Универсализм - оценка действий
всех людей с точки зрения единого,
общего для всех, критерия (закона).
Партикуляризм - это оценка действий
людей по субъективным признакам: на
основе родства, близости к власти.
Достиженчество - предполагает социальную
ориентацию человека на личный успех,
соответствие статусу качеств личности.
Аскрептивность - ориентация человека
и социальной структуры на признаки,
характеристики людей, не зависящие
от их условий (естественные признаки
людей). Не существует в чистом виде
этих социальных реальностей. И те,
и другие принципы действуют в
любом обществе. Характеристикой
общества является то, какие ценностно-целевые
ориентации преобладают в поступках
большинства людей.
Характеристики двух типов
общества:
I.Западное. В большей
степени развита универсалистско - достиженческая
мотивация в поступках людей. Наличие
единых универсальных критериев действия
(законы действуют независимо от желаний
людей). Сложившиеся формы общественной
жизни. Реальная значимость человеческого
поступка. II.Восточное. Личная
пассивность по отношению к жизни и обществу.
Продвижение по социальной лестнице благодаря
блату. Непредсказуемость в общественной
оценке любых инноваций (субъективность
оценки). Общество ориентировано на сохранение
системы управления, традиционных форм
отношений, традиционный или харизматический
мотивы подчинения, подавление личности.
Российская
экономическая культура в терминах
Т. Парсонса: Россия как «общество
mix»:
- Аскриптивно-партикуляристский сегмент: «стаж» и «лояльность» как основа вознаграждений в организации
- «Достижительски-универсалистский»: основа вознаграждений – деловые качества и квалификационные характеристики индивида
5. Параметры межкультурных
различий по методологии Г.
Хофштеда. Российская экономическая
культура в терминах Г. Хофштеда.
5 индексов измерения ценностей
по Хофштеду:
- Индивидуализм / коллективизм. Данные понятия показывают степень, в которой индивиды интегрированы в группы. На индивидуалистическом полюсе мы находим общества, в которых связи между индивидами очень слабы: все заботятся лишь о себе и своей теперешней семье. На коллективистском полюсе мы находим общества в которых люди с самого рождения включаются в жесткие, сильно сплоченные группы, часто это расширенные семьи (с дядями, тетями, бабушками и дедушками), которые продолжают оберегать их взамен на безоговорочное принятие семьи. Слово «коллективизм» в этом смысле не имеет политического значения: оно относится к группе, а не к стране. И снова, аспект, который описывает данное измерение, является фундаментальнейшим для всех обществ в мире.
- Дистанция власти. – это степень в которой наименее власть имущие члены организации или социальных институтов принимают такое положение вещей и ожидают, что власть распределяется неравномерно. Это измерение репрезентирует неравенство, но определяемое снизу, а не сверху. Здесь предполагается, что уровень неравенства в обществе одобряется подчиненными в той же степени, что и начальниками. Измеряет степень, в котором наименее наделенный властью индивид в организации принимает неравноправие в распределении власти и считает его нормальным положением вещей.
- Избегание неопределенности. Степень, с которой люди данной страны оказывают предпочтение структурированным ситуациям в противоположность неструктурированным. Структурированными являются ситуации с ясными и четкими правилами того, как следует себя вести. Избегающие неопределнности культуры пытаются минимизировать возможность возникновения таких ситуаций жесткими законами и правилами, различными мерами безопасности, а на философском и религиозном уровнях - верой в абсолютную правду. Люди в избегающих-неопределенности странах, более эмоциональны, и руководствуются глубокими внутренними позывами.
- Феминность / маскулинность. Определяет мужественность как степень, в которой доминирующими ценностями в обществе настойчивость, напористость, добывание денег и приобретение вещей (материализм) и не придается особого значения заботе о людях. Он определяет женственность как степень, в которой доминирующими ценностями в обществе считаются взаимоотношения между людьми, забота о других и всеобщее качество жизни. Фемининность и маскулинность означает распределение ролей между полами, и это тоже является важнейшим фактом жизни общества. Исследование корпорации IBM показали, что а) ценности женщин различаются в разных обществах меньше, чем ценности мужчин, б)ценности мужчин сильно различаются в разных странах – от напористости и конкурентности и максимально отличающиеся от женских, на одном полюсе, и скромность и заботливость, т.е. большое сходство с ценностями женщин – на другом полюсе. Полюс старательности и агрессивности был назван «маскулинным», а скромные и заботливые люди – «феминными». Женщины в феминных странах такие же скромные и заботливые как мужчины в этих странах; в маскулинных странах женщины немного более старательные и конкурентные, но совсем не в той степени, что мужчины в этих странах. Поэтому маскулинные страны демонстрируют разрыв между ценностями женщин и мужчин.
- Ориентация на долгосрочную / краткосрочную перспективу. Долгосрочная ориентация характеризуется взглядом в будущее и проявляется в стремлении к сбережениям и накоплению, в упорстве и настойчивости в достижении целей. Краткосрочная ориентация характеризуется взглядом в прошлое и настоящее и проявляется через уважение традиций и наследия, через выполнение социальных обязательств. Ценности, связанные с долгосрочной ориентацией, это расчетливость, бережливость и настойчивость, ценности, связанные краткосрочной ориентацией – это уважение традиций, выполнение общественного долга, и защита своего «лица».
