Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 11:26, шпаргалка
1. Проблемы совершенствования систем управления на современном этапе.
2. Исторический подход к изучению менеджмента
3. Школа научного управления
...
41. Основные теории мотивации
Менеджер - это наемный управляющий, как правило, не имеющий собственного капитала. Менеджеры – это люди, которые добиваются реализации целей организации за счет других людей, т.е. это руководители и администраторы. Предприниматель – человек владеющий капиталом, как правило, не являющийся менеджером. Различия между менеджером как наемным сотрудником и предпринимателем как собственником: предприниматель в ходе работы рискует всем своим имуществом, а менеджер лишь своим заработком. Объединяет их то, что оба они руководят коллективом в условиях рыночной экономики Менеджер это профессионально подготовленный управленец, представитель особой новой профессии, имеющий современные рыночные знания в области законодательства, экономики предпринимательства, технологий современного производства и управления и в области современных коммуникаций. Основные направления деятельности менеджера: 1.Управление активами и пассивами 2.Управление чрезвычайными ситуациями и рисками 3.Управление информацией и коммуникациями. Рыночная информация должна быть: своевременной, достоверной, точность, защищенность, конфиденциальность, полнота, доступность 4.Управление маркетингом 5.Управление инновационной деятельностью Существует особая этика и имидж руководителя (выбор модели поведения). Для правильного выбора имиджа необходимо учитывать соответствие поведения личности законодательству, правовым и этическим нормам, конкретную ситуацию, нравственные критерии личности. Термин «имидж» в управление пришел из психологии. Психологи под имиджем понимают сложившиеся в уме представление о каком-либо товаре, технологии, организации Для менеджера важны следующие аспекты имиджа: - имидж продукции - имидж самой организации - имидж руководителя Имидж – это правильный выбор модели поведения. Человек стремится освоить те модели поведения, которые ему приносят успех. Имиджирование – это манипулирование характеристиками с целью создания благоприятного впечатления Специалисты по имиджированию выделяют 3 составляющие имиджа руководетеля: - личное обаяние - нравственные характеристики - технику самопрезентации.
Предназначение фирмы в условиях постоянно меняющейся внешней среды явл. миссия фирмы, которая определяется руководством фирмы и реализуется через стратегию. Миссия организации – это больше философское понятие, чем управленческое, это микрокультура фирмы, ее традиции, подход менеджеров к решению, т.е. та уникальность которая делает организацию неповторимой и отличающейся от других. При формировании миссии фирмы необходимо учитывать интересы всех субъектов, каждый из которых в разных решениях оказывает разное влияние. Четко сформулированная миссия показывает отличие фирмы от других, подобных ей. Для этого должны быть сформулированы следующие характеристики фирмы: философия фирмы, выбранная администрацией компании для организации работы; сфера деятельности фирмы, учет которой необходим для выбора ресурсов и продукта; система целей фирмы, показывающая, к чему стремится организация; технологические возможности фирмы. Таким образом, миссия - это не конкретное указание о том, что и в какие сроки сделать. Она формирует лишь направление движения организации с учетом ее внешних и внутренних условий. Миссия организации в известной степени влияет на прогноз действия фирмы, который определяется рыночными условиями и выбранным сроком существования фирмы. Именно здесь раскрывается управленческое содержание миссии, поскольку миссия - это совокупность стратегий, которые вырабатывает администрация компании для достижения глобальных целей. При разработке миссии, т. е. совокупности стратегий, исследуются не только внешняя среда (геополитические, экономические и социальные условия), но и системные характеристики фирмы, совокупность ресурсов, производственных либо организационных процессов, продукции. При рассмотрении всех этих характеристик важное значение приобретают разработка и определение долгосрочных и краткосрочных целей организации
Функции – виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).
Функции управления бывают:
• общие – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности;
• конкретные – определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса;
• специальные – подфункция конкретной функции.
При этом объективно необходимые функции – это:
- организационно-техническая (согласование и координирование деятельности в процессе производства);
- социально-экономическая (контроль за трудом, использованием машин и механизмов).
