Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 19:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении этапов эволюционного развития теории управления в 20 веке.
Главными задачами в достижении цели работы являются анализ теоретических и практических знаний полученных в ходе истории, изучение содержания и концепций рассматриваемых школ управления, анализ воздействия школ друг на друга и на этапы развития социальных и производственных взаимоотношений.
Введение 3
1. Предпосылки для появления науки менеджмента 4
1.1. Сущность менеджмента 4
1.2. Реформы в менеджменте 5
2. Развитие теорий менеджмента в начале XX века 8
2.1. Правила теоретической школы менеджмента 8
2.2. Классическое учение менеджмента 11
2.3. Принципы школы межличностных отношений 14
3. Теории менеджмента второй половины ХХ века 18
3.1. Основные положения теорий «Х» и «Y» 18
3.2. Школы количественного управления 20
Заключение 26
Список использованной литературы 27
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Ф.М. Достоевского
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «История менеджмента»
на тему: «Эволюция теорий управления в ХХ веке»
Омск-2012
Содержание
Управление является одной из главных задач при планировании и работе организаций. Необходимость в управлении возникает в связи с мобилизацией персонала и координацией его работы, принятием оптимальных решений, контролем деятельности команды, учетом и анализом сделанной работы (для изменения направления дальнейшей деятельности) и стимулирования сотрудников.
Данная тема широко представлена в отечественных и зарубежных изданиях в связи с тем, что в 20 веке произошел промышленный переворот, что стало поводом для рывка в науке управления и создания новых школ управления.
Объектом для исследования данной курсовой работы являются предпосылки для становления и основные этапы развития управленческой науки. Главное внимание уделено управленческим школам 20 века и их вкладу в развитие управленческой науки.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении этапов эволюционного развития теории управления в 20 веке.
Главными задачами в достижении цели работы являются анализ теоретических и практических знаний полученных в ходе истории, изучение содержания и концепций рассматриваемых школ управления, анализ воздействия школ друг на друга и на этапы развития социальных и производственных взаимоотношений.
Основными методами исследования в данной курсовой работе являются анализ, сравнение, наблюдение, исторический метод, восхождения от абстрактного к конкретному. Теоретическое обобщение более глубоко разъясняет сущность управления организацией и помогает лучше разобраться в понимании сущностей и описании взаимосвязей, определяющих процессы и их логику в эволюционном развитии управления.
Курсовая работа содержит введение, основные главы, заключение и список использованной литературы.
Людей в социуме, с различными убеждениями
и занимающихся различными видами деятельности
можно отнести к определенной организации.
Существует множество видов организаций:
государственные, политические
и т. д. В свою очередь, организацию характеризуют
уникальные свойства, главным из которых
является менеджмент. Под менеджментом
организации понимают поддержание целостности
и адаптация с внешними сторонами. Связывая
внутренние процессы организации, менеджмент
неотъемлемо связан с деятельностью организации.
Появление и существование организаций можно объяснить предоставлением людям возможности достигать своих целей. Именно поэтому человек приносит в организацию знание и опыт, для того, чтобы получить необходимые материальные и нематериальные ценности. Теряя связь организация-человек, организация получает проблемы. Одной из главных задач менеджмента является предупреждение потери этих связей и изложение перечня задач, способствующих получению определенных выгод членам организации [1, с. 22].
В составе организации, менеджмент представляет собой одну из форм деятельности, воздействующий на внутреннюю и внешнюю среду, манипулирующей тремя базовыми организационными функциями: извлечение ресурсов извне, производство продукта, возврат продукта вовне. Таким образом, одно из главных целей менеджмента заключается в стимулировании баланса этих процессов.
С другой стороны, целью менеджмента является непрерывный анализ и корректировка целей организации в изменяющейся окружающей среде, которая может меняться настолько быстро, что еще одной целью менеджмента становится обучение и проведение внутриорганизационных тренингов. Любая организация имеет подъем и спад, который предполагает изменение дальнейшего направления движения. Менеджмент, предупреждая спад, мобилизует потенциал организации и указывает новое направление развития.
В целом, менеджмент обеспечивает:
Изначально люди пользовались методами управления в политических, военных, хозяйственных интересах. Проблемы общества и развития заставили ученых создавать и реализовывать практически модели для управления организаций. Экономические потребности сформировались под воздействием новых направлений для развития:
Этапы формирования управленческой
теории появились в виду ее изменения.
Радикальность этих изменений соответствует управленческой
революции на данных этапах. Согласно
Кравченко А. И., первая религиозно-коммерческая
революция ассоциируется с египетской
и шумерской цивилизацией, 3 тыс. г.
до н. э., когда одна из каст жрецов, стала
кастой религиозных функционеров-менеджеров
[4, с. 17]. Революция последовала после смены
обычая человеческих жертв ритуальным
дарам: драгоценностей, продуктов и т.
д. Далее, потребовалось систематизация
контроля, учета и обмена огромного имущества,
контролируемого церковью связанной с
государством. Таким образом, осуществилась
трансформация управления в религиозный
и коммерческий механизм деятельности.
Также это способствовало изменению в
хозяйственном управлении: переходу от
собирательства к производству продуктов.
