Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа
Основой любой организации, и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат техники над работником.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Взаимодействие человека и организации………………………………………………..
1.1. Человек и организация……………………………………………..
1.2 Модели взаимодействия человека и организационного окружения…
1.3. Проблемы вхождения человека в организацию. Влияние организации на процесс вхождения…………………………………………………………
Человек в организации: взаимодействие, вхождение, вопросы и решения
Курсовая работа
Пермь, 2010
Факультет культурологии
Кафедра управления и экономики СКС
ББК______
Человек в организации: общие понятия
Исполнитель:
Студент группы МТ-31
Шмырина Р.М. ____________
Научный руководитель:
Зам.зав. кафедрой, к.г.н.,доцент
«___»_______2010 г.
Зав. кафедрой ___________
Пермь, 2010
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Взаимодействие человека и
организации……………………………………………….
1.1. Человек и организация……………………………………………..
1.2 Модели взаимодействия человека и организационного окружения…
1.3. Проблемы
вхождения человека в организацию. Влияние
организации на процесс вхождения………………………………………………………
http://www.bibliofond.ru/view.
http://student.km.ru/ref_show_
http://www.pragmatist.ru/
http://www.inventech.ru/lib/
Основой любой организации, и
ее главным богатством
Вступая во
взаимодействие с организацией,
человек интересуется
Человек подбирается для выполнения определенной работы, осуществления определенной функции, то есть для исполнения определенной роли в организации.
Цель работы –
проанализировать как
Глава 1. Взаимодействие человека и организации
1.1. Человек и организация
Организация состоит из людей и одновременно является элементом общества, которое в значительной своей части представляет совокупность организаций. Люди через организацию отстаивают свои интересы перед обществом, а последнее — контактирует с людьми.
Каждый член организации осуществляет какой-то вклад в решение тех или иных ее проблем; имеет представление о своем месте в ней; определенным образом реагирует на все изменения, затрагивающие его интересы; входит в ту или иную группировку, обеспечивающую их более вероятное достижение (пусть даже в урезанном виде) через реализацию общей позиции.
По мнению одного из крупнейших специалистов в области менеджмента середины XX века Честера Бернарда, людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности. В организации люди дополняют друг друга, складывают свои способности, что делает их более сильными в борьбе за выживание.
Однажды, возникнув, организация приобретает ту или иную степень самостоятельности, позволяющей ей вступать в определенные отношения со своими создателями. В их рамках те используют организацию для достижения своих целей: извлечения дохода, занятия интересной, важной, престижной деятельностью, получения нужной информации, обеспечения власти, безопасности и социальной защищенности.
Организация, в свою очередь, применяет возможности объединяемых ею людей для собственного укрепления и развития. Поэтому она ожидает от своих участников наличия определенного опыта, знаний, квалификации, активного участия в делах, исполнительности, ответственности, дисциплины, подчинения установившимся правилам и нормам поведения, разделения своих целей и ценностей.
В идеале взаимоотношения между человеком и организацией должны быть сбалансированы, но баланс может нарушаться в результате злоупотреблений с той и с другой стороны, когда либо организация низводит людей до положения винтиков, либо люди используют организацию в своих корыстных целях, нанося ущерб ее потенциалу и репутации. В том и другом случае результат оказывается одинаковым — организация ослабевает и перестает нормально выполнять свои функции. Организация, какое-то длительное время противопоставляющая себя индивидам, разрушается.
Поскольку все участники организации помимо того, что являются носителями ее интересов, обладают своими собственными, ей свойственны внутренние противоречия, прежде всего, между формальными и неформальными элементами. На индивидуальном уровне — между качествами личности и требованиями должности; на групповом — между организацией (подразделением) и трудовым коллективом.
Противоречия существуют между интересами субъектов организации, находящихся как на одном, так и на разных ее уровнях, например, между интересами индивида и первичного коллектива, первичного коллектива и организацией в целом, между интересами подразделений одного ранга.
1.2 Модели взаимодействия человека и организационного окружения
Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного взаимодействия с организационным окружением. По словам О.С. Виханского и А.И. Наумова, этот обоюдный процесс может быть болезненным для сторон. И возникновение напряжения может привести либо к малоустойчивому взаимодействию, либо к разрыву их взаимодействия, так как "каждый член организации имеет свое собственное окружение» и это служит причиной для эффективного установления взаимодействия человека и организационного окружения. Ведь каждый человек выделяет для себя те характеристики и аспекты организации, которые для него важны.
