Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 07:23, курсовая работа
В современном обществе человек признан главным фактором производства, следовательно, изучение школы человеческих отношений является актуальными в наши дни, так как именно эта школа впервые начала рассматривать человека как основной фактор производства, а также факторы, влияющие на работоспособность человека, поведение человека в группе. Именно школа человеческих отношений не пыталась уничтожить и подавить неформальные группы на рабочих местах, а, наоборот, пыталась укрепить власть руководителя, сделав его еще и неформальным лидером. Данная школа до сих пор продолжает свое существование, что подтверждает актуальность данной курсовой работы.
Введение
Тема данной курсовой работы
«школа человеческих отношений» является
очень актуальной в наши дни, и будет оставаться
таковой еще долгое время.
В современном обществе человек
признан главным фактором производства,
следовательно, изучение школы человеческих
отношений является актуальными
в наши дни, так как именно эта школа впервые
начала рассматривать человека как основной
фактор производства, а также факторы,
влияющие на работоспособность человека,
поведение человека в группе. Именно школа
человеческих отношений не пыталась уничтожить
и подавить неформальные группы на рабочих
местах, а, наоборот, пыталась укрепить
власть руководителя, сделав его еще и
неформальным лидером. Данная школа до
сих пор продолжает свое существование,
что подтверждает актуальность данной
курсовой работы.
Школу человеческих отношений
необходимо тщательно и углубленно изучать
каждому, так как она внесла в управленческую
науку качественно новые факторы производства,
не учитываемые ранее, такие как освещенность,
влияние неформальных групп, смена режимов
труда и отдыха и другие.
Цель данной работы – глубокий анализ достижений
школы Человеческих отношений, а также
предоставление биографических данных
относительно наиболее известных представителей
данной школы.
Также в работе представлены
предпосылки появления школы человеческих
отношений и данные, показывающие отношение
к человеку как к ресурсу производства
до появления данной школы. Эти данные
позволяют ярче увидеть контраст между
существовавшими в то время взглядами
и концепциями школы человеческих отношений,
а также показывают всю глубину, значимость
и новизну исследований данной школы.
Задачи курсовой
работы:
1. Описание и анализ отношения
к человеку как к фактору производства
до появления школы человеческих отношений,
предпосылки.
2. Описание биографии и основных
трудов наиболее известных представителей
данной школы.
3. Описание и анализ основных
нововведений школы человеческих отношений.
4. Описание основных идей, взглядов,
концепций и теорий школы человеческих
отношений.
5. Анализ правильности и ценности
данных теорий с современной точки зрения.
6. Анализ важности и значимости
появления школы человеческих отношений
Для выполнения данных задач
были детально изучены некоторые работы
наиболее известных представителей данной
школы, проанализирована и оценена их
деятельность с современной точки зрения.
Было изучено развитие общественной мысли
относительно факторов производства тех
времен, проанализирована и оценена вся
инновационность концепций школы человеческих
отношений, а также степень влияния данной
школы на современные взгляды ученых и
представителей других школ на такой фактор
производства, как человек. Из этого были
сделаны выводы, что школа человеческих
отношений – наиболее передовая и значимая
школа тех времен, имеющая огромное влияние
на взгляды современных ученых, изучающих
управление.
-
Глава 1. Возникновение
и развитие «Школы человеческих отношений»
и психологии
Человек
и его поведение – основа школы
Представители школы
научного управления и классической школы
понимали значение человеческого фактора,
Но отводили ему второстепенную Роль,
ограничиваясь рассмотрением экономического
стимулирования, справедливой оплаты
труда и установлением формальных функциональных
отношений.
В период зарождения
и становления школы научного управления
и классической школы психология находилась
в зачаточном состоянии. Кроме того, исследователи,
занимающиеся управление предприятия,
никак не связывали управление с психологией,
правда отдельные последователи Тейлора
– Ф.Гилбрет, Гантт, Томпсон и другие американские
инженеры – пытались подвести под «научную
организацию труда» физиологическую и
психологическую основу. Это не могло
не дать толчок возникновению и развитию
физиологии и психологии.
Одним из недостатков
школы научного управления и классической
школы было то, что они до конца не осознавали
роли и значения человеческого фактора,
который в конечном счете является основным
элементом эффективности организации.