Российская
экономическая культура в терминах
Г. Хофштеда: Индивидуализм; Высокая дистанция
власти; Высокая
степень избегания неопределенности; Феминность;
Ориентация на краткосрочную перспективу
6. Объясните причины ограниченных
возможностей применения современных
зарубежных теорий оргповедения
к российским бизнес-организациям.
Характеристики
российской институциональной среды
- Правовая незащищенность бизнеса
- Криминализация бизнеса
- Низкий уровень доверия в обществе
- Низкий уровень законопослушности населения и власти, избирательное применение законодательства
- Сырьевая ориентированность экономики
- Социально-экономическая поляризация общества
- Сочетание высоких образовательных характеристик работников с низким душевым доходом
Основные
характеристики социальных отношений
в бизнес-организациях
- «Непрозрачность» организаций
- Недооценка квалификации: приоритет «связей» и «лояльности»
- «Клановость» хороших рабочих мест
- Высокий уровень эксплуатации работников
- Авторитаризм: покорность работников, отстраненность от принятия решений, неспособность к коллективной защите своих интересов
- Но: существование «островков» профессионализма и достижительности
Социальные отношения
в российских бизнес-организациях больше
соответствуют периоду индустриального
капитализма, чем постиндустриальному
обществу, на который ориентированы
современные теории менеджмента
и оргповедения. Культурная составляющая
российской экономики характеризуется
недостижительностью и партикуляризмом,
преобладанием материалистических
ценностей. Сырьевой характер российской
экономики и особая значимость властных
ресурсов для ведения бизнеса
обусловливают относительно меньшую
значимость человеческих ресурсов для
организаций. Высокий уровень социально-экономической
поляризации означает отсутствие единой
«российской организационной культуры».
Многообразие организационных культур
в отраслевом разрезе, а также
существование разных культур внутри
самой организации.
- Сырьевой характер российской экономики и особая значимость способности действовать в неправовом поле для ведения бизнеса в России обусловливают низкую ценность человеческих ресурсов для организаций
2. Недооценка опыта и
квалификации сотрудников и высокая
значимость «верности» сотрудника
руководителю. Особенно ярко проявляется
в «успешных» организациях
3. Неприменимость к объяснению
социальных отношений в российских
бизнес-организациях современных
теорий менеджмента и оргповедения,
разработанных в условиях «достиженческого»
постиндустриального общества
4. Но: неоднородность российской
бизнес-среды: переплетены «аскриптивно-партикуляристские»
и «достижительски-универсалистские»
элементы.
7. Определение и функции
орг.культуры.
Организационная культура –
система ценностей, норм и способов
поведения, которой придерживается
большинство членов организации
и которая отличает данную организацию
от других.
Функции
организационной культуры:
- охранная - основана на создании барьеров (запретов, ограничительных норм) от нежелательных внешних воздействий;
- интегрирующая - формирует чувство принадлежности к фирме, гордость за нее и объединяет людей в их повседневной деятельности;
- регулирующая - способствует поддержанию правил и норм поведения сотрудников как между собой, так и с внешним миром, что снижает возможность возникновения конфликтов и является гарантией стабильной деятельности;
- адаптивная - облегчает приспособление людей друг к другу и к организации в целом с помощью участия в праздниках и изучения общих норм поведения;
- ориентирующая - корректирует направление деятельности предприятия в соответствии с установленными;
- мотивационная - создает стимулы для работы организации;
формирование
имиджа - создает образ организации
в глазах окружающих за счет отдельных
элементов культуры. Имидж фирмы оказывает
огромное влияние на отношение к ней окружающих.
Функции (лекция):
- Интегративная – делает возможным надежные, самовозобновляемые отношения в организации. Символическое разделение на «своих» и «чужих»
- Регулятивная – упорядочивает, направляет, ориентирует действия людей, обеспечивает предсказуемость поведения
- Побуждает к одобряемому поведению
- Контролирует, налагает ограничения
8. Объясните сущность «рационального»
и «феноменологического» подходов
к пониманию организационной
культуры.
- Рациональный (прагматический): Сторонники рационально-прагматического подхода (Э. Шейн, И. Ансофф, Т. Питерс, Р. Уотермен и др.) рассматривают организационную культуру как атрибут организации и один из регуляторов поведения персонала, а также признают возможность и необходимость целенаправленного влияния на нее с целью повышения эффективности предприятия. Успешный опыт ведущих западных и российских компаний в сфере управления организационной культурой свидетельствует о том, что рационально-прагматический подход имеет под собой серьезные основания и может быть принят в качестве ведущего при социологическом анализе организационной культуры.
- Феноменологический (культурная антропология): основное внимание сосредотачивается на функции оценивания уже свершившегося поведения (своего или чужого) на основе конвенционально принятой в социуме системы смыслов, что создает предпосылки для <span class="Normal__Char" style=" font-fami