Современный подход к изучению процесса менеджмента бизнесом состоит в разделении управленческих функций. Первоначальный перечень пяти функций А. Файоля расширен сегодня до семи:
1. Планирование – управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени.
По форме планирование может быть:
• перспективным {стратегическим): определение главных целей деятельности на период более 5 лет;
• среднесрочным: выбор средств для выполнения целей на период от 1 до 5 лет;
• текущим {оперативным): программа использования ресурсов на период до 1 года с детализацией по месяцам.
2. Организация – управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.
Организация как функция менеджмента реализуется через:
• административно-оперативное управление:
– определение структуры предприятия;
– распределение функций между подразделениями;
– установление ответственности (предоставление прав) между работниками аппарата управления;
• оперативное управление:
– периодическое или непрерывное сравнение фактических результатов с плановыми;
– корректировка результатов.
Формы организации производственных процессов – это концентрация, специализация, комбинирование, кооперирование.
концентрация – процесс сосредоточения производства на более крупных предприятиях, производствах, в регионах;
специализация – выделение особого (специализированного) вида производства и создание нового производственного процесса, подразделения;
комбинирование – производство продукта ведется из готовой продукции предыдущего передела или отходов производства других переделов;
кооперирование – установление производственных связей между производителями на основе их специализации.
Организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения поставленных целей в установленный период времени при минимальных затратах производственных ресурсов.
3. Регулирование – управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние.
Содержание регулирования
как функции менеджмента
Задача регулирования –
В зависимости от содержания проблемы
(выявленного отклонения) и способа
выработки регулирующего воздей
• реактивное – осуществляется, когда не достигнуты стандарты. Направлено на сглаживание отклонений от стандартов;
• упреждающее – проблема рассматривается как потенциальная возможность. Направлено на улучшение деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей.
4. Координация – управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы различных производственных и функциональных подразделений предприятия в процессе выполнения плановых заданий.
Содержание координации как функции менеджмента состоит в том, чтобы своевременно принять меры по обеспечению равномерного хода производства и устранению «узких мест» из-за рассогласования в сроках поставки материалов, технологического оснащения.
Оперативная координация работ состоит из этапов:
-выяснение причин отклонений от плановых заданий;
-определение состава
-определение резервов, выделяемых предприятием для выполнения дополнительных работ;
-уточнение распределения обяза
5. Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей; воздействие на факторы результативности работы менеджеров, специалистов и на основе ее оценки использование соответствующих побудительных мотивов.
В зависимости от целей теории мотивации можно разделить на три большие группы:
• содержательные, цель которых – установить потребности работников и определить оптимальное для них соотношение внутреннего и внешнего вознаграждения;
• процессуальные, цель которых – установить вероятность наступления ожидаемого от работника результата при мотивирующей роли различных потребностей и возможной различной степени их удовлетворения;
• параллельные, цель которых – определить, какие виды деятельности удовлетворяют параллельно низшие и высшие потребности человека, и какие отдельно каждую группу потребностей, и создать на этой базе оптимальную систему стимулирования труда с материальными и нематериальными составляющими.
6. Руководство – управленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных и управленческих процессов.
Содержание руководства как функции менеджмента состоит в том, что руководитель влияет на других так, что его идею не только принимают, но и начинают внедрять. Для этого руководителю нужна власть – возможность влиять на поведение других людей.
Существуют две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству:
убеждение;
участие сотрудников в управлении.
Особенно эффективным является влияние лидера, признанного коллективом. Применительно к управлению лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
7. Контроль, учет, анализ – система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям.
Контроль – управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени.
Содержание контроля как функции менеджмента заключается в своевременном обнаружении возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.
Учет – управленческая деятельность по финансированию состояния объекта управления с начального до конкретного момента времени.
Содержание учета как функции менеджмента состоит в учете выполнения производственной программы, наличии материальных и финансовых ресурсов и т.д.
