Новосибирск:СибАГС,2001.-Ч.2.-Макроэкономика.-С.55.

4 Баликоев В.З. Общая Экономическая теория:учебник с-559

5 Баликаев В.З.Общая экономическая теория

6 Оценка антикризисныхмер экспертами в рамках данного проекта была в целом завершена к 15 марта 2009г.,то есть до официального представления(19 марта 2009г.)для обсуждения Программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009г.,в которой сформулированы семь приоритетов антикризисной политики и в соответствии с ними классифицированы реализуемые и планируемые мероприятия.Однако,большинство этих мероприятий представляют собой ранее заявленные меры,которые оценивались экспертами в ходе данного проекта.

7 Вопрсы экономики №11 2009г «Оценка Антикризисных мер по поддержке реального сектора Российской экономики».С-22.


Информация о работе Цикличность экономики в россии