Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому,
известному своими работами по теории
вероятности и математической статистике.
В 1915 г. он опубликовал статью «К теории
сбалансированности бюджета потребителя»,
которая оказала большое влияние на развитие
экономико-математической теории. Через
20 лет эта статья получила мировое признание.
Первая в стране Лаборатория
экономико-математических методов была
создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым.
В 1930 г. в г. Кливленде (США) была
образована ассоциация «Международное
общество для развития экономической
теории в связи со статистикой и математикой»,
в которую входили известные буржуазные
экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш,
М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация
стала выпускать журнал «Эконометрика».
Образование этой ассоциации послужило
отправным моментом создания математической
школы экономистов.
Отличительной особенностью
науки управления является использование
моделей. Модели приобретают особенно
важное значение, когда необходимо принимать
решения в сложных ситуациях, требующих
оценки нескольких альтернатив.
Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются
формированием нового этапа в развитии
управленческой мысли. На основе синтеза
идей, выдвинутых в предшествующие периоды,
исследователи пришли к пониманию необходимости
комплексного подхода к управлению. Кроме
того, была сформулирована идея о том,
что управление – это не только наука,
но и искусство. [17, c. 18].
3. Современный
менеджмент
3.1 Управленческие
концепции современного менеджмента
Подходы на основе выделения
различных школ. В первой половине XX века
получили развитие 4 школы, существенно
повлиявшие на развитие управленческой
мысли. Самые убежденные приверженцы каждого
из этих направлений (школа научного управления,
классическая школа, школы человеческих
отношений и поведенческих наук) полагали
в свое время, что им удалось найти ключ
к наиболее эффективному достижению целей
организации. Более поздние исследования
и неудачные попытки применить теоретические
выводы школ на практике доказали, что
многие ответы на вопросы управления были
лишь частично правильными в ограниченных
ситуациях. И, тем не менее, каждая из этих
школ внесла значительный и ощутимый вклад
в данную область. Даже самые прогрессивные
современные организации до сих пор используют
определенные концепции, принципы и приемы,
разработанные в рамках этих школ.
Концепции и школы 1940–1960 гг.
несколько расширили понимание проблем
менеджмента (прагматическая школа и школа
науки управления).
Процессный, системный и ситуационный
подходы. Процессный подход в управлении
возник уже в 20-е годы прошлого века (в
рамках административной школы), но развитие
получил только во второй половине 50-х
годов.
Процессный подход рассматривает
управление как единый процесс, представляющий
непрерывную последовательность взаимосвязанных
управленческих функций (планирование,
организацию, стимулирование и контроль).
Системный подход рассматривает
организацию как открытую систему, действующую
во взаимодействии с внешней средой. Системный
подход ориентирует руководителей на
рассмотрение организации как совокупности
взаимозависимых элементов организации
(внутренних переменных), таких как люди,
структура, задачи и технология, управление
которыми должно быть направлено на достижение
целей организации в условиях изменения
факторов внешней среды и воздействия
этих изменений на организацию.
Ситуационный подход концентрирует
внимание на том, что пригодность и эффективность
использования различных методов управления
определяется ситуацией. Сам процесс управления
необходимо рассматривать как систему
взаимосвязанных внутренних переменных
организации, факторов внешней среды и
конкретных методов управления. Так как
существует множество факторов, как в
самой организации, так и в окружающей
среде, то не существует единого «лучшего»
способа (метода) управления организацией.
Самым эффективным в конкретной ситуации
является метод, который более всего соответствует
данной ситуации.
Развитие концепций современного
менеджмента. Период 1960–1990 гг. ознаменовался
серьезным развитием общественного производства,
при котором большую роль сыграл именно
эффективный менеджмент.
Развитие научной мысли и практического
менеджмента с 60-х годов по настоящее время
принято называть современным менеджментом.
Условно этот период можно разделить
на два этапа: 1960–1980-е годы и 1980–1990-е годы.
Менеджмент 1960–1980-х годов характеризуется
дальнейшим одновременным развитием различных
подходов к управлению, включая процессный
подход, системный и ситуационный подходы,
а также использованием количественных
методов в управлении (количественный
подход), зародившихся в 50-х годах.
Менеджмент 1980–1990-х годов характеризуется
развитием различных концепций, направленных
на решение проблем адаптации организации
к изменениям внешней среды и повышения
эффективности современного менеджмента
в высоко динамичных условиях развития
современного общества. Важнейшее значение
в теории организационного управления
приобретают проблемы взаимодействия
организации с внешней средой, учета изменений
внешней среды в деятельности отдельных
компаний, ориентации и адаптации организации
в сложившихся условиях ее функционирования.
Наиболее известны следующие
современные концепции менеджмента:
концепция глобальной стратегии,
концепция целевой ориентации.
Рассмотренные концепции современного
менеджера свидетельствуют о том, что
на современном этапе в теории менеджмента
отобрано то рациональное, что было достигнуто
во всех предыдущих фазах ее развития.
3.2 Системные концепции.
Системный подход в менеджменте
Теория систем разрабатывалась
и впервые применена в точных науках и
технике. Однако ее применение в менеджменте
в конце 50-х годов стало поворотным пунктом
в развитии управленческой мысли и в развитии
практического менеджмента.
Системные концепции. Примеры.
Машины, компьютеры, телевизоры, биологические
системы.
Система определяется (в теории
систем) как некоторая целостность, состоящая
из взаимосвязанных частей, каждая из
которых вносит свой вклад в характеристики
целого.
Все организации являются системами.
Люди являются социальными компонентами
организаций, вместе с другими внутренними
компонентами они составляют социотехнические
системы (подсистемы) организации.
