Эволюция теорий управления в ХХ веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучении этапов эволюционного развития теории управления в 20 веке.
Главными задачами в достижении цели работы являются анализ теоретических и практических знаний полученных в ходе истории, изучение содержания и концепций рассматриваемых школ управления, анализ воздействия школ друг на друга и на этапы развития социальных и производственных взаимоотношений.

Содержание

Введение 3
1. Предпосылки для появления науки менеджмента 4
1.1. Сущность менеджмента 4
1.2. Реформы в менеджменте 5
2. Развитие теорий менеджмента в начале XX века 8
2.1. Правила теоретической школы менеджмента 8
2.2. Классическое учение менеджмента 11
2.3. Принципы школы межличностных отношений 14
3. Теории менеджмента второй половины ХХ века 18
3.1. Основные положения теорий «Х» и «Y» 18
3.2. Школы количественного управления 20
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Эволюция теорий управления в ХХ в.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ им. Ф.М. Достоевского

 

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «История менеджмента»

на тему: «Эволюция теорий управления в ХХ веке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск-2012

Содержание

Введение

Управление является одной из главных задач при планировании и работе организаций. Необходимость в управлении возникает в связи с мобилизацией персонала и координацией его работы, принятием оптимальных решений, контролем деятельности команды, учетом и анализом сделанной работы (для изменения направления дальнейшей деятельности) и стимулирования сотрудников.

Данная тема широко представлена в отечественных и зарубежных изданиях в связи с тем, что  в 20 веке произошел промышленный переворот, что стало поводом для рывка  в науке управления и создания новых школ управления.

Объектом для исследования данной курсовой работы являются предпосылки  для становления и основные этапы  развития управленческой науки. Главное  внимание уделено управленческим школам 20 века и их вкладу в развитие управленческой науки.

Цель данной курсовой работы заключается в изучении этапов эволюционного развития теории управления в 20 веке.

Главными задачами в  достижении цели работы являются анализ теоретических и практических знаний полученных в ходе истории, изучение содержания и концепций рассматриваемых школ управления, анализ воздействия школ друг на друга и на этапы развития социальных и производственных взаимоотношений.

Основными методами исследования в данной курсовой работе являются анализ, сравнение, наблюдение, исторический метод, восхождения от абстрактного к конкретному. Теоретическое обобщение более глубоко разъясняет сущность управления организацией и помогает лучше разобраться в понимании сущностей и описании взаимосвязей, определяющих процессы и их логику в эволюционном развитии управления.

Курсовая работа содержит введение, основные главы, заключение и список использованной литературы.

  1. Предпосылки для появления науки менеджмента
  2. 1.1 Сущность менеджмента

Людей в социуме, с различными убеждениями и занимающихся различными видами деятельности можно отнести к определенной организации. Существует множество видов организаций: государственные, политические 
и т. д. В свою очередь, организацию характеризуют уникальные свойства, главным из которых является менеджмент. Под менеджментом организации понимают поддержание целостности и адаптация с внешними сторонами. Связывая внутренние процессы организации, менеджмент неотъемлемо связан с деятельностью организации.

Появление и существование  организаций можно объяснить  предоставлением людям возможности достигать своих целей. Именно поэтому человек приносит в организацию знание и опыт, для того, чтобы получить необходимые материальные и нематериальные ценности. Теряя связь организация-человек, организация получает проблемы. Одной из главных задач менеджмента является предупреждение потери этих связей и изложение перечня задач, способствующих получению определенных выгод членам организации [1, с. 22].

В составе организации, менеджмент представляет собой одну из форм деятельности, воздействующий на внутреннюю и внешнюю среду, манипулирующей тремя базовыми организационными функциями:  извлечение ресурсов извне, производство продукта, возврат продукта вовне. Таким образом, одно из главных целей менеджмента заключается в стимулировании баланса этих процессов.

С другой стороны, целью  менеджмента является непрерывный  анализ и корректировка целей  организации в изменяющейся окружающей среде, которая может меняться настолько  быстро, что еще одной целью  менеджмента становится обучение и  проведение внутриорганизационных тренингов. Любая организация имеет подъем и спад, который предполагает изменение дальнейшего направления движения. Менеджмент, предупреждая спад, мобилизует потенциал организации и указывает новое направление развития.

В целом, менеджмент обеспечивает:

  • рациональное использование внутренних и внешних ресурсов;
  • раскрытие и использование потенциала сотрудников;
  • соблюдение устава организации для выполнения поставленных задач.
    1. Реформы в менеджменте

Изначально люди пользовались методами управления в политических, военных, хозяйственных интересах. Проблемы общества и развития заставили ученых создавать и реализовывать практически модели для управления организаций. Экономические потребности сформировались под воздействием новых направлений для развития:

  • социальной, экономической среды и науки управления;
  • основа материального производства;
  • сотрудника, концентрирующего потенциал возможностей.

Этапы формирования управленческой теории появились в виду ее изменения. Радикальность этих изменений соответствует управленческой революции на данных этапах. Согласно Кравченко А. И., первая религиозно-коммерческая революция ассоциируется с египетской и шумерской цивилизацией, 3 тыс. г. 
до н. э., когда одна из каст жрецов, стала кастой религиозных функционеров-менеджеров [4, с. 17]. Революция последовала после смены обычая человеческих жертв ритуальным дарам: драгоценностей, продуктов и т. д. Далее, потребовалось систематизация контроля, учета и обмена огромного имущества, контролируемого церковью связанной с государством. Таким образом, осуществилась трансформация управления в религиозный и коммерческий механизм деятельности. Также это способствовало изменению в хозяйственном управлении: переходу от собирательства к производству продуктов.

Следующая, вторая революция управления держит административно- светский уклон. Правитель Хаммурапи, 1792-1750 г. до н. э., создал кодекс из 285 законов. Кодекс правовых норм эффективно управлял территорий и регулировал взаимоотношения между группами граждан. Правитель Хаммурапи создал лидерское направление, отличавшееся от прежних правителей стремлением защиты и заботы о подчиненных, внося новую мотивацию и атмосферу.

Третья революция управления, 500 г. до н. э., имеет производственно-строительное направление. Ее отличает использование методов управления в строительстве, инженерных проектах, контроле качества продукции. Примером можно назвать Вавилонскую башню, контроль качества зернохранилищ и фабрик текстиля, римскую систему управления территорией [4, с. 20].

Четвертая революция управления являлась результатом промышленной революции 17-19 в. Разделение труда и функциональное распределение  производственных сил, при переходе от ручного производства к механизированному, привело к появлению категории работников, координирующих рациональную работу всех подразделений. С увеличением заводов их владельцы уполномочили наемных управленцев не только управлять процессом производства, но и воспроизводством финансов, за собой оставляя только контроль. Теперь менеджмент и администрирование становятся отдельным направлением деятельности. Управляющие сотрудники оказываются главными представителями в хозяйстве. Таким образом, управление трансформируется в отдельное направление знаний.

 В ХХ в. произошла пятая (менеджерская) революция управления. Главное изменение заключалось в притеснении владельцев и акционеров предприятий в исполнении контрольных обязанностей со стороны менеджеров, стоящих на ключевых должностях. Капиталисты не смогли управлять сложнейшими экономическими и технологическими процессами. Непрерывно увеличиваясь, их собственность потеряла частную составляющую и трансформировалась в общую (акционерную), не имеющую главного собственника.

Необходимо понимать разницу между макроуправлением (государственным) и микроуправлением (корпоративным). Теория управления до 19 в. в основном развивалась в секторе системы государственного управления, на которой появлялись и развивались государства с определенными методами управления. Система управления государством усложнялась пропорционально своим размерам.

Таким образом, с истоков  появления общества руководители государств понимали роль управления социумом. Часто управление государством происходило параллельно управлению в религиозной, хозяйственной и военной сферах. Управленческая наука, представляющая собой структурированные знания, появилась в 19 веке. В ХХ веке начала активное развитие, из-за формирования отдельного, независимого социального класса менеджеров (управленцев), представляющего собой доминирующий слой.

2. Развитие  теорий менеджмента в начале XX века

2.1 Правила  теоретической школы менеджмента

Теория менеджмента  появилась только в ХХ веке. До ее развития действия управленца основывались на опыте и интуиция. Увеличение объемов производства и появление передовых технологий подтолкнули к резкой необходимости для создания теоретических методов управления, которые помогли бы практическому решению реальных задач. Следовательно, основоположниками менеджмента являлись специалисты, имеющие опыт работы с технологиями на предприятиях и понимающие отношения руководителей и рабочих.

Теоретический базис  производственного менеджмента  бы положен инженером из США Фредериком Тейлором, который детально проработал элементарные трудовые процессы: погрузку и выгрузку сырья, складирование  продукции и понял, что теоретический менеджмент является инструментом экономии труда.

Тейлор настаивал на том, что необходимо изучать каждую часть рабочего процесса и типизировать сотрудников по специальным алгоритмам, а не использовать известные практические способы.

Базовые теоретические правила, Тейлор сформулировал в трудах:

  • в 1895 г. «Сдельная система»;
  • в 1903 г. «Управление фабрикой»;
  • в 1911 г. «Принципы научного управления».

Способы изучения Тейлора  основывались на разделении трудовых процессов на элементарные и их последующий анализ:

  • определение рода деятельности отдельного предприятия и индивидуально каждого работника;
  • составление стратегии и выбор инструментов;
  • анализ и контроль выполнения стратегии.

Теория Тейлора делила труд на две составные части: административную и рабочую. Основной акцент уделялся производительности труда, исходя из предположения о том, что ее увеличение принесет удовлетворение как владельцам предприятия, так и самим рабочим. Кроме того Тейлор определил главные задачи менеджмента:

  • максимальное увеличение благосостояния владельца предприятия;
  • увеличение благосостояния работников предприятия.

Предполагалось, что при  определенной схеме оплаты труда  можно достичь наибольшей его  производительности. Тейлор ставил условием необходимость объединения экономических интересов управленцев и рабочих.

Рабочий и технические инструменты рассматривались предпосылкой к повышению производительности труда, при условии, что эти инструменты будут полностью сопрягаться с возможностями работника. Хотя, данное сопряжение может быть получено подбором свойств инструмента (оборудования) к способностям рабочего или подбором рабочего к инструменту, предпочтительным считалось второе.

Принципы Тейлора и  их практическое применение являлись основополагающими для создания производства поточного типа.

Г. Эмерсон расширил теорию Тейлора теоретическим изучением  вопроса организации труда, разделив его на части и изучив. В результате для любой сферы определились двенадцать правил производительности труда. Основной фокус Г. Эмерсон направлял на исследование централизованного (штабного) управленческого принципа. Г. Эмерсон дополнил концепцию Тейлора тем, что к принципу линейного организационного выстраивания необходимо прибавить централизованный (штабной), из-за того, что централизованные (штабные) сотрудники имеют больше навыков для управленческих решений, по сравнению с линейными.

Другим известным представителем научной школы менеджмента является Генри Гантт. Главной проблемой менеджмента он рассматривал человеческий фактор. Считал, что рабочего должна удовлетворять сделанная работа и рассматривал человеческий фактор предпосылкой для увеличения эффективности. Система премирования Гантта увеличила производительность труда на предприятиях.

Еще одним исследователем являлся Генри Форд, который более углубленно развил теории Тейлора в вопросе по организации производства. Для создания производства автомобилей Генри Форд создал правила:

  • недопустимо стремиться только к получению прибыли, забывая о выгоде для  потребителей продукции;
  • принцип продажи не должен соответствовать дорогой продаже и дешевой покупки;
  • не бояться неудач, которые позволяют начать все снова по-другому;
  • не бояться и не стремиться мешать конкурентам.

Генри Форд развил систему  Тейлора, заменив машинами ручной труд и изложил базовые правила для организации производства:

  • использование спецоборудования;
  • распределение оборудования по пути технологического процесса;
  • регламентирование производственного ритма;
  • разделение труда [2, с. 12].

Вышеуказанные правила  сделали возможным Генри Форду  воспроизвести производство поточного  типа, которые способствовало увеличению производительности труда, из-за того, что рабочий приспосабливался к скорости поточного конвейера. Генри Форд запустил первый конвейер в 1913 г. и увеличил производительность труда, снизив себестоимость готовой продукции.

Информация о работе Эволюция теорий управления в ХХ веке