Поэтому школу психологии и человеческих
отношений, которая устранила недостатки
классической школы, часто называют неоклассической
школой. [1.83]
Первая попытка применить
психологический анализ к практическим
задачам производства была предпринята
профессором Гарвардского университета
США Г.Мюнстербергом (1863-1916). Науки, изучаемые
при осуществлении практических -
задач, называются
техническими. Поэтому и практическую
психологию, примененную к хозяйству,
Мюнстерберг назвал психотехникой, целью
которой является разработка методов
определения требований, предъявляемых
к людям.
Мюнстерберг считал
необходимым перенести испытания профессиональной
пригодности из производственной обстановки
в лабораторию, кабинет психолога. Он отделил
испытание профессиональной подготовки
от обучения. В процессе профессионального
отбора отбирались люди, пригодные для
данной профессии применительно к конкретному
предприятию. Люди, не удовлетворяющие
требованиям предприятия, отклонялись.
В середине 30-х гг. практически
все крупные промышленные предприятия
развитых стран в той или иной мере применяли
психологические методы профессионального
отбора кадров. Эти методы продолжают
сохранять свое значение для целого ряда
профессий.
Наиболее крупной работой
Мюнстерберга является его труд «Психология
и экономическая жизнь», которая в нашей
стране была переведена в 1924 г.
В сложившихся условиях
в 20-30-е годы зародилась школа
человеческих отношений, в центре внимания
которой находится человек.Возникновение
доктрины «человеческих отношений» обычно
связывают с именами американских ученых
Э.Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны
своими исследованиями в области социологии
производственных отношений.
Одним из главных отличий
школы психологии и человеческих отношений
является внесение в нее бихевиоризма,
т.е. теории человеческого поведения.
Бихевиоризм – это направление
психологии, возникшее в конце 19 - начале
20 века. Под влиянием экспериментов, заключающихся
в наблюдении за поведением животных.
Родоначальником этого направления считается
Э.Торндайк, несмотря на то, что термин
«бихевиоризм» был предложен американцем
Дж.Уотсоном в 1913г.
Бихевиоризм основывался
на необходимости изучения поведения
человека, которое непосредственно зависит
от влияющих на него стимулов и, в свою
очередь, оказывает обратное воздействие
на них. [1.90]
-
Бихевиоризм исключал
роль сознания и воли человека и акцентировал
все внимание только на поведении человека.
Роль основного регулятора поведения
человека отводился выгоде. Бихевиористский
подход был направлен на преодоление недостатков
концепции «человеческих отношений».
На первых этапах создания
школы психологи и человеческих отношений
большое внимание уделялось различным
исследованиям, проведению экспериментов,
проверке разных теорий, гипотез. Формирование
нового направления в менеджменте требовало
хорошего овладения такими науками, как
психология, социология, политика и т.д.
Наиболее яркими представителями
школы психологии и человеческих отношений
являются ученые экономисты, психологи,
социологи: Мери Паркер Фолетт, Элтон Мэйо,
Фриц Г.Ротлисберг, Абрахам Х.Маслоу, Дуглас
Макгрегор и др. Представители этой школы
пришли к пониманию того, что люди – это
не только «производительный фактор»,
а гораздо больше. Они являются членами
«социальной системы любого предприятия»,
а также членами таких организаций, как
семья, школа и т.п.
В своих трудах теоретики
школы «человеческих отношений» исходили
из положения о том, что процесс индустриализации
разрушил ранее существовавшую патриархальную
систему, которая приносила человеку чувство
удовлетворения. На смену семейным отношениям,
традициям родства пришло безразличие,
формальные взаимоотношения и большие
разочарования. Все это в конечном счете
негативно сказалось на отношения рабочих
к труду, на росте производительности
труда и на других экономических показателях
деятельности предприятия.
Все исследования данных
представителей, их выводы и представления
явились толчком для создания и освоения
«школы человеческих отношений», где главным
фактором труда являлся человек. [2.347]
Характеристика «Школы
человеческих отношений»;
основные
представители
«Школа человеческих
отношений» ставила в центре внимания
своих исследований и экспериментов –
человека, как главный фактор производства.
Предметом
специального исследования школы человеческих
отношений становятся чувства рабочего,
его поведение, настроение, убеждение
и т.д. Постепенно сформировалась доктрина «человеческих
отношений», которая включает в себя
следующие основные моменты:
Неформальная
организация – это спонтанно возникающие
группы людей, которые регулярно вступают
во взаимодействие для достижения определенной
цели. [6]
-
Неформальная организация
возникает в рамках формальной организации
как реакция на неудовлетворенные индивидуальные
потребности ее работников. В большой
организации существует много неформальных
организаций. У них есть иерархия, задачи,
цели и лидеры, традиции и нормы поведения.
