Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 13:29, доклад
Управление как научная дисциплина возникло в США в начале ХХ века. Основателем научного менеджмента по праву считается Фредерик Тейлор (20.03.1856 - 21.03.1915). Его важной заслугой было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, это и положило начало развитию школы научного управления. Основой стали четыре научных принципа, так называемые законы управления Тейлора:
1. Создание научного фундамента, научное исследование каждого отдельного вида трудового действия.
2. Отбор рабочих и менеджеров, их тренировка и обучение на основе научных критериев.
3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения НОТ.
Школа научного управления
Управление как научная дисциплина возникло в США в начале ХХ века. Основателем научного менеджмента по праву считается Фредерик Тейлор (20.03.1856 - 21.03.1915). Его важной заслугой было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, это и положило начало развитию школы научного управления. Основой стали четыре научных принципа, так называемые законы управления Тейлора:
1. Создание научного фундамента,
научное исследование каждого
отдельного вида трудового
2. Отбор рабочих и менеджеров, их тренировка и обучение на основе научных критериев.
3. Сотрудничество между
4. Равномерное и справедливое
распределение обязанностей (ответственности)
между рабочими и менеджерами.
Будучи необходимым участником
производственного процесса, каждый
из них должен точно и
Научная школа придерживалась принципа: контролировать не производительность рабочего, а метод его работы.
Так же основатели научной школы разработали систему материальных стимулов.
Ф. Тейлор ввел свою знаменитую систему дифференциальной оплаты. Он предлагал, чтобы рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой.
Подводя итог, можно сказать, что главная идея научной школы управления состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление.
Административная школа
Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль (1825—1925).
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления.
Анри Файоль, четырнадцати принципов управления, включающих в себя
1. Разделение труда
2. Власть и ответственность.
3. Дисциплина. Наличие хороших руководителей на всех уровнях.
4. Единоначалие.
5. Единство руководства. Виды деятельности,
преследующие одну и ту же
цель, должны иметь одного
6. Подчинение частных интересов общим.
7. Вознаграждение. Методы стимулирования труда должны быть справедливыми и доставлять максимально возможное удовлетворение сотрудникам и работодателям.
8. Централизация.
9. Скалярная цепь, т.е. "цепь начальников" от самого высшего до самого низшего ранга.
10. Порядок, т.е. "всему (каждому) свое место, и все (каждый) на своем (его или ее) месте".
11. Справедливость.
12. Стабильность рабочего места для персонала.
13. Инициатива, т.е., обдумывание и выполнение плана.
14. Корпоративный дух, т.е."в единении сила"
Классическая школа первой выдвинула так называемый принцип департаментализации, который и сейчас эффективно применяется на практике. Согласно такому принципу, предлагалось строить организацию снизу вверх, тщательно анализируя на каждом этапе необходимость создания новых подразделений.
Подводя итоги, необходимо сказать, что основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в следующем: они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления, а так же выделили управление как особый вид деятельности
И так, перечислив основные сходства и различия школы научного управления и классической школы можно сделать вывод, что основная причина различий - это, в первую очередь, разные взгляды на одни и те же проблемы. Тейлор и его сторонники предпочитали рассматривать и решать имеющиеся проблемы в управлении производством «снизу». А вот «классики» решение всех организационных проблем видели в изменении, прежде всего, «верхушки» управления. Возможно, это связано именно с личным опытом как Ф. Тейлора, так и А. Файоля. Ведь первый большую часть своей трудовой жизни провёл на производстве, работая инженером, а второй в течение 30 лет возглавлял крупную горнодобывающую и металлургическую компанию во Франции.