Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 14:10, шпаргалка
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда.
1.Определение менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента.
2.Функция планирования в менеджменте. Понятие, сущность виды.
3.Функция организации в менеджменте. Типология, содержание, элементы.
4. Функция мотивации. Теории мотивации.
5.Функция контроля. Сущность, типология, этапы.
6.Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Формальные и неформальные группы.
7.Виды власти. Классификация стилей руководства.
8. Факторы эффективности менеджмента
9.Разнообразие моделей менеджмента: американская, японская и др.
10.Развитие менеджмента в России.
Производственные инновации воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса, т.е. они представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс. Другими словами, производственные инновации – это те, которые реализуются в первичной производственной деятельности.
Управленческие инновации – это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах. Они могут представлять собой, например, введение новых методов организации работы, структурирования задач, распределения ресурсов, определения вознаграждения и т.п. Иначе говоря, сферой реализации управленческих инноваций является менеджмент хозяйствующего субъекта. Естественно, что управленческие инновации не прямо, но косвенно связаны с первичной производственной деятельностью.
Продуктовая инновация включает получение нового продукта или услуги с целью удовлетворить определенную потребность на рынке.
Процессная инновация означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы.
Вопрос 2:Виды инноваций и их классификация.
Необходимо различать:
- инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают:
- применение новых материалов;
- новых полуфабрикатов и
- получение принципиально новых продуктов.
Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
- новые для отрасли в мире; - новые для отрасли в стране;
- новые для данного предприятия (группы предприятий).
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
3. Инновации системной структуры предприятия:
- управленческой; - производственной; - технологической.
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
- радикальные (базовые); - улучшающие; - модификационные (частные).
Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла. Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.Классификация инноваций по А. И. Пригожину:
1. По распространенности: единичные, диффузные.
Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.
2. По месту в производственном цикле: сырьевые, обеспечивающие (связывающие), продуктовые 3. По преемственности: замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения 4. По охвату: локальные, системные, стратегические
5.По инновационному потенциалу и степени новизны:радикальные, комбинаторные, совершенствующие. Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций.
Вопрос3:Типы инновационных стратегий.
Стратегия – это детальный всесторонний комплексный план действий, направленных на достижение поставленных целей. Инновационная стратегия – это стратегия достижения инновационной цели. Инновационная цель ставится для создания и внедрения инновации. Достижение инновационных целей способствует развитию потенциала предприятия (организации, фирмы) и успешной конкуренции на рынке.
При формулировании инновационных целей и разработке инновационных стратегий имеются принципиальные различия. Если инновационные цели определяют, что будет достигнуто в случае успеха (в частности, каким будет состояние организации), то инновационные стратегии определяют, как достигнуть инновационной цели, каким образом использовать потенциал организации, основные виды ресурсов. Однако цель и стратегия тесно связаны: поскольку стратегия это средство достижения определенной цели, то четкое и полное формулирование целей является непременным условием разработки эффективной стратегии.
После того, как инновационная цель сформулирована, можно приступать к выбору инновационной стратегии. Выбор инновационной стратегии связан с учетом большого количества разнообразных факторов, которые составляют две большие группы. Одна из них связана с внутренней средой предприятия, и, в частности, с его инновационным потенциалом, а другая учитывает факторы внешней среды функционирования предприятия, влияющие на достижение инновационной цели, и представляют собой инновационный климат.
Инновационный потенциал организации – это мера ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инновации.
Инновационный климат – это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Проявляется он через влияние на инновационный потенциал.
Выделяют следующие типы инновационных стратегий:
Вопрос 4:Теория длинных волн и циклов Н.Д. Кондратьева
Экономисты первой половины XIX в. обращали внимание на процессы колебательного характера в развитие национальной экономики многих стран длительностью в 7-11 лет, известные как торгово-промышленные циклы. Они слагаются из трех повторяющихся фаз: «подъем-кризис-депрессия».
Экономист Н.Д. Кондратьев в 1920-х годах исследовал обширный статистический материал, охватывавший развитие производства в 4-х наиболее экономически развитых стран (Англии, Франции, Германии и США) в течение длительного времени. Была исследована динамика цен, прибыли на капитал, заработной платы, объема внешней торговли, а также производство основных видов продукции промышленности. Ученый обнаружил, что развитие производства связано с цикличностью чередования сменяющихся фаз. Н.Д.Кондратьеву удалось установить, что в процессе развития национального производства наблюдаются помимо коротких (3-3,5 года) и средних (7-11 лет) циклов, также большие циклы хозяйственной конъюнктуры (48-55 лет).
