Школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 21:55, практическая работа

Краткое описание

1. Школа научного направления (1885-1920гг.)
Основателями школы научного управления являются: Ф.У. Тейлор, Френк и Лилия Гилберт и Генри Гантт.
Основатели школы научного управления исходили из предположения, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда и добиться более эффективного их выполнения.

Вложенные файлы: 1 файл

Тедорко.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра маркетингового менеджмента

 

 

СРС №1

На тему: «Школы менеджмента»

 

 

 

 

 

                                                                                                                               Выполнила:                                                                                                                                                                                                                                 студентка 2-го курса,

гр. ЭП-12а                                                                                                                            Азарян К.Л.

 

                                                                                                                                           Проверила:

к.е.н., доцент

Тедорко М.В.

 

 

 

 

 

Донецк – 2013г.

 

 

1. Школа научного направления (1885-1920гг.)

Основателями школы научного управления являются: Ф.У. Тейлор, Френк и Лилия Гилберт и Генри Гантт.

Основатели школы научного управления исходили из предположения, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда и добиться более эффективного их выполнения.

Основные принципы школы научного управления:

1. Рациональная организация труда: предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.

2.     Разработка формальной структуры организации.

3.    Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.

По мнению Тейлора, имеется четыре основных принципа научной организации труда:

• администрация предприятия должна стремиться к внедрению научно-технических достижений в процесс производства, заменяя традиционные и чисто практические методы;

• администрация должна брать на себя роль отбора рабочих и обучения их специальности (до Тейлора этого не делалось, и рабочий самостоятельно выбирал профессию и обучался сам);

• администрация должна согласовывать научные принципы производства с принципами, действующими в сфере производства изначально;

• ответственность за результаты труда распределяется равномерно между рабочими и администрацией.

Взгляд на сдельную и премиальную системы заработной платы:

    • Ф.Тейлор: рабочие должны получать зарплату пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную. Рабочие, которые производят больше установленной дневной нормы, должны получать большую оплату, т.е. дифференцированную сдельную оплату труда;
    • Г. Гантт: рабочему гарантирована недельная зарплата, но при перевыполнении нормы он зарабатывает премию плюс более высокую оплату единицы продукции.

Супруги Ф. Гилбер и Л. Гилберг анализировали в основном физическую работу в производственных процессах, т.е. изучали движения с использованием измерительных методов и приборов, таких, как шкалограммы, киносъемка, микро хронометр и др. Их изучение движений использовано для установления более точных рабочих норм и устранения излишних движений и усилий, для введения собственной системы вознаграждения и уважения к рабочим.

Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы управлению производством. Они занимались повышением эффективности труда на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне. Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организацией в целом, прежде всего, представителями административной школы управления.

2. Административная (классическая) школа менеджмента (1920—1950 гг.)

Родоначальником административной школы управления является Анри Файоль. Главная задача административной школы – создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно осуществлять свою деятельность.

С точки зрения Файоля, эффективность производства может быть повышена не только за счет совершенствования приспособлений труда и операций, которые должен выполнять работник, но и за счет правильной организации работы целого предприятия. Следовательно, роль администрации с точки зрения концепции Файоля заметно возрастала. Под эффективным административным управлением Файоль понимал такое управление предприятием, которое позволяет извлечь максимум возможного из имеющихся в распоряжении ресурсов.

В своем основном труде «Общее и промышленное управление» (1916 г.) он разработал подход к анализу деятельности администрации и сформулировал некоторые, строго обязательные принципы управления. Основатели научного направления в менеджменте разрабатывали производственные проблемы. Административная функция рассматривалась Файолем как одна из функций управления (наряду с производственной, коммерческой, финансовой, кредитной и учетно-бухгалтерской функциями). Кроме того, Файоль показал, что административная функция реализуется на всех уровнях организации.

Ученый выделял 14 принципов управления:

1) разделение труда, благодаря которому  удается повысить его производительность;

2) равновесие между полномочиями и ответственностью;

3) дисциплина;

4) единоначалие, при котором работник  подчиняется только одному руководителю;

5) единство направления движения  всех подразделений организации;

6) главенство общих интересов  над личными;

7) достойное вознаграждение как  условие верности работников;

8) равновесие между централизацией и децентрализацией;

9) иерархичность организации;

10) порядок во всем;

11) справедливость, представляющая  собой сочетание доброты и  правосудия;

12) стабильность персонала и  недопустимость текучки кадров;

13) инициативность в построении и выполнении плана;

14) корпоративный дух — ощущение  себя членом команды.

Представители этой школы выделяли три основные функции бизнеса: финансы, производство и маркетинг. Они полагали, что это разделение может лечь в основу оптимального деления организации на подразделения.

3. Концепция  научной бюрократии

Еще одна научная школа классического направления менеджмента разработана немецким ученым Максом Вебером (1864-1920гг.), она предполагала анализ компании как бюрократической организации. Управление по Веберу должно строиться на безличной, сугубо рациональной основе. Он определил эту форму как бюрократию. Такая концепция предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления.

Бюрократические правила и процедуры являют собой стандартный способ взаимодействия: к каждому из сотрудников предъявляются одни и те же требования, все они руководствуются одними и теми же правилами. Именно бюрократия позволила многим организациям добиться высокой эффективности деятельности, и не носила в подходе Вебера негативного смысла.

