Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:44, курсовая работа
Объектом исследования данной работы является экскурсионное обслуживание туристов.Предметом исследования выступает экскурсионный менеджмент. Цель исследования заключается в изучении феномена экскурсионного менеджмента. В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю экскурсионного менеджмент;
- изучить понятия, сущность и содержание экскурсионного менеджмента;
Введение 2
I. ИСТОРИЯ ЭКСКУРСИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1 Становление экскурсионного дела 4
1.2 Экскурсии в годы советской власти 10
1.3 Современное состояние экскурсионного дела 13
II. понятие, сущность и содержание экскурсионного менеджмента 14
2.1Понятие и комплекс задач экскурсионного обслуживания 14
2.2 Сущность, структура и содержание экскурсии 17
2.3 Дифференциация экскурсионного обслуживания 23
2.4 Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании 26
III. РАЗРАБОТАННАЯ ЭКСКУРСИЯ 30
3.1 Программа обслуживания 4 дня/3 ночи в городе-герое Волгоград 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список литературы: 35
В
10-е годы XX в. в России начали издаваться
три специальных журнала, посвящённых
экскурсионному делу: «Экскурсионный
вестник» в Москве, «Русский экскурсант»
в Ярославле и «Школьные
Журнал «Русский эмигрант» один из первых попытался классифицировать экскурсии для учащихся. Все они группировались в восемь типов: историко-археологические экскурсии, историко-литературные,
естественно - исторические, экскурсии на фабрики и заводы, художественно – географические и этнографические экскурсии, экскурсии трудовой помощи, общеобразовательные и бытовые экскурсии, экскурсии отдыха и развлечений.
Приведённая экскурсионная классификация - это первый опыт анализа всего разнообразия экскурсий, проводимых в России с учащимися.
Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась на географии школьных экскурсий и путешествий. Резко сократилось количество дальних экскурсий, но продолжали развиваться экскурсии по территории своих губерний.
С 1915-1917 г.г. при пересмотре учебных планов и программ была подписана новая программа для высших начальных школ, в которой указывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программа экскурсий, которые следовало бы проводить в учебные часы. Таким образом, в школах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения.
Серьёзным
препятствием при организации экскурсий
со школьниками являлось отсутствие
экскурсионных навыков у
Вначале XX в. ещё не разрабатывались методические приёмы экскурсий, не анализировались особенности показа и рассказа, требования к экскурсионному рассказу, в то время главным было познакомить экскурсантов с уникальными природными и историческими памятниками, сообщить при этом определённую информацию, полнота которой зависела от знаний экскурсовода.
С
развитием экскурсионного дела рос
и интерес к освоению методов
экскурсионной работы. Однако отсутствие
единого методического
Но
все эти литературные источники
не могли полностью заменить специальной
учёбы под руководством опытных
теоретиков и практиков экскурсионного
дела, поэтому немногочисленные курсы
по подготовке руководителей экскурсий,
организуемые в различных городах,
вызывали большой интерес учительской
среды. Курсы были платными. В их
программу входили лекции и экскурсии.
Ботанический, зоологический, гидробиологический,
геолого-географический интерес, проявленный
учителями к курсам по подготовке
руководителей
Свершившаяся
Великая Октябрьская
Учителя
оказались неподготовленными к
немедленному решению поставленных
перед ними задач. Поэтому одновременно
требовалось учить новым
Профессору И.И. Полянскому предложили организовать для учителей Северной области курсы по естествознанию с большим числом практических занятий и экскурсий. Эти курсы были организованы летом 1918 г. в Павловске. Занятия посетили два потока слушателей.
Дальнейшие усилия по привнесению экскурсионного метода в школьное обучение вылилось в создание в феврале 1919 г. экскурсионной секции, задача которой состояла в организации школьных экскурсий. Однако она, прежде всего, начала создавать загородные естественноисторические станции, которые должны были принимать школьников для проведения с ними экскурсий под руководством опытных педагогов. С лета 1919 г. первые станции в Павловске, Детском (Царском) селе, на Лахте, в Сестрорецке, Петергофе и при Каменно-островском сельскохозяйственном институте приняли школьников-экскурсантов.
Через год после начала экскурсионной кампании (01.01.1920 г.) было утверждено «Положение об экскурсионной секции и экскурсионных станциях при Коллегии единой трудовой школы Комиссариата Народного Просвещения», в котором уточнялись задачи экскурсионных станций: «Разрабатывать для школ экскурсионные планы и маршруты, содействовать совершению самих экскурсий школами, как на экскурсионные станции, так и помимо них, организовывать лекции и курсы для подготовки руководителей экскурсий, издавать посвящённые экскурсионному делу книги, журналы и т.п.».
В
1922 г. работа экскурсионных станций
в значительной степени нарушилась
из-за сложного экономического положения
в стране. Были резко сокращены
штаты, как экскурсионной секции,
так и экскурсионных станций
в связи с общим сокращением
по всем правительственным учреждениям.
В дальнейшем экскурсионная секция
и экскурсионные станции
Вначале 20-х гг. стали проводиться конференции по вопросам экскурсионного дела. На них закладывалась теоретическая база широко развитой в нашей стране экскурсионной деятельности.
Также
в связи с необходимостью научного
изучения экскурсионного дела в 1921 г. были
созданы три научно-
-
изучение экскурсоведения (
-
обобщение опыта работы
-
проведение лекций по
-
организация конференций и
Научно-исследовательские организации, созданные в 1921 г., просуществовали недолго. Через несколько лет они были расформированы или реорганизованы.
В 1936 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов создал Туристко–экскурсионное управление ВЦСПС, которое должно было стать ведущей организацией в стране по развитию туризма, экскурсионного дела и альпинизма. С самого начала ТЭУ было ориентировано только на развитие и совершенствование плановых туристских маршрутов. Это послужило толчком к изменению устава ТЭУ. В новой его редакции обратили внимание на создание при общественных организациях и учебных заведениях секций по туризму, на организацию путешествий и экскурсий во время отпусков трудящихся и в выходные дни.
Послевоенное время, в первую очередь, было связано с восстановлением разрушенного хозяйства: создание материально-технической базы, новых организаций и секций, издание периодики и т.п.
Развитие
туризма и экскурсионной
Главной задачей Центральный совет по туризму и экскурсиям ставил перед собой такую: «Обеспечение дальнейшего развития массовости туризма экскурсий как наиболее популярных форм активного отдыха населения, укрепления здоровья советских людей, повышения их работоспособности и производительности труда, формирования высоких нравственных качеств».
Экскурсионное обслуживание — организация и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, в накоплении знаний, в том числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объектов, методов и средств познания. Экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя (экскурсанта, туриста) комплекс знаний по истории, культуре, географии, этнографии, экологии, экономике и др. При участии в экскурсионных мероприятиях таких как, осмотр музейных и выставочных экспозиций, исторических, культурных, природных, этнографических, инженерных и других достопримечательностей, происходит удовлетворение потребности личности, в познании окружающей действительности. Избирательность человека в выборе экскурсионных услуг носит подсознательный характер. Экскурсант (турист) выбирает те экскурсионные услуги, которые удовлетворяют одновременно несколько потребностей, т.е. обладают функциональной полнотой. Так, посещая загородную экскурсию, ее участники не только удовлетворяют потребность в познании, но и в сочетании с эмоциональными и интеллектуальными нагрузками ликвидируют дефицит движения, повышают эффективность обмена информацией в процессе общения друг с другом. Таким образом, экскурсионное обслуживание можно рассматривать не только как часть комплексной туристской услуги, но и как самостоятельный вид услуг, целью которых является удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов (туристов) в познании окружающей действительности.
Рассматривая
экскурсионное обслуживание как
результат деятельности туристско-экскурсионных
предприятий системы
Удовлетворение потребностей экскурсантов находится в прямой зависимости от количественного и качественного совмещения форм экскурсионного обслуживания.
Каждая
форма организации
- место проживания;
- учебные заведения, учреждения, предприятия;
- турбазы, дома отдыха, пансионаты и т.п.;
- клубы, дома и дворцы культуры;
- семинары, курсы, симпозиумы, конференции и т.п.;
- аэропорты (порты), вокзалы, фестивальные площадки.
Основой всей работы по организации экскурсионного обслуживания может быть бизнес-план предприятия, составленный с учетом изучения спроса и предложения экскурсионных услуг на рынке сферы туризма по видам экскурсий, их тематике, с учетом состава участников. В нем отражаются основные показатели экскурсионного обслуживания, к которым относятся:
-объем экскурсионных услуг, предоставляемых населению, гостям страны (в денежном выражении);
-количество экскурсантов (туристов);
-прибыль от реализованных услуг.
Данные показатели являются оценочными и служат в качестве критериев совершенствования организации экскурсионного обслуживания, для чего на предприятии целесообразно иметь следующую информацию:
-номера телефонов, факсов и адреса организаций, связанных с обслуживанием экскурсантов;
-перечень тем экскурсий;
-картосхемы экскурсионных маршрутов по городу, району, определенной местности (региону), области, стране;