Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 01:28, реферат
Краткое описание
С каждым годом интерес к проблемам экологической безопасности окружающей среды возрастает, и это не случайно, ведь на данный момент возникает вопрос не об эволюции, росте, процветании, а о выживании людей в окружающей природной среде, которую они сами и загрязняют. Но ведь надо задуматься что жизнь и здоровье человека - показатель, характеризующий среду его обитания.
Содержание
Введение .................................................................................................................. 3 1. Понятие и состав экономического механизма охраны окружающей среды 4 1.1. Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды........................................................................................................................ 5 1.2.Методы экономического регулирования ....................................................... 5 2. Финансирование экономического механизма ................................................. 7 2.1. Кадастры природных ресурсов ...................................................................... 7 2.2. Планирование.................................................................................................. 9 2.3. Платность использования природных ресурсов........................................... 9 2.4. Экологическое страхование.......................................................................... 10 2.5. Экономическое стимулирование охраны окружающей среды ................. 11 Заключение............................................................................................................ 12 Список использованных источников.....
Факультет естественнонаучного
и гуманитарного образования
Кафедра химии и экологии
Реферат
По дисциплине: Экологический
менеджмент и экологический аудит
На тему: Экономические
механизмы охраны окружающей среды
Выполнила: студентка гр. Н-30
Корчагина И.А.
Проверила:
Ткачева Г.А.
Таганрог 2014г.
Содержание
Введение
С каждым годом интерес к проблемам
экологической безопасности окружающей
среды возрастает, и это не случайно, ведь
на данный момент возникает вопрос не
об эволюции, росте, процветании, а о выживании
людей в окружающей природной среде, которую
они сами и загрязняют. Но ведь надо задуматься
что жизнь и здоровье человека - показатель,
характеризующий среду его обитания.
Говоря об экологической безопасности,
можно сделать вывод о том, что это такое
состояние окружающей природной среды,
при котором гарантируется предупреждение
ухудшения экологической обстановки и
возникновения опасности для здоровья
людей. Это осуществляется путем установления
комплекса обязательных норм, правил,
требований по охране окружающей природной
среды, использованию природных ресурсов
с помощью законодательно определенных
экологических стандартов и нормативов,
а также привлечения виновных к юридической
ответственности за экологические правонарушения.
Для пресечения, исправления
и контроля над сложившейся ситуацией
и существует экономический механизм
по защите окружающей природной среды.
Необходимо решить проблему повышения
его эффективности, т.е. улучшение механизма
применения и использования эколого-правовых
норм. Под понятием экономического механизма
охраны окружающей природной среды понимается
правовой институт, который включает в
себя совокупность правовых норм, регулирующих
условия и порядок аккумулирования денежных
средств, поступающих в качестве платы
за загрязнение окружающей среды и иные
вредные на неё воздействия, финансирование
природоохранных мер и экономического
стимулирования хозяйствующих субъектов
путём применения налоговых и иных льгот.
1. Понятие и состав экономического
механизма охраны окружающей среды
В соответствии с Законом РФ
«Об охране окружающей среды» под экономическим
механизмом охраны окружающей среды следует
понимать обеспечение планирования и
финансирования природоохранительных
мероприятий, правовое регулирование
платежей за использование природных
ресурсов, выбросы, сбросы загрязняющих
веществ в окружающую среду, размещение
отходов и других вредных воздействий
на нее, предоставление субъектам экологопользования
налоговых, кредитных и иных льгот в целях
более эффективной охраны окружающей
среды.
Существующая в наши дни в России
система экономических механизмов охраны
ОС может быть представлена схемой, приведенной
на рис. 1
Рис. 1 Экономические механизмы
охраны окружающей среды
1.1. Задачи экономического
механизма охраны окружающей природной
среды
Задачи экономического механизма
охраны окружающей природной среды заключаются
в том, что должно производиться:
1.Планирование и финансирование
природоохранительных мероприятий;
2.Установление лимитов
использования природных ресурсов,
выбросов и сбросов загрязняющих
веществ в окружающую природную
среду и размещение отходов;
3.Установление нормативов
платы и размеров платежей
за использование природных ресурсов,
выбросы и сбросы загрязняющих
веществ в окружающую природную
среду, размещение отходов и другие
виды вредного воздействия;
4.Предоставление предприятиям,
учреждениям и организациям, а
также гражданам налоговых, кредитных
и иных льгот при внедрении
ими малоотходных и ресурсосберегающих
технологий и нетрадиционных
видов энергии, осуществлении других
эффективных мер по охране
окружающей природной среды;
5.Возмещение в установленном
порядке вреда, причиненного окружающей
природной среде и здоровью
человека.