По виду учет делится на:
• оперативный – текущее управление определенными видами хозяйственной деятельности или отдельными операциями;
• финансовый (бухгалтерский) – информация о кругообороте всех средств и ресурсов в процессе хозяйственной деятельности предприятия;
• статистический– дополняет предыдущие виды учета информацией о процессах, не имеющих стоимостной оценки; может быть сплошным и выборочным.
Анализ – управленческая деятельность, обеспечивающая выявление причин отклонения желаемого состояния системы от фактического и осуществляющая разработку мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Содержание анализа как
Стиль pyкoвoдcтвa - этo пpивычнaя мaнepa пoвeдeния pyкoвoдитeля пo oтнoшeнию к cвoим пoдчинeнным c цeлью пoвлиять нa ниx или пoбyдить к дeйcтвию (выпoлнeнию зaдaний).
Первые исследования трех лидерских стилей были проведены Куртом Левиным и его коллегами в Университете штата Айова. Выделялись автократический, демократический и либеральный стили руководства.
1. Автopитapный cтиль yпpaвлeния cocтoит в тoм, чтo вcя пoлнoтa влacти нaxoдитcя y pyкoвoдитeля и вce peшeния пpинимaютcя им eдинoличнo, нe yчитывaя мнeния пoдчинeнныx. В дaннoм cлyчae иcпoльзyeтcя кoмaндный мeтoд yпpaвлeния. Автopитapный cтиль yпpaвлeния нeoбxoдим в кpизиcнoй cитyaции, кoгдa peшeния дoлжны пpинимaтьcя быcтpo и быть чeткo cкoopдиниpoвaны, чтo знaчитeльнo зaтpyдняeтcя в ycлoвияx кoллeктивнoй дeятeльнocти пo paзpaбoткe peшeний.
Пoлoжитeльныe мoмeнты:нe тpeбyeт ocoбыx мaтepиaльныx зaтpaт: пoзвoляeт быcтpee нaлaдить взaимoдeйcтвиe мeждy coтpyдникaми и пoдpaздeлeниями.
Отpицaтeльныe мoмeнты:пoдaвляeт инициaтивy; тpeбyeт гpoмoздкoй cиcтeмы кoнтpoля зa paбoтoй пepcoнaлa; пoвышaeт cтeпeнь бюpoкpaтизмa.
В peзyльтaтe cнижaeтcя yдoвлeтвopeннocть coтpyдникoв cвoeй дeятeльнocтью и пoвышaeтcя иx зaвиcимocть oт pyкoвoдитeля. Дoлгocpoчнoe иcпoльзoвaниe тaкoгo cтиля yпpaвлeния пpивoдит к cyщecтвeннoмy cнижeнию cтeпeни эффeктивнocти paбoты пpeдпpиятия. Был xapaктepeн для нaшeй cтpaны в пepиoд coциaлизмa.
2. Дeмoкpaтичecкий cтиль пpeдпoлaгaeт дeлeгиpoвaниe pyкoвoдитeлeм чacти cвoиx пoлнoмoчий пoдчинeнным и пpинятиe peшeний нa кoллeгиaльнoй ocнoвe. Он aктyaлeн пpи cтaбильнoй paбoтe пpeдпpиятия и cтpeмлeнии eгo к внeдpeнию иннoвaций.
Пoлoжитeльныe мoмeнты:
cтимyлиpyeт твopчecкyю дeятeльнocть; cнижaeт нeдoвoльcтвo coтpyдникoв oт пpинятыx peшeний, тaк кaк oни пpинимaютcя coвмecтнo; пoвышaeт мoтивaцию тpyдa;
yлyчшaeт пcиxoлoгичecкий
климaт нa пpeдпpиятии и
Отpицaтeльныe мoмeнты:нe ocyщecтвляeтcя жecткoгo цeнтpaлизoвaннoгo кoнтpoля; oтвeтcтвeннocть зa выпoлнeниe мoжeт дoлгo пepeклaдывaтьcя; зaтягивaeтcя пpoцecc пpинятия peшeний и иx выпoлнeния.