Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 04:36, реферат
В любом виде деятельности человека можно выделить две компоненты. Первая характеризует труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции или схеме, когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, собственного творчества.
Существенно, что в данном случае речь идет не о способностях работника, а об объективных возможностях их реализации.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Численность и размещение населения………………………………………...4
2 Понятие трудовых ресурсов и их классификация…………………………….7
3 Воспроизводство трудовых ресурсов………………………………………...11
Задача …………………………………………………………………………….16
Заключение ………………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………………...21
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Численность
и размещение населения……………………
2 Понятие трудовых
ресурсов и их классификация………
3 Воспроизводство
трудовых ресурсов…………………………………
Задача ……………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В любом виде деятельности человека можно выделить две компоненты. Первая характеризует труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции или схеме, когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, собственного творчества.
Существенно, что в данном случае речь идет не о способностях работника, а об объективных возможностях их реализации. Регламентированным может быть не только малоквалифицированный физический труд, но и, в частности, деятельность чиновника, если она сводится только к слепому выполнению инструкций.
В цивилизованной экономике одной из характеристик значимости творческих элементов в данном виде деятельности может быть доля оплаты труда в виде гонорара (за рационализаторские предложения, изобретения, статьи, книги и т.д.) в общих доходах работника. В этом аспекте прибыль предпринимателя, действующего в условиях реальной конкуренции и правового государства, становится формой авторского гонорара. Представляется оправданным, что в классификации видов деятельности, действующей в ФРГ, предприниматели объединены по источнику доходов в одну группу с лицами свободных профессий — писателями, художниками, архитекторами и т. п.
Возрастание
роли творчества наиболее отчетливо
проявляется в появлении новых
видов продукции и услуг, совершенствовании
технологии, увеличении доли ученых, инженеров,
высококвалифицированных
1
Численность и
размещение населения
Россия, имея 146 млн. человек, занимает 7-е место в мире, пропустив вперёд США (272 млн. человек), Индонезию (212 млн. человек), Бразилию (168 млн. человек) и Пакистан (147 млн. человек). Численность населения России, как и других высокоразвитых стран, почти не меняется в отличии от менее развитых, где население быстро растёт. А к 2025 г., по прогнозам ООН, Россия будет уже на 10-м месте в мире по численности населения, пропустив вперёд также и Индонезию (население которой может достигнуть к этому времени 203 млн. человек), Бангладеш и Мексику.
Крупнейшие страны мира к тому времени будут иметь гораздо большую, чем сейчас, численность населения.
По
первой всероссийской переписи 1897 г.,
численности населения в
Первый из них (1914-1922 гг.) начался во время первой мировой войны и резко обострился в ходе революции, эпидемии и голод 1921-1922 гг. Большой масштаб приобрела эмиграция населения из России. В 1920 году число жителей России было немного меньше, несмотря на то. что естественный прирост* за прошедшие 7 лет составил не менее 5 млн. человек, но его общая численность при этом уменьшилась почти на 2 млн., то это означает, что «неестественная убыль» только за 1914-1920 гг. составила не менее 7 млн. человек. А общие демографические потери в России оцениваются от 12 до 18 млн. человек.
После окончания гражданской войны начинается довольно быстрый рост населения. По переписки 1926 г., оно составляет уже 92,7 млн. человек. Апогеем второго демографического кризиса стал голод 1933-1934 . Общие потери населения России за этот период оценивают от 5 до 6,5 млн. человек.
Третий демографический кризис приходится на годы Великой Отечественной войны. Численность населения в 1946г. составили лишь 98 млн. человек, а в 1940г. было 110 млн. Естественный прирост населения за 6 лет, включая погибших на фронте, составило около 18млн. человек.
Послевоенный рост населения России был в целом довольно медленный. Во многом это было связанно с переселением в союзные республики. В 1950-1960 гг. шёл отток населения из России практически во все союзные республики, а с 70-х гг. в Закавказье и Средней Азии он сменился возвратным потоком. Демографический взрыв* в Средней Азии и Азербайджане привёл к «вытеснению» русских из этих республик. Приток российского населения на Украину, в Молдавию и Прибалтику продолжался вплоть до второй половины 80-х гг.