Структура неформальной организации возникает
в результате социального взаимодействия.
Неформальные организации оказывают большое
влияние на эффективность формальной
организации.
Как выяснили ученые
при проведении Хоторнского эксперимента,
неформальные организации осуществляют
контроль за своими членами. Ими устанавливаются
«групповые ценности», нормы приемлемого
и неприемлемого поведения.
Представители школы
«человеческих отношений» рекомендовали
уделять серьезное внимание изменению
неформальной структуры при перестройке
формальной структуры организации. Формальный
менеджер должен стремиться к тому, чтобы
стать и неформальным лидером, завоевав
«привязанность людей». Это – не просто
задача, а «социальное искусство».
Среди первых ученых,
обратившихся к проблемам поведения человека,
была американский социолог Мери Паркер Фоллетт (1868-1933).
Фоллеетт внесла значительный
вклад в развитие школы «человеческих
отношений». Она первой сформулировала
идею о том, что решающее влияние
на рост производительности труда работника
оказывают не материальные, а главным
образом психологические и социальные
факторы.
В работах Фоллетт
нашли отражение многие положения школы
«человеческих отношений»: необходимость
исследования психологических аспектов
управления, проблемы «власти» и «авторитета»,
«интеграция работающих и подлинная гармония
интересов».
Одной из первых Фоллетт
выдвинула идею «участия рабочих
в управлении». По ее мнению, на предприятии
должна царить «подлинная общность интересов».
-
Только так можно достичь
выполнения целей организации. Так же
она уделяла внимание проблеме конфликтов
в организации. Ею была выдвинута идея
«конструктивного конфликта», согласно
которой конфликты следует рассматривать
как «нормальный процесс»в деятельности
организации, направленный на решение
возникающих проблем.
Фоллетт считала, что
между руководителями и рабочими должны
быть гибкие взаимоотношения, что руководитель
должен исходить из ситуации, а не опираться
на то, что предписывает функция управления. [1.90/3]
Одним из основателей
школы «человеческих отношений» являлся
профессор Школы бизнеса Гарвардского
университета Элтон Мэйо (1880-1949).
Поводом для возникновения
школы послужил социальный и психологический
эксперимент, проведенный группой Мэйо
с целью исследования факторов, влияющих
на выработку рабочих, и изыскания новых
методов интенсификации труда.
На основании Хоторнского
эксперимента было сделано много научных
открытий. Основными из них являются следующие:
Идеи «Школы поведенческих наук» в развитии
«Школы человеческих
отношений»
Школа "человеческих
отношений" примерно с конца 50-х гг.
переросла в школу "поведенческих наук"
или бихевиористскую. Если первая в основном
сосредотачивалась на методах налаживания
межличностных отношений, то объектом
исследования второй в большей степени
была методология повышения эффективности
отдельного работника. Наиболее крупными
представителями этого направления являются
Ренсис Лайкерт, Дуглас Макгрегор, Фредерик
Герцберг, изучавшие проблемы социального
взаимодействия, мотивации, власти и авторитета,
организационной структуры, коммуникаций
в организациях, лидерства и др. Считается,
что развитие именно этих подходов привело
к созданию в современных организациях
особой управленческой функции, названной
"управление персоналом". Ее целью
стало повышение благосостояния работников
и максимизация на этой основе личных
вкладов в эффективную работу фирм.
В соответствии с пониманием
школы "поведенческих наук", важнейшими
мотиваторами могут и должны стать характер
и содержание труда, объективная оценка
и признание достижений работника, возможность
творческой самореализации и, наконец,
возможность управлять своим трудом. Парадоксальное
утверждение Ф. Герцберга: "лучшим мотиватором
является сам труд", в современных условиях
приобретает реальное содержание. Это
происходит в условиях изменения "качества"
ЧР: роста уровня культуры, образования,
квалификации; усложнения и повышения
потребностей и ценностных ориентации.
Характер труда в современных организациях,
определяемый высоким уровнем автоматизации,
роботизации и компьютеризации, обуславливает
необходимость творческого начала в исполнителе
и расширение границ самоуправления. [2.366]
Наибольшее практическое
распространение и известность среди
подходов, относящихся к концепции "человеческих
отношений", получил метод "обогащения
-
труда". Этот метод
позволил существенно повысить эффективность
работ, связанных с локальным утомлением
и высоким нервно-психическим напряжением
при строгих требованиях к качеству выполнения
производственных заданий. Метод "обогащения
труда" имеет свою вполне оригинальную
"Теорию двух факторов" Фредерика
Герцберга. В 50-х годах американский психолог
провел представительный эксперимент
с целью выяснения, какие условия работы
вызывают особенно хорошее или особенно
плохое отношение к выполняемой работе.