Системы бывают двух типов:
открытые и закрытые. Закрытая система
имеет жесткие фиксированные границы,
ее действия относительно независимы
от среды, окружающей систему. Открытая
система характеризуется взаимодействием
с внешней средой. Возможные объекты обмена
с внешней средой: информация, энергия,
материалы и др. Открытая система зависит
от информации, энергии, материалов и других
факторов, воздействующих на систему из
внешней среды. Открытая система имеет
способность приспосабливаться к изменениям
во внешней среде и должна это делать для
обеспечения своего функционирования.
Развитие системного подхода
явилось поворотным моментом в развитии
управленческой мысли. Организации тоже
представляют открытые системы, так как
функционирование и выживание любой организации
зависит от внешней среды. Организацию
стало невозможно рассматривать как закрытую
систему в силу того, что ее деятельность
уже нельзя отделить от взаимодействия
с внешней средой.
Составляющие части (элементы)
сложных систем сами могут являться системами.
Эти составляющие части называют подсистемами.
Подсистемы, в свою очередь, могут состоять
из более мелких подсистем.
Системный подход. Применение
системного подхода в менеджменте позволяет
увидеть организацию в единстве составляющих
ее частей, которые неразрывно связаны
с внешней средой. При этом необходимо
иметь в виду, что системный подход – это
способ мышления по отношению к организации
и управлению, помогающий руководителю
лучше понять организацию и более эффективно
достичь ее целей.
В основе системного подхода
лежит идея декомпозиции и интеграции
системы, ее подсистем и элементов при
анализе взаимосвязей организации с внешней
средой и принятии управленческих решений,
обеспечивающих комплексный подход к
ее функционированию и получению желаемого
результата с учетом совокупного воздействия
внешних и внутренних факторов.
В упрощенном виде «организацию
можно представить как открытую систему,
которая через входы получает из внешней
среды информацию, капитал, человеческие
ресурсы, материалы и оборудование (технологию),
и возвращает во внешнюю среду продукцию
или услуги.
В процессе функционирования
этой системы осуществляется преобразование
входов (поступающих на входы ресурсов)
в выходы. При эффективном преобразовании
ресурсов образуется добавочная стоимость
выходов по отношению к входам, в результате
чего формируются дополнительные выходы:
увеличиваются продажи, формируется прибыль,
увеличивается доля рынка, реализуется
социальная ответственность организации,
удовлетворяются потребности сотрудников,
обеспечивается рост организации и т.д.
Процесс управления организацией, осуществляемый
с использованием механизмов менеджмента,
является целенаправленным и рациональным
процессом. В результате этого процесса
осуществляется трансформация начальной
ситуации на входе системы в желаемую
ситуацию на ее выходе, которая определяется
стратегическим управлением, направленным
на достижение определенных целей организации.
Для оптимальности и целенаправленности
процесса должна быть обеспечена реализация
необходимой функции управления.
Декомпозиция системы, реализуемая
в рамках системного подхода, является
основным способом, позволяющим проникнуть
в существо конкретного объекта, проблемы,
не нарушая комплексного подхода при формировании
управленческих решений. Системный подход
позволяет учитывать взаимосвязи между
элементами системы (то есть организации)
и конкретными факторами внешней среды
в их взаимосвязи. Декомпозиция и структуризация
системы, ее подсистем и элементов в сочетании
с интеграцией оценки последствий принимаемых
решений являются главными инструментами
системного подхода при сложной работе
по управлению организацией.
3.3 Ситуационный
подход в менеджменте
Ситуационный подход разработан
в конце 1960-х годов и внес большой вклад
в развитие теории управления. Центральным
моментом в нем является ситуация, включающая
конкретный набор внутренних и внешних
по отношению к организации ситуационных
факторов, которые существенно влияют
на результативность ее деятельности
в рассматриваемый момент времени. Ситуационный
подход не содержит предписываемых руководств
для эффективного управления организацией.
Это способ мышления о проблемах организации
и их решениях.
Суть ситуационного подхода
заключается в том, что в каждом случае
принятия решения управление должно концентрироваться
на ситуационных различиях между организациями
и внутри их самих, определяя и выделяя
значимые для данной ситуации конкретные
ситуационные факторы (внутренние и внешние),
определяющие эффективность деятельности
конкретной организации.
Методология ситуационного
подхода может быть описана в виде четырехзвенного
алгоритма мышления руководителя:
1. Понимание процесса
управления, группового и индивидуального
поведения, задач и содержания
системного анализа, методов планирования
и контроля, включая количественные
методы принятия решений. Понимание
должно быть сформировано в
процессе ознакомления (обучения) со
средствами профессионального управления,
которые показали свою эффективность.
2. Умение предвидеть вероятные
последствия (положительные и отрицательные)
при использовании конкретной
методики или концепции в конкретной
ситуации, базирующееся на четкой
оценке сильных и слабых сторон
известных и применяемых управленческих
концепций и методик.
3. Правильная интерпретация
и анализ конкретной ситуации,
направленные на определение
наиболее важных в данной ситуации
факторов и оценку вероятного
эффекта, который может повлечь
за собой изменение одной или
нескольких ситуационных переменных.
4. Умение увязать конкретные
приемы (концепции, методы) принятия
решения, которые вызвали бы наименьшие
отрицательные последствия, с рассматриваемой
ситуацией для достижения целей
самым эффективным (рациональным) путем.
Ключевым элементом ситуационного
подхода и алгоритма действия руководителя
является правильная интерпретация конкретной
ситуации, определение соответствующих
ситуационных факторов и их влияния на
успех или неудачу организации.