1.2.Методы экономического
регулирования
Методами экономического регулирования
являются:
разработка государственных
прогнозов социально-экономического развития
на основе экологических прогнозов;
разработка федеральных программ
в области экологического развития РФ
и целевых программ в области охраны окружающей
среды субъектов РФ;
проведение экономической оценки
воздействия хозяйственной и иной деятельности
на окружающую среду;
разработка и проведение мероприятий
с целью предотвращения причинения вреда
окружающей среде;
проведение экономической оценки
природных объектов и природно-антропогенных
объектов;
установление платы за негативное
воздействие на окружающую среду;
установление лимитов на выбросы
и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов,
на размещение отходов производства и
потребления и другие виды негативного
воздействия на окружающую среду;
предоставление налоговых и
иных льгот при внедрении современных
экологически чистых технологий, нетрадиционных
видов энергии, использовании вторичных
ресурсов и переработке отходов, при осуществлении
иных эффективных мер по охране окружающей
среды;
предоставление части средств
экологических фондов на договорных условиях
под процентные займы субъектам хозяйственной
и иной деятельности для реализации природоохранных
проектов и мероприятий;
установление повышенных норм
амортизации основных производственных
фондов;
применение поощрительных цен
и надбавок на экологически чистую продукцию
(товары, работы, услуги);
применение льготного кредитования экологопользователей независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих мероприятия по охране окружающей среды;
поддержка инновационной, предпринимательской
и иной деятельности, направленной на
охрану окружающей среды.
2. Финансирование экономического
механизма
2.1. Кадастры природных
ресурсов
Кадастр природных ресурсов
представляет собой систематизированный
свод сведений, количественно и качественно
характеризующих определенный вид природных
ресурсов, включая территориально-адресные
показатели, экономическую оценку и оценку
изменений под воздействием природных,
антропогенных и экономических факторов.
Они могут содержать рекомендации по рациональному
использованию ресурсов и необходимым
мерам охраны.
Кадастры ведутся как по отдельным
видам природных ресурсов для всей страны,
так и по территориям РФ. Основные цели
отраслевых кадастров:
государственная регистрация природопользователей;
количественный учет;
экономическая оценка природных
ресурсов.
Кадастровая форма представления
информации общепризнана в мировой практике.
В РФ ведутся следующие кадастры:
Государственный земельный
кадастр (ст. 70 Земельного кодекса РФ от
25.10.01 № 136-ФЗ) — свод сведений о природном,
хозяйственном и правовом положении земель,
местоположении, размерах, количестве
и качестве земель, их кадастровой стоимости;
Государственный лесной кадастр (ст. 69 Лесного кодекса РФ от 29.01.97 № 22-ФЗ) — сведения о качественном и количественном составах лесов, группах и категории их защищенности, экономической оценке лесов, правовом режиме использования
лесного фонда;
Государственный кадастр объектов животного
мира (ст. 14 Закона ≪О животном мире≫ от 24.04.95 № 52- ФЗ) — в частности, содержит данные об объектах охотничьего и рыболовного промыслов с их качественной и количественной характеристикой,
сведения о динамике восстановления, допустимых
нормах изъятия;
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (ст. 4 Закона ≪Об особо охраняемых природных территориях≫ от 14.03.95 № 33-ФЗ) — сведения о территориях с особым режимом
использования;
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых (ст. 30 и
32 Закона ≪О недрах≫ от 21.02.92 № 2395-1 в редакции от 03.03.95 № 27-ФЗ) — свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных
ископаемых;
Государственный водный кадастр (ст. 79 Водного кодекса РФ от 16.11.95 № 167-ФЗ) — систематизированный свод данных о водных объектах с текущей и перспективной оценками доступности их использования, а также данные о водопользователях.
Своеобразными государственными
кадастрами являются Красная книга Российской
Федерации и Красные книги субъектов РФ
Финансирование материально-технической
части работ по созданию и функционированию
ТКЦ в рамках эксперимента осуществляется
из бюджетных и внебюджетных средств,
выделяемых субъектами Российской Федерации
и входящих в их состав административно-территориальных
единиц.