В настоящее время специалисты считают более целесообразным применять модель взаимодействия человека и организационного окружения, которая сочетает в себе элементы теории человеческих отношений Э. Мэйо (главное – качество человеческих отношений), а не полностью подчинена рационалистическим законам управления Дж. Муни и А. Рейли, которые исключали творческий подход к выполнению функций.
Под взаимодействием (взаимным действием) понимают "процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого". Взаимодействие – это форма движения, развития организации и человека в ней. Оно определяет существование самой организации.
Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:
1. С позиции взаимодействия
человека с организационным
2. С позиции организации, включающей в себя индивидов. В этом случае организация как целое является исходной точкой рассмотрения.
Для рассмотрения первой позиции необходимо дать определение понятию организационное окружение. В самом общем виде организационное окружение – это та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы в ней. В первую очередь это рабочее место и его непосредственное окружение. Однако для большинства людей организационное окружение значительно шире их рабочего места и включает такие характеристики и составляющие организации, как производственный профиль, положение в отрасли, положение на рынке, размер организации, ее месторасположение, руководство, организационная структура, правила поведения и внутренний распорядок, условия работы, система оплаты, система социальных гарантий, философия организации, общения, трудовые отношения, коллеги и еще многое другое. Каждый член организации имеет свое собственное окружение, так как, во-первых, он выделяет для себя те характеристики и аспекты организации, которые для него важны, и, во-вторых, потому что он сам обычно занимает вполне определенное место в организационном окружении, выполняет определенные функции и осуществляет определенную работу.
В том случае, когда человек – главный в процессе взаимодействия с организационным окружением, модель включает такие элементы, как: организационное окружение; стимулирующее воздействие; человек; реакция на стимулирующие воздействия; действия, поведение; результаты работы (см. рис. 1).
Рис.1 Модель включения человека в организационное окружение
Описать ее можно следующим образом:
В процессе
взаимодействия человека с
В этой модели организационное окружение включает те элементы организационной среды, которые взаимодействуют с человеком. К таким элементам психологи Л.С. Выготский, Р.С. Немов, Г.М. Андреева и исследователи А. Файоль, Т. Питерс и Р. Уотермен относят стимулирующие воздействия, человека, реакцию человека, действия и поведение, результаты работы.
- Стимулирующие воздействия – это речевые и письменные сигналы, действия других людей.
- Человек – биологическое и социальное существо с определенными физиологическими потребностями, опытом, знанием, навыками, моралью, ценностями.
- Реакция на стимулирующие воздействия охватывает восприятие этих воздействий человеком, их оценку и принятие решения об ответных действиях.
- Действия и поведение включают мышление, телодвижения, речь, мимику, возгласы, жесты.
- Результаты работы состоят из двух частей: 1) то, чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, и в результате пришел к решению проблемы;
Если же рассматривать поведение человека с позиции организации (вторая модель), то человек – это ресурс организации, который она использует в своей деятельности (см. рис. 2). Сама же организация как единый организм в этом случае имеет вход, преобразователь и выход и взаимодействует с внешним окружением, определенным образом, соответствующим характеру и содержанию этого взаимодействия, включает человека как элемент организации в процесс организационного и материального обмена между организацией и средой.
Рис.2 Модель включения человека в организационное окружение с позиций организации
Г.Форд, увидев, что его продукция востребована на рынке, в 1903 г. зарегистрировал свою компанию на рынке. В качестве стимулирующего воздействия он применял повышение зарплаты "без какой-либо забастовки со стороны рабочих", т.к. считал, что "если сокращать зарплаты, то сократится и число… покупателей".
То есть эти две модели взаимодействия человека и организационного окружения позволяют проявляться личности человека, «которая выступает, с одной стороны, как условие деятельности. А с другой – как ее продукт», ведь еще А.Н. Леонтьев писал, что "личность человека… порождается деятельностью".
1.3. Проблемы
вхождения человека в
Каждому человеку в жизни не один раз приходится переживать процесс вхождения в организацию. Находиться в организации, быть ее членом, и входить в организацию, становиться ее членом - далеко не одно и то же. Вхождение человека в организацию всегда сопряжено с решением нескольких проблем, которые обязательно сопутствуют этому процессу.
Информация о работе Человек в организации: взаимодействие, вхождение, вопросы и решения