Размещение
населения России по её территории
в течение многих веков (начиная
от образования Московского
Историческое ядро государства - Волжско-Окское междуречье - явилось тем центром, из которого потоки людей шли сначала на север, затем на восток, на юг и на запад. Этот процесс продолжался и в советский период, что можно проследить, проанализировав эквидемические карты, т.е. такие, где размеры районов соответствуют не площади территории, а численности населения. Сравнение обычной с эквидемической карт показывает, насколько Россия, «азиатская» по территории, «европейская» по населению. В 1926 г. доля азиатских территорий в населении России составили лишь 13%, а в 1992 г. - 22%.
В пределах европейской части России в советский период продолжалось заселение северных территорий. Таким образом, продолжалось «размывание» средней полосы России, заселение выходцами из неё северных, южных и восточных окраин государства.
Концентрация населения в крупных городах привела и к изменению в его размещении по регионам: резкому росту в одних и сокращению в других.
Таким образом, происходило нарастание территориальных контрастов в размещении населения: районы скоплений крупных городов сосредотачивали всю большую долю населения, а окружающие их территории теряли население.
Особенностью
размещения населения России является
наличие двух типов заселения
территории. На Крайнем Севере России,
занимающем 2/3 её территории, проживает
лишь 1/15 населения - около 10 млн. человек.
Это зона очагового заселения: отдельные
населённые пункты и их группы разбросаны
островками на необъятных просторах тундры
и тайги. Например, в Эвенкийском автономном
округе среднее расстояние между населёнными
пунктами составляет 180 км. А большую часть
Европейской России, юг Сибири и Дальнего
Востока занимает зона сплошного заселения.
Эта зона получила название главной полосой
расселения. Занимая 1/3 территории, она
сосредотачивает более 93% населения России.
Здесь находится все крупнейшие города
России, почти вся обрабатываемая промышленность
и сельское хозяйство.
2
Понятие трудовых
ресурсов и их
классификация
Термин “трудовые ресурсы” возник в первые годы советской власти и использовался для нужд централизованного управления трудоспособным населением страны. В условиях, когда наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), когда люди, длительное время не работающие без уважительных причин объявлялись “ведущими паразитический образ жизни” и преследовались по закону. Строгий статистический учёт трудоспособного населения был основой централизованного планирования административно-командной экономики.
Понятие
“трудовые ресурсы” можно встретить
и в настоящее время, хотя требования
рыночной экономики делают необходимым
переход отечественной
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, имеют большое значение для увеличения объёмов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и грамотного их использования зависят объём и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования и как результат – объём производства продукции, её себестоимость, прибыль и др.
Возрастные
границы и социально-
Для уяснения понятия “трудовые ресурсы”, необходимо знать, что во-первых, в зависимости от возраста всё население может быть разделено на 3-и группы:
- лица, моложе трудоспособного возраста (до 15 лет включительно);
- лица трудоспособного возраста (женщины от 16 до 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет включительно);
- лица, старше трудоспособного возраста.
Во-вторых,
в зависимости от способности
к труду различают
Исходя из вышесказанного, к трудовым ресурсам относятся:
- население в трудоспособном возрасте за исключением инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях;
- работающие лица пенсионного возраста;
- работающие подростки в возрасте до 16 лет.
По Российскому законодательству подростки до 16 лет принимаются на работу по достижении ими 15-летнего возраста в исключительных случаях. Допускается так же, в целях подготовки молодёжи к труду, приём на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица при условии предоставления им лёгкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.
Экономически активное население (рабочая сила)– это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы на рынке труда. Численность этой группы включает занятых и безработных.
К занятым в составе экономически активного населения относят лиц в возрасте 16 лет и старше, а тек же лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период:
- выполняли работу по найму за вознаграждение, а так же иную приносящую доход работу;
- временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки и др.;
- выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
К безработным относят лиц в возрасте от 16 лет и более, которые в рассматриваемый период:
- не имели работы и заработка;
- зарегистрированы а органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
- занимались поиском работы (обращались в государственные или коммерческие службы занятости, к администрации предприятий, помещали объявления в печати или предпринимали шаги к организации собственного дела);
- были готовы приступить к работе;
- проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости.
Для отнесения лица к категории “безработный”, необходимо одновременное наличие у него четырёх первых условий. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.