ТКЦ решают следующие основные
задачи:
1. классификация природных
ресурсов и объектов и определение первоочередных
по значимости объектов для включения
их в КТКПР;
2. разработка требований к объемам
и формам представления отраслевой кадастровой
информации по дополнительному перечню
кадастровых показателей для решения
задач территориального управления;
3. свод и государственная регистрация
сведений о природных ресурсах и объектах
для ведения КТКПР, а также их первичная
социально-экономическая оценка;
4. реализация эксперимента
по совершенствованию учета и социально-экономической
оценке природно-ресурсного потенциала;
5. выбор экспериментальных
территорий для реализации пилотных проектов
по формированию, ведению и использованию
КТКПР;
6. разработка требований к территориальным
программам кадрового и технического
обеспечения формирования КТКПР;
7. разработка процедуры принятия
решений по природопользованию на основе
информации КТКПР;
8. разработка нормативно-правовой
документации по природопользованию.
Финансирование разработок
по общеметодическому и нормативно-правовому
обеспечению, разработок типовых проектных
решений, создания и ведения Единой системы
ведения комплексного территориального
кадастра необходимо осуществлять из
всех возможных финансовых источников
— бюджета, собственных средств предприятий,
привлеченных средств.
2.2. Планирование
Планирование и финансирование
материально – технического
обеспечения мероприятий по охране окружающей
среды
Планирование мероприятий по
охране окружающей природной среды и природопользованию
осуществляется в составе программ, прогнозов
социально-экономического развития на
основе государственной экологической
программы, с учетом природоресурсного
потенциала отдельных регионов.
Финансирование экологических
программ и мероприятий по охране окружающей
природной среды производится за счет:
средств предприятий, учреждений и организаций;
федерального, областных, местных экологических фондов;
фондов экологического страхования;
кредитов банков;
добровольных взносов населения,
иностранных юридических лиц и граждан,
а также других источников.
2.3. Платность использования
природных ресурсов
1.Платность природопользования
включает плату за природные
ресурсы, за загрязнение окружающей
природной среды и за другие
виды воздействия.
2. Плата за природные
ресурсы (земля , недра , вода , лес и иная
растительность, животный мир, рекреационные
и другие природные ресурсы) взимается:
за право пользования природными
ресурсами в пределах установленных лимитов;
за сверхлимитное и нерациональное
использование природных ресурсов;
на воспроизводство и охрану
природных ресурсов.
3. Плата за загрязнение
окружающей природной среды и
другие виды воздействия взимается
за:
выбросы, сбросы загрязняющих
веществ, размещение отходов и другие
виды загрязнения в пределах установленных
лимитов;
за выбросы, сбросы загрязняющих
веществ, размещение отходов и другие
виды загрязнения сверх установленных
лимитов.
4. Плата за нормативные
и сверхнормативные выбросы, сбросы
вредных веществ, размещение отходов
перечисляется в бесспорном порядке
на специальные счета внебюджетных
государственных экологических фондов
из средств предприятия, учреждения, организации.
5. Порядок исчисления
и применения нормативов платы
за использование природных ресурсов
определяется Правительством Российской
Федерации.
6. Внесение платы за
использование природных ресурсов
не освобождает природопользователя
от выполнения мероприятий по охране окружающей
природной среды и возмещения вреда, причиненного
экологическим правонарушением.
2.4. Экологическое страхование
В Российской Федерации осуществляется
добровольное и обязательное государственное
экологическое страхование предприятий,
учреждений, организаций, а также граждан,
объектов их собственности и доходов на
случай экологического и стихийного бедствия,
аварий и катастроф.
Фонды экологического страхования
используются на прогнозирование, предотвращение
и ликвидацию последствий экологических
и стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Порядок экологического страхования
и использования фондов устанавливается
Правительством Российской Федерации.
Основополагающим актом, регулирующим
данную сферу отношений, является закон
РФ . В соответствии с этим законом выделяются
три группы имущественных интересов, связанных:
с жизнью, здоровьем, трудоспособностью
и пенсионным обеспечением самого страхователя,
с причиненным вредом личности и имуществу
физического лица, а так же вредом, причиненном
юридическому лицу.