Звенигородский
финансово-экономический колледж- филиал
федерального государственного образовательного
бюджетного учреждения высшего профессионального
образования «Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации»
Доклад по дисциплине
«Менеджмент» на тему:
«Эксперименты Джорджа
Элтона Мэйо».
Подготовила студентка группы
№31
Леонова Екатерина
Преподаватель: Мушамбадзе
О.В.
Звенигород, 2014 год.
Джордж Элтон Мэйо (1880—1949) — американский психолог и
социолог, исследователь проблем организационного
поведения и управления в производственных
организациях, один из основоположников
американской индустриальной социологии
и доктрины «человеческих отношений». Руководил рядом исследовательских
проектов и экспериментов, в том числе
и Хоторнским. Основал движение «за развитие
человеческих отношений» и является одним
из основоположников школы человеческих
отношений.
Элтон Мэйо родился 26 декабря
1880 года в Аделаиде (Южная Австралия) и
был вторым ребенком в семье уважаемых
колонистов. Ожидалось, что он пойдет по
стопам своего деда и выберет профессию
врача. Но он не проявил себя в университете
и был послан в Великобританию. Там, в Шотландии,
он продолжил изучать медицину и психопатологию.
Большое влияние на формирование его взглядов
оказали идеи Дюркгейма и Фрейда. Потом
Мэйо вернулся в Австралию, чтобы работать
в Аделаиде. Уже тогда он публиковал материалы,
посвященные менеджменту, но там его взгляды
на управление были непопулярны. Мэйо
возобновил свое обучение в университете
и специализировался на изучении этики
и логики.
В 1911—1921 Мэйо преподаватель
логики, психологии и этики, а затем профессор
философии и психологии в Квинслендском
университете (Брисбейн, Австралия). Вскоре он поехал в командировку
в Великобританию, но по устному соглашению
остался в США, где работал над рядом проектов.
Когда его университет отказался возобновить
командировку, он остался в США без средств.
Тогда в течение шести месяцев он получал
финансовую поддержку от Джона Д. Рокфеллера,
и в 1923 поступил в Школу финансов и
коммерции при Пенсильванском университете.
В 1926 Мэйо получил должность адъюнкт-профессора
и руководителя отделения производственных
исследований Гарвардского университета. Значительный вклад в развитие
социологии управления и индустриальной
социологии внесли знаменитые Хоторнские эксперименты Мэйо в компании «Вестерн Электрик»
близ Чикаго (1927—1932 гг.). Изучая влияние
различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения, стиль руководства и др.) на повышение производительности
труда на промышленном предприятии, Мэйо
доказал особую роль человеческого и группового
фактора. Обобщение эмпирических данных
привело его к созданию социальной философии
менеджмента. В 1947 переехал в Великобританию,
где продолжил научную деятельность.
Умер Элтон Мэйо в Гилдфорде
(Великобритания) 1 сентября 1949.
Компания Вестерн Электрик столкнулась
с фактом понижения производительности
труда сборщиц реле. Длительные исследования не привели
к удовлетворительному объяснению причин.
Тогда в 1928 году. был приглашен Мэйо, который и поставил
свой эксперимент, первоначально имеющий
целью выяснить влияние на производительность
труда такого фактора, как освещённость
рабочего помещения.
Эксперименты в Хоторне в
общей сложности длились с 1924 по 1932 год. В выделенных Мэйо экспериментальной
и контрольной группах были
введены различные условия труда: в экспериментальной
группе освещённость увеличивалась, и
обозначался рост производительности
труда, в контрольной группе при неизменной
освещённости производительность труда
не росла. На следующем этапе новый прирост
освещённости в экспериментальной группе
дал новый рост производительности труда;
но вдруг и в контрольной группе — при
неизменной освещённости — производительность
труда также возросла. На третьем этапе
в экспериментальной группе были отменены
улучшения освещённости, а производительность
труда продолжала расти; то же произошло
на этом этапе и в контрольной группе.
Эти неожиданные результаты заставили
Мэйо модифицировать эксперимент и провести
ещё несколько добавочных исследований:
теперь изменялась уже не только освещённость,
но значительно более широкий круг условий
труда (помещение шести работниц в отдельную
комнату, улучшение системы оплаты труда,
введение дополнительных перерывов, двух
выходных в неделю и т. д.). При введении
всех этих новшеств производительность
труда повышалась, но, когда по условиям
эксперимента, нововведения были отменены,
она, хотя и несколько снизилась, осталась
на уровне более высоком, чем первоначальный.
Мэйо предположил, что в эксперименте
проявляет себя ещё какая-то переменная,
и посчитал такой переменной сам факт
участия работниц в эксперименте: осознание
важности происходящего, своего участия
в каком-то мероприятии, внимания к себе
привело к большему включению в производственный
процесс и росту производительности труда,
даже в тех случаях, когда отсутствовали
объективные улучшения. Мэйо истолковал
это как проявление особого чувства социабильности —
потребности ощущать себя «принадлежащим»
к какой-то группе. Второй линией интерпретации
явилась идея о существовании внутри рабочих
бригад особых неформальных отношений,
которые как раз и обозначились, как только
было проявлено внимание к нуждам работниц,
к их личной «судьбе» в ходе производственного
процесса. Мэйо сделал вывод не только
о наличии наряду с формальной ещё и неформальной
структуры в бригадах, но и о значении
последней, о возможности использования
ее как фактора воздействия на бригаду
в интересах компании.
Что же касается теоретического значения
открытий Мэйо, то оно состоит в получении
нового факта — существования в малой
группе двух типов структур, открывшего
широкую перспективу для исследований.
После Хоторнских экспериментов возникло
целое направление в исследовании малых
групп, связанное преимущественно с анализом
каждого из двух типов групповых структур,
выявления соотносительного значения
каждого из них в системе управления группой.
Выводы исследований:
Социальные отношения, складывающиеся
в индустриальном производстве, нельзя
рассматривать как нечто «чуждое» рабочему, препятствующее его человеческому
развитию в обществе, то есть рассматривать
их исключительно в аспекте концепции
«отчуждения». Наоборот, социальная жизнь
трудящегося в сфере крупного индустриального
производства получает свою содержательную
структуру и значимость именно в его профессиональной
сфере и на ее основе.
Индустриальный труд — это всегда групповая деятельность,
исключающая традиционно индивидуалистическое
представление о рабочем как «эгоисте»,
преследующем только своекорыстные цели.
Причем те группы, в которых социальная
жизнь рабочего протекает самым непосредственным
образом, являются «неформальными», и
определяют они не только трудовой ритм
работы их членов, но также оценку каждым
из них всего окружения, формы поведения
и характер исполнения производственных
задач.
Позиция отдельного рабочего
в социальной структуре предприятия, характеризующая
его общественный престиж и статус, удовлетворяет
его потребности в гарантированности
своего существования, по крайней мере,
столь же серьёзно, как и высота заработной
платы; а с точки зрения социальной жизни
рабочих она имеет скорее даже большее
значение, чем зарплата.
Восприятие отдельным рабочим
условий своего собственного труда, его
«самочувствие» в производственном процессе,
многое (если не все) из того, что относится
к «психофизике индустриального труда»,
следует оценивать не как «факт», а как
«симптом», то есть не в качестве свидетельства
о фактическом состоянии условий индивидуальной
трудовой деятельности, а в качестве показателя
его индивидуально-психологической или
социальной ситуации на производстве,
и прежде всего — опять-таки — в производственном коллективе.