Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 10:11, контрольная работа
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат техники над работником. Однако хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека частично или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но и увеличились. При этом человек стал не только самым ценным «ресурсом» организации, но и самым дорогостоящим. Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации.
ВВЕДЕНИЕ. 3
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОРГАНИЗАЦИИ. 5
РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ. 7
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. 9
МОТИВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 20
Организационное
поведение в форме
Самоорганизация
представляется в образовании неформальных
связей, которые возможны как внутри,
так и вне системы. Человек
волен поступать сообразно
Человек – существо весьма адаптивное. Он всегда найдёт способы реализации и защиты собственных интересов даже в условиях жёсткой регламентации. А стало быть, выход всё тот же – привести в соответствие интересы людей и интересы организации. Будучи, по определению, существом социальным, человек стремится устанавливать коммуникативные отношения с другими людьми как внутри, так и вне организации. Отношения складываются на основе общности целей и интересов. Происходит, таким образом, самоорганизация формальных и неформальных групп, которая тоже может носить как конструктивный, так и деструктивный характер.
К
формальной групповой самоорганизации
относятся все
К неформальным следует отнести так называемые квазиформальные самодеятельные организации и сугубо неформальные. К первой категории можно отнести такие самодеятельные организации, как профсоюзы, советы (клубы) ветеранов, женщин, молодёжи, функционирующие внутри предприятия. Их отличительными чертами являются формальное признание со стороны официальной организации и объединение на основе общих интересов, не всегда совпадающих с целями и интересами системы. Сугубо неформальные группообразования могут существовать внутри структурных подразделений и вне их. Их отличительными чертами являются: объединение исключительно по интересам, которые могут совпадать или не совпадать с интересами системы; отсутствие официального признания; относительное непостоянство групп по численности и составу. При этом даже два человека, объединённых общими интересами, могут считаться неформальной группой. Чаще всего неформальные группообразования трудно поддаются учёту и наблюдению. Однако это не исключает для менеджера необходимости искать контакты и взаимодействовать с неформальными группами для направления их организационного поведения в конструктивное русло.
Как правило, в формальных и неформальных группах есть неформальные лидеры. Именно они являются выразителями групповых интересов, а нередко сами же формируют их. Одна из задач менеджера – выявлять неформальных лидеров в коллективе, , устанавливать с ними личный контакт и обеспечивать взаимодействие с целью направить процессы самоорганизации в конструктивное русло. Наличие неформальных связей внутри структуры формальной организации следует признать объективным явлением, как и сами процессы самоорганизации. Ими нельзя управлять, но можно прямо или косвенно влиять на них, пытаясь предотвратить деструктивное организационное поведение и придать им по возможности позитивное направление. Наилучший метод из числа тех, что можно было бы рекомендовать менеджеру для выполнения этой задачи, - сотрудничество с неформальными лидерами и неформальными образованиями.
В функции менеджмента, таким образом, входит:
- изучение личных интересов и мотивов, заставляющих людей устанавливать неформальные связи и создавать неформальные группы;
- определение квазиформальных и неформальных групп внутри организации;
- установление контактов и обеспечение сотрудничества для придания процессам самоорганизации позитивного направления;
- приведение в соответствие личных и групповых интересов неформальных образований с целями организации в целом.
Последнее достигается, наряду с прочим, посредством участия неформальных лидеров и представителей неформальных организаций в принятии решений, путем согласования уставов и положений квазиформальных объединений, а также заключения коллективных договоров. Коллективные переговоры, заключение коллективных договоров, как и известные процедуры решения коллективных трудовых споров (конфликтов), — все это апробированные жизнью механизмы приведения в соответствие личных и групповых интересов с целями организации.