Следующая, вторая революция управления держит административно- светский уклон. Правитель Хаммурапи, 1792-1750 г. до н. э., создал кодекс из 285 законов. Кодекс правовых норм эффективно управлял территорий и регулировал взаимоотношения между группами граждан. Правитель Хаммурапи создал лидерское направление, отличавшееся от прежних правителей стремлением защиты и заботы о подчиненных, внося новую мотивацию и атмосферу.
Третья революция управления, 500 г. до н. э., имеет производственно-строительное направление. Ее отличает использование методов управления в строительстве, инженерных проектах, контроле качества продукции. Примером можно назвать Вавилонскую башню, контроль качества зернохранилищ и фабрик текстиля, римскую систему управления территорией [4, с. 20].
Четвертая революция управления являлась результатом промышленной революции 17-19 в. Разделение труда и функциональное распределение производственных сил, при переходе от ручного производства к механизированному, привело к появлению категории работников, координирующих рациональную работу всех подразделений. С увеличением заводов их владельцы уполномочили наемных управленцев не только управлять процессом производства, но и воспроизводством финансов, за собой оставляя только контроль. Теперь менеджмент и администрирование становятся отдельным направлением деятельности. Управляющие сотрудники оказываются главными представителями в хозяйстве. Таким образом, управление трансформируется в отдельное направление знаний.
В ХХ в. произошла пятая (менеджерская) революция управления. Главное изменение заключалось в притеснении владельцев и акционеров предприятий в исполнении контрольных обязанностей со стороны менеджеров, стоящих на ключевых должностях. Капиталисты не смогли управлять сложнейшими экономическими и технологическими процессами. Непрерывно увеличиваясь, их собственность потеряла частную составляющую и трансформировалась в общую (акционерную), не имеющую главного собственника.
Необходимо понимать разницу между макроуправлением (государственным) и микроуправлением (корпоративным). Теория управления до 19 в. в основном развивалась в секторе системы государственного управления, на которой появлялись и развивались государства с определенными методами управления. Система управления государством усложнялась пропорционально своим размерам.
Таким образом, с истоков появления общества руководители государств понимали роль управления социумом. Часто управление государством происходило параллельно управлению в религиозной, хозяйственной и военной сферах. Управленческая наука, представляющая собой структурированные знания, появилась в 19 веке. В ХХ веке начала активное развитие, из-за формирования отдельного, независимого социального класса менеджеров (управленцев), представляющего собой доминирующий слой.
2. Развитие теорий менеджмента в начале XX века
2.1 Правила
теоретической школы менеджмент
Теория менеджмента появилась только в ХХ веке. До ее развития действия управленца основывались на опыте и интуиция. Увеличение объемов производства и появление передовых технологий подтолкнули к резкой необходимости для создания теоретических методов управления, которые помогли бы практическому решению реальных задач. Следовательно, основоположниками менеджмента являлись специалисты, имеющие опыт работы с технологиями на предприятиях и понимающие отношения руководителей и рабочих.
Теоретический базис производственного менеджмента бы положен инженером из США Фредериком Тейлором, который детально проработал элементарные трудовые процессы: погрузку и выгрузку сырья, складирование продукции и понял, что теоретический менеджмент является инструментом экономии труда.
Тейлор настаивал на том, что необходимо изучать каждую часть рабочего процесса и типизировать сотрудников по специальным алгоритмам, а не использовать известные практические способы.
Базовые теоретические правила, Тейлор сформулировал в трудах:
Способы изучения Тейлора основывались на разделении трудовых процессов на элементарные и их последующий анализ:
Теория Тейлора делила труд на две составные части: административную и рабочую. Основной акцент уделялся производительности труда, исходя из предположения о том, что ее увеличение принесет удовлетворение как владельцам предприятия, так и самим рабочим. Кроме того Тейлор определил главные задачи менеджмента:
Предполагалось, что при определенной схеме оплаты труда можно достичь наибольшей его производительности. Тейлор ставил условием необходимость объединения экономических интересов управленцев и рабочих.
Рабочий и технические инструменты рассматривались предпосылкой к повышению производительности труда, при условии, что эти инструменты будут полностью сопрягаться с возможностями работника. Хотя, данное сопряжение может быть получено подбором свойств инструмента (оборудования) к способностям рабочего или подбором рабочего к инструменту, предпочтительным считалось второе.
Принципы Тейлора и их практическое применение являлись основополагающими для создания производства поточного типа.
Г. Эмерсон расширил теорию
Тейлора теоретическим
Другим известным
Еще одним исследователем являлся Генри Форд, который более углубленно развил теории Тейлора в вопросе по организации производства. Для создания производства автомобилей Генри Форд создал правила:
Генри Форд развил систему Тейлора, заменив машинами ручной труд и изложил базовые правила для организации производства:
Вышеуказанные правила сделали возможным Генри Форду воспроизвести производство поточного типа, которые способствовало увеличению производительности труда, из-за того, что рабочий приспосабливался к скорости поточного конвейера. Генри Форд запустил первый конвейер в 1913 г. и увеличил производительность труда, снизив себестоимость готовой продукции.