В своей главной работе «Теория социально-экономической организации» Вебер сформулировал принципы построения «идеальной» организации. Бюрократические модели построения организации получили большое распространение в 30-40-е гг. XX века.

4. Школа  человеческих отношений (1930—1950 гг.)

В основу школы человеческих отношений положены достижения психологии и социологии. В науке управления произошло перемещение усилий: от выполнения технических задач — к отношениям между людьми, т.е. в рамках этого учения предлагалось сосредоточить внимание уже не на задании как таковом, а на работнике («человек — главный объект внимания»). Считалось, что люди — живые машины и в основе управления должна лежать забота об отдельном работнике. В этом отношении подлинным реформатором выступил Р.Оуэн, который считал, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт и т.п.) и мало заботится о людях. По мнению Р.Оуэна, вполне разумно тратить такое же время и на «уход» за работниками (живой машиной) и тогда «ремонт» людей не потребуется.

Возникновение школы человеческих отношений непосредственно связано с именем немецкого психолога Г. Мюнстерберга, создавшего первую в мире школу промышленных психологов. В своей книге «Психология и промышленная эффективность» он сформулировал основные принципы, в соответствии с которыми следует производить отбор людей на руководящие должности.

Большой вклад в развитие теории и практики человеческих отношений внес Э. Мэйо (1880 — 1949), утверждавший, что группа рабочих — это социальная система, в которой есть собственные отношения контроля. Изучая влияние различных факторов (условия и организацию труда, заработную плату, межличностные отношения и стиль руководства) на производительность труда, Э. Мэйо сделал вывод об особой роли человеческого фактора. Движение человеческих отношений стало противовесом научному управлению, так как акцент в направлении человеческих отношений делался на людей, а в движении научного управления — на заботу о производстве. Открытый Э. Мэйо «хотсорнский эффект» свидетельствует о том, что производительность труда и качество продукции зависят не столько от условий труда, сколько от социальных и психологических факторов.

Большой вклад в развитие школы человеческих отношений был сделан в 40-60-е годы 20-го столетия, когда учеными-бихевиористами было разработано несколько теорий мотивации. Одна из них — иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Он предложил следующую классификацию потребностей личности: физиологические; безопасность существования; социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.); престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение); самовыражение, полное использование своих возможностей, достижение целей и личный рост.

Таким образом, школа человеческих отношений (поведенческих наук) пыталась всесторонне проанализировать проблему человеческих отношений в процессе труда и устранить конфликт между наемным трудом и капиталом, создав предпосылки к кооперации и сотрудничеству между ними.

5. Поведенческая школа (1950г. – наше время)

Традиции школы человеческих отношений были продолжены в рамках школы поведенческих наук (Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, К. Арджирис, Ф. Герцберг), идеи которой впоследствии легли в основу такого раздела менеджмента, как управление персоналом. В основе этой концепции лежали представления бихевиоризма — психологического направления, рассматривавшего поведение человека как реакцию на стимулы внешнего мира. Сторонники этого подхода полагали, что эффективности производства можно достигнуть, только воздействуя на каждого конкретного человека при помощи различных стимулов.

Весомый вклад в развитие школы поведенческих наук принадлежит Дугласу Мак-Грегору, который считал, что задача менеджеров состоит в том, чтобы создать условия, в которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей предприятия, одновременно наилучшим образом достигает свою личную цель. Мотивы эффективной работы должны быть одинаковыми у работников и предприятия в целом. Под лидерством он понимал социальные отношения: характеристики лидера и организации, ее цели и задачи, выполняемые, позиции и потребности последователей лидера и т.д.

 

В основе взглядов представителей этой школы лежало представление о том, что обязательным условием эффективности труда отдельного работника является осознание им своих собственных возможностей. Был разработан ряд методов, помогающих достичь этой цели. Например, для того чтобы повысить эффективность работы, предлагалось изменять ее содержание или привлекать работника к управлению предприятием. Ученые полагали, что при помощи таких методов можно достичь раскрытия возможностей работника.

Таким образом, целью поведенческого направления менеджмента было исследование аспектов повышения эффективности предприятия (организации) за счет повышения эффективности его человеческих ресурсов.

6. Математическая  школа менеджмента (1950г. – наше время)

Математическая школа управления сформировалась в начале 40-х гг., прежде всего, в управлении войсками во время Второй мировой войны. Затем опробованные количественные методы трансформировались применительно к управлению гражданскими организациями. Математическая школа характеризуется использованием в менеджменте исследований операций и моделирования. По существу эта школа количественных методов для решения управленческих и производственных проблем. Исследование операций в области менеджмента – это применение количественных методов к операционным проблемам организации. Авторы книги «Основы менеджмента» указывают, что ключевой характеристикой этой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными показателями.

Формирование и развитие этой школы связано с такими именами как Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер и др. Наряду с исследованиями операций и моделированием в рамках этой школы получает развитие системный подход к проблемам менеджмента на основе системного анализа, что привело к созданию «системотехники». Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенных вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Ф. Тейлором научного метода при анализе работы. Количественные методы, сгруппированные под общим названием исследование операций, были использованы при решении этих или других проблем, включающих войну подлодок и минирование японских портов.  

Информация о работе Школы менеджмента