Однако при этом следует иметь в виду, что, принимая на себя договорные обязательства, менеджер несет социальную ответственность перед коллективом. Невыполнение этих обязательств не только наносит ущерб его авторитету, но и подвергает моральному разрушению всю систему организационных построений и мотивационных механизмов. Если руководитель в нарушение коллективного договора позволяет себе несвоевременно выплачивать работникам заработную плату, то ни о какой позитивной самоорганизации, тем более социальном сотрудничестве с неформальными образованиями, говорить не приходится. Если же он не в состоянии выполнить свои обязательства, не только он, но и сама организация испытывает кризис доверия и подлежит глубокой реструктуризации или процедуре банкротства и реорганизации.
Теория «человеческих отношений» и многочисленные школы исследования поведения дают менеджеру богатый материал для стимулирования персонала к повышению производительности и качества труда. Из всего арсенала теоретических выводов и рекомендаций нас более всего интересуют мотивы организационного
поведения.
В
современной концепции
Значительный
вклад в представление о
С этим утверждением согласны не все исследователи, указывая на факты одновременного возникновения у человека различных потребностей и вообще подвергая сомнению дискретное толкование разного рода потребностей по иерархическим уровням. Однако это отнюдь не принижает значения теории А. Маслоу, рассматривающей потребности человека как мотивы трудового поведения, для нас в пирамиде иерархии потребностей, начиная уже с третьего уровня, представляют интерес потребности социально-психологического характера как мотивы организационного поведения: чувство причастности к группе, к делу; потребность в уважении, самоуважении, личных достижениях, компетентности и признании; потребность в самовыражении, росте как личности и даже лидерстве. Следует полагать, что именно эта шкала потребностей позволяет менеджеру перейти от механизмов стимулирования добросовестного исполнения предписанного регламента к влиянию на позитивные процессы самоорганизации. Вот как предлагают использовать теорию А. Маслоу в менеджменте М.Х. Мескон и его соавторы (табл. 1).
Дэвид
Мак-Клелланд основной упор в мотивации
делал на потребности высших уровней,
а именно на потребности принадлежности
к элите, потребности в достижении успеха
и власти. Фредерик Герцберг, исследуя
степень влияния различных потребностей
людей на их поведение, пришел к выводу
о необходимости различать их по двум
группам факторов, которые он назвал «гигиенические»
и «мотиваторы». К первой группе относятся
факторы, связанные с окружающей экономической
средой, в которой осуществляется работа
(мы бы назвали их факторами условий труда),
ко второй — факторы, связанные с характером
и сущностью работы (содержание труда).
Ф. Герцберг показал, что первая группа
факторов влияет на удовлетворенность
человека работой и способствует снижению
текучести кадров, соблюдению дисциплины.
Вторая группа факторов мотивирует к более
производительной и успешной деятельности.
Отметим, что именно вторая группа факторов
способствует активизации позитивного
организационного поведения .
Таблица 1. Методы удовлетворения потребностей высших уровней.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ |
1.
Давайте сотрудникам такую 2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды. 3. Проводите с подчиненными периодические совещания. 4. Не
старайтесь разрушить |
ПОТРЕБНОСТИ В УВАЖЕНИИ |
1.
Предлагайте подчиненным более
содержательную работу.
2. Обеспечивайте
им положительную обратную 3. Высоко
оценивайте и поощряйте 4. Привлекайте
подчиненных к формулировке 5. Делегируйте
подчиненным дополнительные 6. Продвигайте
подчиненных по служебной 7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности. |
ПОТРЕБНОСТИ В САМОВЫРАЖЕНИИ |
1.
Обеспечивайте подчиненным 2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи. 3.
Поощряйте и развивайте у |
По
сей день не разрешен спор между
теоретиками мотивации и
Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям; люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Все это говорит о том, что управление человеком в организации исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы организации дело. Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими.
Но проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию работника и менеджера. В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает на него исключительно большое влияние, либо, помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желания работать производительно, с полной отдачей. Группы играют очень важную роль в жизни каждого члена организации. Поэтому менеджмент должен учитывать этот факт в построении работы организации, в управлении кадрами, рассматривая каждого работника как индивида, обладающего набором определенных характеристик, как специалиста, призванного выполнять определенную работу, как члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении, и как человека, который учится и меняет свое поведение в соответствии с принципами научения поведению.