По оценкам Н.Д. Кондратьева за исследованный им период с конца 80-х лет XIX столетия по начало 20-х годов ХХ в. наблюдалось 3 больших цикла, каждый из которых автор исследования разделил на т.н. «повышательную» (характеризующуюся подъемом производства) и «понижательную» (соответствующую депрессии в национальном хозяйстве) волны.
По результатам проведенного исследования Кондратьев установил, что перед началом волны каждого большого цикла происходили глубокие изменения в технике (технологии) производства на основе кардинальных изобретений и открытий, радикальных нововведений. Повышение этих циклов связано с радикальными изменениями в производительных силах общества.
Вторая закономерность, выведенная Н.В. Кондратьевым, состоит в том, что периоды роста больших циклов сопровождаются крупными социальными потрясениями в жизни общества, в то время как на участке их понижения эти потрясения незначительны.
Кондратьев показал, что появление нововведений распределяется во времени не равномерно, появляясь группами (кластерами). В исследованиях Н.Д.Кондратьева впервые просматриваются основы так называемого кластерного подхода. Рекомендации Кондратьева могут быть использованы при выработке инновационной стратегии.
Инновационный процесс также имеет циклический характер.
Жизненный цикл инновации – процессы от зарождения идеи у новатора до освоения и использования его у потребителя-инноватора.
Инновационный цикл – комплекс работ, включающий основные этапы и результаты инновационного процесса: проведение поисковых НИР, выполнение прикладных НИОКР, технологическое освоение масштабного производства продукции, ее коммерциализацию.
Жизненный цикл инновации (нововведения) отражает временной аспект существования новшества, единство его существования от начала до конца.
Каждый вид инноваций имеет свой характерный жизненный цикл.
Вопрос 5:Факторы инновационной активности
Инновационная активность — комплексная характеристика инновационной деятельности фирмы, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества. С ее помощью оценивается характер инновационной деятельности. Во-первых, ИД должна носить стратегический характер, причем как в долгосрочной перспективе, так и стратегической даже в реальном масштабе времени (поскольку резко увеличилась нестабильность внешней среды). Во-вторых, ИД должна носить тактический характер, то есть она должна быть рациональна как по последовательности действий, так и по их своевременности, что обеспечит требуемую по ситуации динамичность ИД.
В стратегическом плане инновационная активность характеризуется следующими частными показателями:
В тактическом плане ИА выражается двумя показателями: соответствием реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации; скоростью (темпом) действий и проведения стратегических инновационных изменений.
Управление инновационной активностью и повышение ее уровня предполагает установление внешних и внутренних факторов влияния.
Внешние: нестабильность внешней среды как основное проявление временнуго фактора; инновационный климат (состояние с финансовой, налоговой, правовой, научно-производственной поддержкой инновационной активности со стороны федеральных, региональных и муниципальных властей системного и отраслевого характера; инвестиционный климат; инновационная конкурентная среда.
Внутренние: открытость организации; компетентность ее руководства и специалистов; стратегическая гибкость; мотивация специалистов и руководства.
Вопрос 6:Наукограды, их особенности.
Проведение инновационной политики региона требует формирования системы мониторинга инновационного потенциала, создания региональной системы поддержки и развития инновационной деятельности, решения вопросов координации деятельности организаций, занятых инновациями в регионе. С этой целью создаются так называемые наукограды.
Технополис (наукоград) – наиболее продвинутая форма интеграции науки и производства. Каждый технополис должен состоять из трех основных компонентов: крупных предприятий как минимум 2-3 самых передовых отраслей промышленности; мощной группы государственных или частных университетов, НИИ, лабораторий; жилой зоны с современными домами, развитой сетью дорог, школ, спортивных, торговых, культурных центров. Кроме того, технополис должен соседствовать с достаточно развитым городом с населением не менее 200 тыс. чел, а также аэропортом или железнодорожным узлом, из которых можно в течение одного дня совершить поездку в столицу и обратно.