Полученная им информация позволила сделать
вывод о том, что существуют две группы
факторов, которые оказывают особое и
очень специфичное влияние на отношение
к труду:
1. Поддерживающие или
гигиенические факторы, связанные прежде
всего с условиями труда и социальной
средой на месте работы.
2. Мотивирующие факторы,
которые собственно и определяют отношение
к труду работника.
Причем, если первая
группа факторов (стиль управления, межличностные
отношения, заработная плата, гарантии
занятости, условия труда, профессиональный
статус) не удовлетворяют нормальным требованиям,
то возникает эффект отсутствия заинтересованности
в работе, что делает невозможным или крайне
затрудняет для системы управления активизацию
трудового потенциала человека. Однако
обеспечение системой управления поддерживающих
факторов является лишь необходимым, но
не достаточным условием творческого
отношения к труду. Для активизации творческого
потенциала требуется задействовать мотивирующие
факторы, в том числе: личный успех, признание,
продвижение, обогащение труда ("работа
сама по себе"), возможность профессионального
роста, ответственность.
Активизация мотивирующих
факторов способна обеспечить максимально
возможное участие персонала в делах фирмы:
от принятия самостоятельных и ответственных
решений на своем рабочем месте до соучастия
в инновационных программах компании.
По мнению Герцберга, 69% причин, определяющих
-
разочарованность
персонала в своей работе, относится к
группе гигиенических факторов, в то время
как 81 % условий, влияющих на удовлетворенность
работой, непосредственно связаны с содержанием
труда работников. Кроме того, Герцберг
делал предположение о наличии сильной
корреляции между удовлетворением от
работы и производительностью труда. [6]
На практике программы
"обогащения труда" обычно реализуются
путем повышения содержательности труда
на основе увеличения числа выполненных
трудовых операций (функциональных обязанностей),
чередования видов работ, ротации рабочих
мест. Разумеется состав гигиенических
факторов может отличаться и действительно
отличается с изменением уровня жизни,
притязаний работников, что само по себе
требует специальных исследований на
каждом предприятии. Что же касается вопросов
реализации мотивирующих факторов, то
здесь решающее значение приобретает
стиль руководства.
Особенно важное значение
для развития управления ЧР как науки
имела теория "Х-У" МакГрегора, в соответствии
с которой по теории "X" человек имеет
врожденную антипатию к труду, пытается
улизнуть от него, нуждается в принуждении
к труду и санкциях в случае уклонения;
человек не хочет нести ответственность
и предпочитает, чтобы им руководили; у
него мало тщеславия и больше всего он
нуждается в уверенности в завтрашнем
дне. В противоположность этому, в соответствии
с теорией "У", отношение к труду развивается
у человека под влиянием его опыта. В принципе
он готов развивать свои умения, брать
на себя ответственность и реализовывать
поставленные цели. В этом случае человек
не нуждается в постоянном контроле и
развивает самоконтроль. Но для этого
нужно создать соответствующие условия.
На основе этих противоположных
воззрений, касающихся отношения человека
к труду, существуют два диаметрально
противоположных метода, которые можно
использовать по отношению к управлению
человеческими ресурсами. Традиционное
управление базируется на автократическом
стиле руководства и -
отражает концепцию
"теории X". Демократический стиль
руководства отражает теория "У".
Ее содержание составляют следующие идеи:
1. Работа также естественна
как игра.
2. Надзор и угроза наказания
далеко не единственные средства воздействия
на персонал и объединения усилий для
достижения целей организации.
3. Для реализации целей,
которые приобрели для человека личностную
актуальность, он подвергает себя в полной
мере самодисциплине и самоконтролю.
4. Личная приверженность
целям организации зависит от вознаграждения,
которое более всего связано с удовлетворением
высших потребностей человека.
5. Бегство от ответственности,
недостаточное честолюбие и сильное стремление
к безопасности являются не врожденными
качествами человека, а следствием горького
опыта и разочарований, вызванных плохим
руководством.
6. Задатки к творчеству
встречаются у людей часто, но редко используются
в современном индустриальном обществе.
