Эволюция теорий управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 18:34, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение эволюционного процесса развития теорий управления в ХХ веке.
Объектом исследования являются школы управления, существовавшие в ХХ веке. Предметом исследования являются основные теории управления, этапы развития управленческой науки в ХХ веке.

Вложенные файлы: 1 файл

Управленческие революции.rtf

— 240.66 Кб (Скачать файл)

     Системный подход позволяет рассматривать организацию как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных элементов. Системный подход базируется на общей теории систем, основоположником которой считается Людвиг фон Берталанфи. Содержание системного подхода сводится к четкому определению целей и установлению их иерархии; достижению наилучших результатов при наименьших затратах, с использованием сравнительного анализа при выборе альтернативных путей достижения поставленных целей; широкая, всесторонняя оценка всех возможных результатов деятельности на основе количественной оценки целей, методов и средств их достижения.

     Принципиальное отличие методов количественной школы управления от «одномерных» учений состоит в том, что они исходят из многомерности организации и управления ею и из необходимости учета в управленческой деятельности влияния и взаимодействия множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих прямое и косвенное воздействие на её функционирование. Другой особенностью управленческих решений данного направления является то, что целое всегда качественно отличается от простой суммы составляющих его частей.

     Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Системы делятся на открытые и закрытые. На открытые системы оказывают воздействие факторы внешней среды, закрытые системы относительно независимы от внешней среды. Теория социальных систем рассматривает организацию как открытую систему, как многофакторное и многоцелевое образование. Основные элементы системы: цели, задачи, структура, техника и технологии, люди.

     Процессный подход впервые был предложен классической школой управления, которая сформулировала и описала содержание функций управления как не зависящие друг от друга. Школа науки управления рассматривает процессный подход, когда функции управления взаимосвязаны. Так, Мескон считал, что процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация и контроль, которые объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

     Для процессного подхода организация должна обладать следующими характеристиками. Во-первых, процессы названы и четко определены, отношения между процессами поняты в терминах границ, входов, выходов, начала и окончания, а также требований потребителей. Во-вторых, в такой организации каждый служащий понимает, в каком процессе он работает, какие цели у этого процесса, какой вклад этот служащий вносит в достижение целей и тем самым в успех всей компании. В-третьих, каждый процесс в организации, ориентированной на процессный подход, должен быть оснащен способами измерения его входов и выходов, позволяющими оценивать движение к цели процесса и компании. В-четвертых, процесс-ориентированная организация должна иметь механизмы, позволяющие систематически повышать эффективность и результативность процессов с использованием методов решения проблем, постоянного улучшения процессов и модернизации процессов. И, наконец, управление бизнесом в такой компании осуществляют через управление ее процессами [16, с.2].

     Идея процессного подхода в том, что успешное управление деятельностью предприятия может быть реализовано посредством управления через процессы, а не через классические функциональные отделы. В организации необходимо установить принципы определения процессов и привязать их к существующей оргструктуре компании. Такой подход называют сегментированием, задача которого - функции, выполняемые в подразделениях, четко распределить по процессам. При выполнении сегментирования руководители структурных подразделений (владеющие ресурсами) фактически становятся еще и владельцами процессов, за которыми закрепляется ответственность за результативность и эффективность процесса.

     Ситуационный подход, первое упоминание о котором было сделано еще в 20-е годы Фоллетт, открывшей закон ситуаций, непосредственно связан с системными и процессными подходами и расширяет их применение на практике. Его часто называют ситуационным мышлением об организационных проблемах и их решениях. Сущность ситуационного подхода заключается в определении понятия ситуация, под которым подразумевается конкретный набор обстоятельств, оказывающих влияние на организацию в определенное время. Рассмотрение конкретной ситуации позволяет руководителю выбрать наилучший способ и метод достижения организацией максимальных результатов в данной ситуации. Ситуационный подход расширил взгляд на организацию как систему управления, подвергающуюся воздействию внешних и внутренних факторов. Количественная школа управления установила, что все факторы среды, влияющие на организацию, взаимозависимы и взаимосвязаны.

     Ситуационные теории управления дают рекомендации относительного того, как следует управлять в конкретной ситуации. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, что добиться эффективного управления в конкретной ситуации. Во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования предъявляет к организации конкретная ситуация. Во-вторых, необходимо выбрать такой подход к управлению, который наилучшим образом соответствует требованиям, выдвигаемым организации со стороны ситуации. В-третьих, управление должно создавать в организации потенциал и необходимую гибкость для перехода на новый уровень управления. В-четвертых, управлению необходимо провести изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.

     Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно для организации, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие единых принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление - это искусство менеджеров понять ситуацию, исследовать её характеристики и выбрать соответствующее управление, и только потом следовать научным рекомендациям в области управления.

     Таким образом, появление и развитие количественной школы управления характеризует новый этап в развитии управленческой мысли, так как на основе синтеза идей, выдвинутых предшествующими школами управления, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению, и была сформулирована идея о том, что управление - это не только наука, но и искусство.

 

      Заключение 

     Несмотря на всё историческое и содержательное многообразие подходов, концепций и школ менеджмента, все они представляют собой вариации сочетаний из трех основных способов управления людьми: создание отношений собственности и связанного с ними обмена товарами и услугами; построение организации; выработка системы ценностей.

     Развитие теории управления в ХХ веке шло по пути накопления и развития знаний. И этот процесс носил эволюционный характер. Каждая последующая школа не отрицала учений предыдущих школ, но брала к себе в «копилку» лучшие знания, прошедшие через призму производственных и общественных отношений.

     Если общественные отношения носили примитивный характер, то и управление выражалось в зачаточном или упрощенном виде. По мере того, как развивались и усложнялись общественные отношения, по мере становления и развития хозяйственной, производственной деятельности, усложнялось, структурировалось и содержательно обогащалось само управление.

     Зарождение крупного промышленного производства, технологий, методов и процессов привело к возникновению научной школы управления. Дальнейшее усложнение технологических процессов и необходимость увеличения производительности труда привели к развитию административный, человеческой, количественной школ управления. Развитие теоретических знаний позволило повысить производительность труда и привело к резкому ускорению эволюционного развития всего человечества.

     Таким образом, можно прямо говорить о том, во много благодаря эволюции теорий управления в ХХ веке человечество за сто последних лет сделало невиданный рывок в промышленном производстве. И этот процесс не останавливается ни на секунду, и все мы являемся свидетелями работы тех знаний, которые были заложены школами управлений в ХХ веке.

 

      Библиографический список 

  1. ГОСТ 7.1 - 84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».
  2. ГОСТ 7.82 - 2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных изданий. Общие требования и правила составления».
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: «Экономистъ», 2008. - 670 с.
  4. Ермаков В.В. Менеджмент организации: Учебное пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 208 с.
  5. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. - СПб.: Издательство «Союз», 2002. - 463 с.
  6. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». - 2е изд., изм. и доп. - М.: Издательство «Норма», 2001. - 528 с.
  7. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособия для вузов.-5-е изд.-М.: Академический Проект: Трикста, 2005. - 560 с.
  8. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Издательство «Изумруд», 2003.-298 с.
  9. Учебное пособие для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки по специальности 080507 «Менеджмент организации»/ Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко, А.В. Татарова и др.: Под общей редакцией В.Е. Ланкина.- Таганрог.: Изд-во ТРТУ, 2006.-304 с.
  10. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкин и К», 2008.-556 с.
  11. Корицкий Э.Б. Развитие науки о менеджменте в России в 1900 - 1950-е гг.// Российский журнал менеджмента. 2005. Т.3. №1 с. 127-144.
  12. Уваров А.А. Руководство подготовкой дипломных и курсовых работ по экономическим специальностям. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2001. - 96 с.
  13. Методические указания к выполнению, оформлению и защите курсовых работ для студентов дневного и заочного отделений экономического факультета ОмГУ/ Сост. Сост. Горловская И.Г., Иванова Л.Н. - Омск.: ОмГУ, 1998. - 24 с.
  14. Виханский О.С. «Другой» менеджмент: время перемен/ О.С. Виханский, А.И. Наумов// Российский журнал менеджмента. 2004.Т.2. №3 с. 105-126.
  15. Полукаров В.А. Основы менеджмента: Учебное пособие.- М.: Издательство «КноРус», 2009.-240 с.
  16. Статья - Процессный подход - Революция в управлении? - режим доступа http://www.finexcons.ru/articles/f-c-article1-1.htm
  17. Барышников Ю.Н. - Эволюция управленческой мысли - режим доступа http://www.koism.rags.ru/publ/articles/11.php
  18. Статья - Эволюция менеджмента - режим доступа http://www.crimealawyers.com/evolyutsiya-menedzhmenta
  19. Статья - История и эволюция менеджмента - режим доступа http://ecouniver.com/economik-rasdel/men/289
  20. Петросян А.Э. Эволюция моделей менеджмента (итоги ХХ века и прогноз на ХХI веке)// Credo new, 2007. №4. С.191-121 - режим доступа http://www.ins-car.ru/Articles/Evolution.pdf

Информация о работе Эволюция теорий управления