Шпаргалка по "Макроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:35, шпаргалка

Краткое описание

Макроэкономика - часть, раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом.
Макроэкономика и микроэкономика тесно связаны и взаимодействуют друг с другом. Микроэкономика лежит в основе макроэкономики. Значительный разрыв между этими двумя науками существовал на заре появления макроэкономики и постепенно все больше сокращается.

Вложенные файлы: 1 файл

эконом теория.docx

— 143.70 Кб (Скачать файл)

График отображает и падение  налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию  дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений  сохранился на прежнем уровне во время  экономического кризиса, хозяйственная  конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические  риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений  в этот период объективно оберегает  общество от нарастания кризиса и  ослабляет падение производства.

Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений  и увеличением (сокращением) государственных  трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

Встроенные стабилизаторы  не устраняют причин циклических  колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.

На основании данных о  циклических бюджетных дефицитах  и излишках нельзя оценивать эффективность  мер фискальной  политики,  так  как  наличие  циклически   несбалансированного  бюджета не приближает экономику  к состоянию полной занятости  ресурсов, а может иметь место  при любом уровне выпуска. Поэтому  встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение  полной занятости ресурсов.

В результате возникает структурный  дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между рас­ходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в  условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

 

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера .

Россия сегодня по налоговым  поступлениям явно находится не в  оптимальной позиции. В результате запланированная величина налоговых поступлении, превышающая 50 % ВВП, оказалась нереальной.

Фактически государство  не может получить и 30-35% ВВП, что  повлечет за собой задержку выплаты  заработной платы работникам бюджетных  организаций, усилению напряженности  с ростом неплатежей предприятий  друг другу.

 

11 вопрос

Государственные финансы  — форма организации денежных отношений, участником которых в  той или иной форме выступает  государство. Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения  денежных фондов, необходимых государству  для содержания его органов и  выполнения присущих ему функций.

Государственные финансы  представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая  относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных  финансов - обеспечить формирование и  использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для  реализации его функций.

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

распределительная

контрольная

регулирующая

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной  власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее  соответствующие законы в области  государственных финансов) и исполнительные (Президент, Правительство, Центральный  банк, Министерство финансов и др.

Государственные финансы  составляют часть финансовой системы  страны. По экономической сущности государственные финансы — это  денежные отношения по поводу распределения  и перераспределения стоимости  общественного продукта и части  национального богатства, связанные  с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых  ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ –Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения. Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов.

 Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в единую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с различными звеньями финансовой системы. Признание бюджета основным финансовым планом характеризует его важное место в перераспределении национального дохода, особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется около 50% национального дохода, примерно 3/4 всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами — парламентами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса.

Экономическое значение бюджета  заключается прежде всего в том, что он через систему доходов (налоги), объем и направление финансовых средств воздействует на социально-экономическое процессы — деловую активность, занятость, рынок капитального оборудования и потребительских товаров, объем валового национального продукта.

Итак, по своей внешней  форме государственный бюджет —  это основной финансовый план государства, определяющий его доходы и расходы, движение основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).

В процессе составления основного  финансового плана государства  бюджет воплощается в централизованный фонд денежных средств, что и определяет материальное содержание государственного бюджета.

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.

Сущность и значение бюджета  наиболее полно проявляются в  его функциях, важнейшими из которых  являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.

Контрольная функция позволяет  узнать, насколько своевременно и  полно поступают финансовые ресурсы  в распоряжение государства, как  фактически складываются пропорции  в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Ее смысл заключается в том, что  бюджет объективно — через формирование и использование фонда денежных средств государства — отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы, соответствует ли размер централизуемых средств государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

12 вопрос

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Государственный долг, его виды и последствия

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных  дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые  имели место). Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию  на 1 января 2000 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося  показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год). Различают два вида государственного долга: 1) внутренний и 2) внешний. Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.

 По абсолютной величине  государственного долга невозможно  определить его бремя для экономики.  Для этого используется показатель  отношения величины государственного  долга к величине национального  дохода или ВВП, т.е. d = D/Y. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

 Опасность большого  государственного долга связана  не с тем, что правительство  может обанкротиться. Подобное  невозможно, поскольку, как правило,  правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит  финансовую пирамиду, выпуская новые  государственные займы и делая  новые долги для погашения  старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

 Серьезные проблемы  и негативные последствия большого  государственного долга, заключаются  в следующем: 

Снижается эффективность  экономики, поскольку отвлекаются  средства из производственного сектора  экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

Перераспределяется доход  от частного сектора к государственному;

Усиливается неравенство  в доходах;

Рефинансирование долга  ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что  в долгосрочном периоде может  привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного  потенциала страны;

Необходимость выплаты процентов  по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов

Создается угроза высокой  инфляции в долгосрочном периоде 

Возлагает бремя выплаты  долга на будущие поколения, что  может привести к снижению уровня их благосостояния

Выплата процентов или  основной суммы долга иностранцам  вызывают перевод определенной части  ВВП за рубеж 

Может появиться угроза долгового  и валютного кризиса

 

 

13 вопрос

 

14 вопрос

Безработица – отсутствие работы у активного населения страны. Понятие безработицы выражается в процентном соотношении количества безработных к активному рабочему населению. Неработающие люди являются одним из свойств рыночной экономики. Их численность существенно возрастает во время кризисов и снижается в периоды подъемов. Следует отметить, что умеренная безработица является нормальным и даже необходимым явлением для экономического роста. Это своего рода резерв свободой рабочей силы, который может в последующем пригодиться, например, при расширении производства.

Общие сведения о безработице  Безработица это социально-экономическое  явление, при котором часть рабочей  силы экономически активного населения  не занята в производстве товаров  и услуг. Безработные наряду с  занятыми формируют рабочую силу страны. Занятость измеряется количеством взрослых работников с 16 лет и старше, которые имеют работу. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом

на нее. Из закона О занятости населения Российской Федерации Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и среднего заработка работникам.

 Другими словами, чтобы  быть классифицированным как  безработный, человек должен быть 1. способен работать, 2. желать работать, 3. активно искать работу, 4. быть  безработным. А также человек  должен принадлежать к одной  и 3х ниже перечисленных категорий А быть без работы, но предпринимать особые усилия, чтобы найти работу, в течение предшествующих 4х недель, Б ждущие, чтобы быть приглашенными назад не работу, с которой они были уволены некоторое время назад,

 

 

15 типы безработицы

Типы безработицы. Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая; сезонная и т.д. Рассмотрим их.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономика"