Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 16:07, реферат
Изучить состояние вопроса.
Исследовать историческое развитие теории организации.
Выявить развитие научных взглядов на теоретические основы управления.
На сегодняшний день в мире сложилась сложная социально-экономическая ситуация, что только подчеркивает актуальность выбранной темы. Ведь не зная истории вопроса, сложно избежать повторения уже совершенных ошибок при планировании будущего.
Введение стр.3
1.Основные этапы эволюции организационной мысли стр.4
2.Научный менеджмент Фредерика Тейлора стр.6
3.Организационные принципы АНРИ ФАЙОЛЯ стр.7
4. Организационная концепция «человеческих отношений» стр.9
5.Ситуационные теории организации стр.11
6.Организация как социотехническая система стр.13
7.Управление организацией как искусство стр.15
Литература
студента учебной группы М-251 2 курса
факультета экономики и управления
по учебной дисциплине Теория менеджмента
на тему: «Эволюция научных взглядов на организационно-научную деятельность»
Величко М.П. к.в.н., доц.
Тверь 2013
Содержание.
Введение
1.Основные этапы эволюции
2.Научный менеджмент
3.Организационные принципы АНРИ ФАЙОЛЯ
4. Организационная концепция «
5.Ситуационные теории
6.Организация как социотехническая система
7.Управление организацией как
искусство
Литература
Введение.
В каждой эпохе возникали периоды сложной экономической или социальной ситуации, или и той и другой одновременно. И каждый раз возникал вопрос эффективного управления той или иной группой людей. И, как показывает исторический опыт, наиболее эффективно, получается, воздействовать на организованную группу людей. Исходя из этого и того, что и добиваться-то наибольшего успеха в любом начинании (даже первобытные люди жили организованно) легче именно всем вместе, то есть организованной группой, предполагаю, что выделение Теории Организации как самостоятельной дисциплины из общей науки об управлении происходило на основе развития, эволюции общества и изменения объективных условий функционирования организации.
Объектом данного исследования является организация. А предметом – развитие теоретических основ построения организации из разных отраслей знаний. Целью данной курсовой работы является эволюция научных взглядов на организацию, а её задачи можно сформулировать следующим образом:
Изучить состояние вопроса.
Исследовать историческое развитие теории организации.
Выявить развитие научных взглядов на теоретические основы управления.
На сегодняшний день в мире сложилась сложная социально-экономическая ситуация, что только подчеркивает актуальность выбранной темы. Ведь не зная истории вопроса, сложно избежать повторения уже совершенных ошибок при планировании будущего.
1.Основные этапы эволюции организационной мысли.
Мир организационных идей складывался, формировался и развивался в течение тысячелетий. Он имеет свой специфический и довольно сложный путь, свою систему понятий, мнений, оценок, подходов, выдвинутых мыслителями различных эпох и народов. Истоки этого мира находятся в Древней Греции, Китае, Индии. Первооткрывателями-творцами его были Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), Конфуций (551-470 гг. до н.э.) и их последователи. В классических трудах Платона «Государство», «Законы» и др. заложены основы теорий организации государства и права. В трудах Аристотеля «Метафизика», «Политика», «Риторика» и др. изложены основы правовых наук, естествознания, политической экономии. Это подлинная энциклопедия накопленных за время первых трех цивилизаций знаний о рациональной организации общества. Она основывалась на целостном восприятии форм организационного, социального, политического и государственного общества, правовых и этических норм.
Другая, более ранняя разновидность античной парадигмы социальных наук была сформулирована в трудах Конфуция и его последователей. Центральное место в ней занимают человек, концепция гуманности человеческих отношений в семье, обществе, государстве. В основе ее лежит уважение к родителям, старшим, властям.
В период расцвета феодализма преобладающей идеологией становится религия — признание божественных законов, предопределяющих поведение и судьбу человека, народа, государственное устройство, незыблемость правовых и этических норм, освященных религиозными канонами. По определению Й. Шумпетера была сделана попытка соединения средневековой схоластики, церковных догматов с учением Аристотеля. Преуспел в этом Фома Аквинский (1225-1247). К этому периоду относится начало развития рынка и зарождения капиталистических отношений. Формируются основы индустриальной цивилизации, и господствующее значение приобретает экономическая доктрина, выражающая менталитет «экономического человека», организацию рыночных способов хозяйствования.
Организация индустриальной цивилизации вызвала к жизни развитие разных школ теории организации, в основу которых закладывались производственные приоритеты. Однако кризис индустриальной системы подорвал веру в прочность основных положений господствовавшей парадигмы и подтолкнул научную мысль к активному поиску новых подходов, в которых на первое место выдвигается человек как основное звено самоорганизующейся цивилизации.