Было бы неверно полгать,
что методы управления человеческими
ресурсами в рамках "теории X" лишены
своих преимуществ. Курт Левин в своем
знаменитом исследовании психологического
воздействия стилей руководства на результаты
деятельности (1938-1939 гг.) обнаружил, что
авторитарное управление добивалось выполнения
большего объема работы, чем демократическое.
Однако при этом наблюдались: меньшая
оригинальность, меньшее дружелюбие и
сотрудничество в группах, отсутствие
группового мышления; большая агрессивность,
проявляемая как к руководителю, так и
к другим членам группы; большая подавляемая
тревога и одновременно — более зависимое
и покорное поведение.
В определенной степени
"теория X" представляет собой аналогию
с экстенсивными методами развития экономики
в том смысле, что методы управления ЧР,
основанные на принципах "теории X",
также как и экстенсивные методы имеют
ограниченный потенциал эффективности
и адаптации к изменяющимся условиям среды;
а возможности их развития и совершенствования
сопряжены с прогрессивным увеличением
затрат, при стабильной тенденции уменьшения
их -
рентабельности. В
связи с этим эволюция методов управления
имеет характер поступательного перехода
к концепциям "теории У", которая
позволяет обеспечить рост производительности
и активизировать творческий потенциал
персонала эффективно и надолго.
Мотивационный механизм
"теории У" ориентирован на побуждение
персонала к реализации высших потребностей
самоактуализации, имеющих в то же время
рациональную материальную основу. Политика
управления человеческими ресурсами,
основанная на "теории У", предполагает
не "встраивание" работника в жесткую
организационную систему, а его интеграцию
в организацию. Последнее означает применение
таких методов управления и создание таких
условий деятельности, при которых каждый
работник может достичь своих личных целей
только при наиболее успешной работе предприятия.
Методы управления человеческими ресурсами
призваны при этом создать такую управленческую
ситуацию, при которой реализация интересов
личного успеха каждого работника сопряжена
с необходимостью и достаточностью полного
применения своих сил и творческих способностей
ради достижения целей организации. При
этом совершенно естественно происходит
трансформация внешнего контроля в самоконтроль
и самодисциплину, а организационные принципы
и требования (например, в отношении обслуживания
техники) приобретают значение неотъемлемых
элементов самоорганизации, отражающих
уровень культуры производства. [1.120]
Идеи, по своему содержанию
очень близкие "теории Х-У", нашли
своеобразную форму выражения в четырех
системах управления человеческими ресурсами
Ренсиса Лайкерта:
Система 1. Работники
побуждаются к труду по преимуществу с
помощью стимулов негативного характера
(угроз и принуждения) и, только в частных
случаях — вознаграждением.
Система 2. Вознаграждения
в ней применяются чаще, чем в Системе
1, но негативные стимулы в виде угроз и
наказаний определяют скорее норму. -
Информационные потоки
нисходят от высших уровней управленческой
иерархии и лишь малозначительные решения
делегируются нижним уровням управления.
Система 3. Персонал
имеет большее доверие, что выражается
в более широкой практике делегирования
полномочий, но все значимые решения принимаются
на высших уровнях управления.
Система 4. Социально-производственная
система действует на основе взаимного
доверия управленческого и производственного
персонала с использованием самого широкого
обмена информацией. Принятие решений
осуществляется на всех уровнях организации,
по преимуществу на объектах возникновения
вопросов и критических ситуаций.
В ходе многочисленных
исследований, сравнительного анализа
положения дел в организациях, придерживающихся
той или иной системы управления в рамках
разработанной им классификации, Ренсис
Лайкерт определил, что именно в условиях
управления Системы 4, в которой персонал
испытывает большую профессиональную
удовлетворенность, наблюдается и более
высокий уровень производительности в
длительной перспективе.
-
Глава 2.
Анализ реализации идей «Школы человеческих
отношений» на примере ОАО РОСНО
2.1.Общая
характеристика ОАО РОСНО
Основная цель и предмет
деятельности ОАО РОСНО:
Основной целью создания
и деятельности ОАО РОСНО является развитие
страхования для обеспечения защиты имущественных
интересов юридических лиц, предприятий
и организаций различных форм собственности,
и граждан РФ, иностранных юридических
лиц и граждан, на договорной основе, как
на территории РФ, так и за границей, в
различных сферах их деятельности, посредством
аккумулирования страховых платежей и
выплат сумм по страховым обязательствам,
а также получение прибыли, на основе добровольного
соглашения юридических и физических
лиц, объединяющих свои средства путем
выпуска акций.
Для достижения этой
цели ОАО РОСНО осуществляет следующие
виды деятельности: