Экономические и социальные факторы формирования внутрифирменного механизма мотивации труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Одна из основных задач перехода к рыночной экономике и ее функционирования - усиление хозяйственной мотивации и стимулов эффективного, высокопроизводительного труда. От успешного решения этой задачи в огромной мере будет зависеть формирование необходимого обществу отношения к труду, использование всех резервов и возможности повышения его производительности.
Актуальность и значимость проблемы повышения эффективности функционирования мотивационного механизма определяется радикальными преобразованиями экономической системы общества.

Содержание

Введение
1. Мотивы в общей системе потребностей, интересов, стимулов
2. Теория формирования механизма мотивации труда на предприятии
3. Экономические и социальные факторы формирования внутрифирменного механизма мотивации труда
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

мотивация труда.docx

— 27.99 Кб (Скачать файл)

 

Принято считать, что эта  черта характерна, прежде всего, для  крупного бизнеса, предпринимателей, в  собственности которых сосредоточены  большие средства производства. Между  тем, практика доказывает, что это  далеко не так. Например, предприятия  малого бизнеса производят 40% валового внутреннего продукта (ВВП) США. В  современной России они насчитываются  уже десятками тысяч. Однако надо учитывать, что срок жизни малых  предприятий, по данным зарубежной статистики, от 6 месяцев до 3 лет.

 

Когда предприятия малого бизнеса разоряются на начальной  стадии своего существования - это можно  объяснить неподготовленностью  их владельцев к условиям рынка: плохим знанием закономерностей его  функционирования, отсутствием маркетинговой  стратегии, неконкурентоспособностью продукции и тысячью других причин, порождаемых внешней средой. Между  тем, очень часто предпринимателя  интересует не дело само по себе, а те материальные возможности, которые  оно открывает для него лично. Достигнув поставленной, цели (т.е. реализовав эти возможности), предприниматель  сам прекращает свое дело.

 

Возникает вопрос: что является мотивом его деятельности? Если собственность, то какая? которые функционируют  лишь на бумаге.

 

Стремясь избежать «дикого  капитализма» при переходе к новой  экономической системе (что нам, к сожалению, плохо удается), мы, анализируя опыт развитых стран (и свой собственный), должны попытаться построить «социально ориентированное рыночное хозяйство». Именно для этой цели была разработана  Программа приватизации: бесплатная на первом этапе; платная, на конкурсной основе - сейчас. Предполагалось, что  наемный работник, став сособственником  своего предприятия, работая на себя, сделает все, чтобы снизить издержки, повысить качество, в конечном счете, чтобы предприятие нашло свое место на внутреннем, а затем на внешнем рынке. Сегодня мы уже  можем судить, насколько нереальны  оказались наши прогнозы.

 

В России пока не получился  собственник из наемного работника. Не получился дважды: ни как собственник  средств производства, ни даже как  полноценный собственник своей  рабочей силы. Что касается собственности  на рабочую силу, то формально наемный  работник ей обладает, являясь юридически независимым лицом, выступая равноправным партнером социально-трудовых отношений. Однако фактически этого не происходит, ибо цена рабочей силы в России обесценена, а труд продолжает быть самым дешевым товаром. Об этом свидетельствует  низкий уровень заработной платы, получаемый наемными работниками, который не обеспечивает для большинства из них даже простого воспроизводства.

 

Собственник средств производства из наемного работника не получился.

 

Следовательно, владение долей  акций своего предприятия само по себе превратить работника в сохозяина  средств производства не может, так  как приватизация - это акт формальный. Станет ли доля работника в совокупном капитале мотивом его эффективного труда на предприятии, зависит, на наш  взгляд, во-первых, от размеров этой доли, а во-вторых, от готовности работника  взвалить на свои плечи ответственность, связанную с правомочиями, рождаемыми собственностью.

 

Для наемных работников средством  достижения поставленной цели является труд, а средством удовлетворения потребности в конкретных объектах собственности - заработная плата.. Здесь  мы остановимся на анализе зависимости  дохода работника от участия во владении собственностью.

 

В настоящее время произошли  изменения в доходах наемных  работников. В условиях рынка работающий человек получает трудовой доход  в процессе и по результатам своей  трудовой деятельности. Вместе с тем  человек добывает необходимые средства существования не только своим трудом, но и используя имеющиеся у  него материальные и денежные средства для вложения в экономику на определенных условиях, т.е. получая инвестиционный доход.

 

Заработная плата оценивает  ежедневные затраты труда наемного работника, а не результаты деятельности совокупного труда всех работников предприятия (фирмы). Последние оцениваются  на рынке данного товара и находят  свое выражение в размерах получаемой им прибыли. Следовательно, вторая часть  заработной платы, выплачиваемая из прибыли (первая ее часть входит в  издержки), может быть получена работником в двояком качестве: и в качестве элемента совокупной рабочей силы, и, дополнительно, в качестве сохозяина  производства, имеющего свою долю в  совокупном капитале фирмы.

 

Выбор за работником: или  он получает только заработную плату  плюс прибыль по результатам работы предприятия; или заработную плату  плюс прибыль по результатам работы всего предприятия плюс процент  на свою долю совокупного капитала; или только заработную плату.

 

Таким образом, на предприятии  могут работать три категории  наемных работников. Первая - это  наемные работники, не имеющие доли в совокупном капитале предприятия (фирмы), но работающие добросовестно  и имеющие право получения  дополнительного дохода, если предприятие  имеет прибыль, но не получающие процент  на капитал в силу отсутствия такового.

 

Вторая группа - наемные  работники - собственники, каждый из которых  имеет свою долю в совокупном капитале фирмы. Их доход складывается из нескольких составляющих. Это заработная плата, которая, в свою очередь, делится  на две части: основная, определяемая тарифной ставкой или нормами  выработки, и дополнительная, размеры  которой зависят от прибыли. Третья часть - это процент, получаемый на долю работника в совокупном капитале предприятия.

 

И, наконец, третья группа работников, чей заработок складывается только из основной заработной платы. Они не собственники, как правило, это временные  работники (сезонные, стажеры, практиканты  и т.п.).

 

В условиях частногрупповой  формы собственности (например, акционерного общества) может сложиться такая  ситуация, когда отдельный работник (даже собственник) работал плохо, но в целом предприятие (фирма) имеет  прибыль. Как быть в этой ситуации? На наш взгляд, если плохая работа индивида(ов) не имеет долговременных последствий, стоимость брака может быть вычтена  из доли прибыли, получаемой работником по результатам работы всех. Если же брак имеет долгосрочные последствия, то здесь уже речь идет об упущенной  выгоде, и тогда ее величина должна изыматься из собственной доли работника  в совокупном капитале, соответственно и процент из прибыли на эту  долю, предназначенный к получению, должен быть меньше.

 

Таким образом, очевидно одно - прибыль предприятия так же должна состоять из двух частей: одна из них  должна идти как дополнение к заработной плате, а другая - это процент на совокупный капитал предприятия. Эта  вторая часть прибыли в виде процентной доли каждого владельца совокупного  капитала вовсе не обязательно должна выплачиваться непосредственно  владельцам капитала. Поскольку именно эта часть является основой настоящего и будущего благополучия предприятия  и его владельцев, она должна инвестироваться  на развитие производства. В любом  случае распоряжаться этой долей  прибыли должны сами собственники.

 

В приведенном анализе  имелись в виду стабильно работающие предприятия. А как быть с предприятиями  приватизированными, но находящимися на грани банкротства? Эти предприятия  не имеют прибыли, в большинстве  случаев стоят (вообще ничего не производят), наемные работники (за исключением  узкого круга управленцев) месяцами не получают заработную плату, так как  находятся в административных отпусках.

 

Социальная напряженность  на таких предприятиях накалена до предела. Основная часть трудового  коллектива не приемлет подобного вхождения  в рынок и настроена негативно  против собственного руководства и  основных владельцев предприятия.

 

Даже внешний управляющий, направляемый арбитражным судом  в соответствии с Законом о  банкротстве, встречается «в штыки» определенной категорией работников. Положение его в большинстве  случаев незавидно: приняв сторону  трудового коллектива, он тут же вступает в конфликт с новыми собственниками предприятия; приняв сторону хозяев, он неизбежно вступает в конфликт с трудовым коллективом.

 

Любые меры по санации таких  предприятий вряд ли будут эффективны, так как для их реализации необходима команда единомышленников, а не раздираемые  противоречиями различные социальные группы.

 

Есть ли выход из создавшейся  ситуации? Думается, да. В этом случае целесообразно применить хорошо себя зарекомендовавшую на практике, в частности, в США, инвестиционную систему акционирования предприятий (ИСАП). Цивилизационный процесс  и социальные итоги развития США / Под ред. Л.Л. Любимова

 

Суть ее заключается в  том, что между трудовым коллективом  предприятия и его новыми хозяевами  заключается трастовое соглашение, по которому контрольный пакет акций  передается собственниками в доверительное  управление трудовому коллективу с  последующим правом выкупа или всего  пакета, или какой-то его доли. Управление осуществляется с помощью посредника, в качестве которого могли бы выступать  специально обученные методике ИСАП антикризисные управляющие. Пока что  в России в качестве посредников  выступают частные лица - руководители консалтинговых фирм, прошедшие стажировку в США по линии Центра Гражданских  Инициатив

 

Механизм мотивации труда  должен включать те социальные факторы, которые относятся к числу  добровольных со стороны работника  и фирмы и которые ориентированы  в будущее. Социальные факторы, используемые в механизме мотивации труда, должны быть ориентированы на интересы работников. Они должны:

 

- приводить в соответствие  желания работников с целями  предприятия, то есть формировать  внутрикорпоративную цель;

 

способствовать идентификации  работников со своим предприятием;

 

повышать производительность труда, поддерживать его интенсивность  и желание сотрудников работать;

 

социально развивать работников, способствовать повышению их социального  статуса;

 

поощрять инициативу работников при решении их собственных проблем  ипроблем предприятия;

 

улучшать микроклимат  на предприятии;

 

формировать у работников и общественности положительное  мнение о предприятии, то есть укреплять  деловой имидж предприятия.

 

Заключение

 

 

Понятие мотивации тесно  связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические  отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.

 

В настоящее время, при  переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную  заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает желание иметь спокойную  работу с небольшим, но гарантированным  заработком, нежели интенсивную работу с высокой оплатой.

 

Вместе с тем, на рынке  труда появляются работники, обладающие достаточным профессионализмом  и новым трудовым сознанием, т.е. люди с хорошей нравственной основой  и пониманием труда. Однако шансов найти  хорошую работу у них немного  из-за возрастного барьера (до и более 50 лет) или отсутствия рекомендаций (в основном у молодых специалистов).

 

Таким образом, и потребности, и мотивация большинства работников нуждаются в дальнейшем изучении и систематизации.

 

Проведенное исследование проблем  формирования внутрифирменного механизма  мотивации труда с учетом перехода к рыночным отношениям, потребовало  пересмотреть существующую концепцию  трудовой мотивации и позволило  сформулировать ряд теоретических  выводов и практических рекомендаций.

 

На основе обобщения теоретических  и методологических позиций в  отношении мотивации труда показано, что необходимо различать понятия  «мотивация» и «стимулы». Учеными, работающими в области управления (преимущественно зарубежными) разработано  множество теорий мотивации внутри предприятия (фирмы). По моему мнению, на предприятиях работник не объект управления, а его субъект, не им должны управлять  в производственном процессе - он должен им управлять. Это и есть цель внутрифирменного механизма мотивации труда.

 

На практике, на предприятиях (фирмах) имеется разнообразие факторов, которые могут влиять на мотивы поведения  работников и положительно и отрицательно. Потому задача управленческих структур выявить как можно большую  совокупность факторов, и сформировать внутрифирменный механизм мотивации  труда на базе оптимального сочетания  положительных факторов и нивелирования  отрицательно влияющих.

 

Для всех наемных работников, независимо от того, владеют или  не владеют они акциями предприятий, заработная плата выступает в  качестве основного источника доходов. Однако на основе анализа факторов формирования внутрифирменного механизма  мотивации труда доказана основополагающая роль экономических факторов, в первую очередь, отношений собственности. Экономические факторы являются базой, фундаментом при создании внутрифирменного механизма мотивации  труда. В то же время экономические  мотивы всегда связаны с мотивами социальными. В работе показано, что  в современных условиях значение социальных факторов имеет тенденцию  к постоянному росту, что позволяет  сделать вывод о социально-экономической  направленности внутрифирменного механизма  мотивации труда, адекватного рыночным отношениям.

 

Делается вывод о том, что наибольшая сопричастность работников к целям и задачам внутрипроизводственного (внутрифирменного) развития происходит в тех условиях, когда наемные  работники имеют свою долю в совокупном капитале предприятия (фирмы).

Информация о работе Экономические и социальные факторы формирования внутрифирменного механизма мотивации труда