В итоге общенаучной революции в начале следующего века формируется система взглядов, адекватных постиндустриальному обществу, в которой одно из ведущих мест будет принадлежать теории организации как всеобщей организационной науке.
Закономерности такого развития организационно-управленческой мысли прослеживаются на всем протяжении смены этапов цивилизации.
Так, в эпоху индустриализации возникли научные школы административного управления (Тейлор, Гилберт, Файоль), приверженцы которых развивали технико-технологические аспекты организации, мало задумываясь о социальной стороне управления. По мере исчерпания технократических резервов организации и управления все большее признание получают школы человеческих отношений (Мэри Фоллетт, Элтон Мэйо), в которых человеческий фактор выступает основным элементом эффективной организации. Их дальнейшим продолжением становится школа поведенческих наук (Крис Арджирис, Дуглас МакГрегор, Фредерик Герцберг и др.), проповедующая различные аспекты социального взаимодействия в организациях.
2.Научный менеджмент Фредерика Тейлора.
Суть своей системы Тейлор формулировал следующим образом: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния». По убеждению Тейлора, рабочие от природы ленивы и не в состоянии сами рационально организовать свой труд. Поэтому рост производительности труда и увеличение производства возможны лишь путем принуждения, посредством принудительной стандартизации орудий, условий, методов труда. Сложнейшую функцию организации производства способно выполнять только руководство, которое может обеспечить максимальную стандартизацию всей деятельности рабочего на предприятии..
Тейлор разработал конкретные мероприятия, направленные на рациональное использование труда рабочих и средств производства, введение строгого регламента на применение материалов и инструментов, стандартизацию инструментов, рабочих операций, точный учет рабочего времени, исследование трудовых процессов путем их разложения на составные элементы и хронометража, установление контроля за каждой операцией, применение дифференциальной оплаты труда и т. д.
3.Организационные принципы АНРИ ФАЙОЛЯ.
Разработка проблем научного управления, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность практики стали работы француза Анри Файоля (1841—1925), предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией. . В отличии от Тейлора, Анри Файоль обратился к исследованию более общих принципов организации. Успех руководимой им компании Файоль связывал с последовательным и систематическим применением в управлении ряда простых, но важных принципов. Файоль впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Он выделил пять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль
Файоль первым отказался от взгляда на управление как «исключительную привилегию» высшего руководства. Он утверждал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют в определенной мере даже рабочие. Поэтому чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность, и наоборот. Чем выше положение работника в иерархии, тем больше возрастает его роль и ответственность. В связи с тем, что роль руководителя становится все трудней, возникают необычные для прежних промышленных организаций должности — секретарей, консультантов и т. д... Файоль сравнивает организацию с живым организмом, в котором отдельный работник выполняет роль клетки организма, а организационная иерархия — нервной системы.. Файоль утверждал: управлять — значит вести организацию к ее цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в ее распоряжении ресурсов.
В основе «административной теории», предложенной Файолем, лежат 14 принципов, применимых ко всем без исключения сферам организационной деятельности. Эти принципы Файоль разделял на три группы: структурные, процессуальные и результативные. Структурные принципы
1) разделение труда;
2) единство цели и руководства;
3) соотношение централизации и децентрализации;
4) власть и ответственность;
5) цепь команд (линия власти).
Принципы процесса:
6) справедливость;
7) дисциплина;
8) вознаграждение персонала;
9) корпоративный дух;
10) единство команд;
11) подчинение индивидуальных
Принципы конечного результата:
12) порядок;
13) стабильность или устойчивость должностей личного состава;
14) инициатива.
Структурные принципы
4. Организационная концепция «человеческих отношений».
Упрощенное, механистическое представление о природе поведения человека в организации — серьезное ограничение классических организационных теорий. По мнению У.Уайта, в их основе лежат три ложных допущения
1) поведение человека полностью
рационально и стремится к
максимальной экономической
2) каждый индивид реагирует на экономические стимулы как изолированный индивид;
3) поведение людей в организации может быть стандартизировано, подобно машинам
Альтернативой классическим теориям предлагается концепция «человеческих отношений», последователи которой заявили, что поведение людей не инвариантно, а зависит от многих организационных и психологических факторов. Именно с концепцией «человеческих отношений» организационные науки перестают пренебрежительно относиться к рядовым членам и начинают всерьез интересоваться их мотивами, ценностями, аттитюдами и чувствами работников. В противовес классическим теориям, акцентировавшим незыблемость власти и авторитета руководства, теперь раздаются призывы к гуманному отношению к подчиненным, утверждается необходимость уважения к личности работника и демократизации управления в целом
Информация о работе Эволюция научных взглядов на организационно-научную деятельность