Этапы и принципы формирования российского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 03:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – вычленить особенности процесса развития и формирования менеджмента в России. Предметом является непосредственно сам менеджмент, а также особенности его развития и формирования в России. Объектом выступают человеческие ресурсы.
Задачи, которые предстоит решить:
1)описать зарождение менеджмента в России.
2)описать развитие менеджмента в эпоху дореволюционного периода.
3)проанализировать развитие теории и практики менеджмента до 30-х гг. ХХ века.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………3
Глава 1. Этапы и принципы формирования российского менеджмента
1.1. Менеджмент в эпоху революционного периода и в 20-30-е г.г……….5
Глава 2. «ЮКОС»
2.1. Этапы, проблемы и особенности развития компании………………….11
2.2. Современное состояние компании………………………………………17
Заключение……………………………………………………….…………….24
Список использованной литературы………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Формирование российского менеджмента- этапы, проблемы, особенности.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………..…………3

Глава 1. Этапы и принципы формирования российского менеджмента

1.1.  Менеджмент в эпоху революционного периода и в 20-30-е г.г……….5

Глава 2. «ЮКОС»

2.1. Этапы, проблемы и особенности  развития компании………………….11

2.2. Современное состояние компании………………………………………17

Заключение……………………………………………………….…………….24

Список использованной литературы………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Менеджмент исторически возник одновременно с первым сознательным трудом человека. Он обозначает функцию, а также людей, её выполняющих, он указывает на социальное и должностное положение.     

         Актуальность  данной темы в том, что современный  менеджмент – это область профессиональной  деятельности, одна из базовых  образовательных дисциплин. Именно менеджмент способствует социальному и экономическому развитию. Менеджмент – особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение оптимальных результатов деятельности организации при помощи различных функций, принципов и методов социально-экономического механизма менеджмента. Профессия «менеджер» как таковая  в настоящее время востребована, так как страна после перехода к рыночным отношениям нуждается в грамотных руководителях, которые умели бы руководить людьми и предприятием, знали бы все технологии предприятия, методы успешного решения основной задачи производства, получения прибыли, а также сотрудничать на взаимовыгодных условиях с другими предприятиями. Этим они помогут экономике России развиваться более полноценно. Решения менеджеров могут повлиять на судьбы миллионов людей и государств. 

Цель данной работы – вычленить  особенности процесса развития и  формирования менеджмента в России. Предметом является непосредственно  сам менеджмент, а также особенности  его развития и формирования в России. Объектом выступают человеческие ресурсы.

Задачи, которые предстоит решить:

1)описать  зарождение менеджмента  в России.

2)описать развитие менеджмента  в эпоху дореволюционного периода. 

3)проанализировать развитие теории  и практики менеджмента до 30-х гг. ХХ века.

4)проанализировать, каким образом  происходило совершенствование  хозяйственного руководства в  послевоенные годы.

5)проанализировать процесс перестройки  системы управления после 60-х  гг. ХХ века.

6)проанализировать принципы формирования менеджмента в России.

7)проанализировать современную  концепцию менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.  Менеджмент в  эпоху революционного периода  и в 20-30-е г.г.

 

      Первые ростки  научного отношения к организации  труда и управления появились в России на рубеже 19-20 веков, но особенно стали заметными в первые десятилетия 20 века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. попытки реализовать принципы НОТ (научная организация труда) предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный, нежели систематический характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны.

 

     Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента,  является менталитет нации. В  настоящее время в выдвигаемых  основных концепциях формирования  российского менеджмента ментальности  придается различное значение.

     Переход к рынку  выдвинул задачу формирования российского менеджмента.

     Его становление зависит,  во-первых, от уровня развития  товарного производства. Менеджмент  как форма управления имманентно  присуща товарному производству. Наличие в Российской Федерации  переходной к рынку экономики означает в то же время и процесс формирования менеджмента. Во-вторых, от уровня технического и технологического развития общества. Так, революция в системе управления, произошедшая в 19 - начале 20 века, была вызвана переходом от ремесленного к машинному производству. Изменилась система управления и при переходе к конвейерному производству. Меняется она и с переходом к новейшим автоматизированным и информационным технологиям.

      В России конца  80-х годов опоздание или уход  с работы ранее установленного срока, мелкое воровство, низкое качество продукции – стали нормальным явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из этого в систему национального менеджмента придется вносить поправки на борьбу с опозданиями, “несунами”, вводить новые методы повышения качества.

     В результате адаптированные  теории, слабо учитывающие специфику  российской действительности, не  смогут дать российской экономике  то, что от них ожидают.

 

     Формирование российского  менеджмента должно учитывать  основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. При формировании системы управления надо как можно сильнее учитывать деловые качества индивида, способность его к восприятию нового, настойчивость. В крупных городах с развитой психологией индивидуализма все чаще отношения строятся на практицизме, все больше проявляется стремление к обогащению.

      Современный менеджмент  – тысячи возможных вариантов  управленческих решений. В деятельности менеджеров приходится делать упор не на стандартные приёмы, а на способность быстро и правильно оценивать реальную хозяйственную ситуацию и найти наиболее правильный выход из любых ситуаций. Менеджмент учит тому, как, при помощи различных путей решения управленческих задач, добиться успеха для какого-либо предприятия (государственного, акционерного, кооперативного и т.д.). Овладение искусством менеджмента – один из направляющих рычагов повышения результатов хозяйственной деятельности. 

 

     Особенностями российского  менеджмента являются приоритеты в проблематике, акцепты внимания и усилий; инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его осуществления; комплекс факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России: культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить.

     Существует два подхода  в понимании российского менеджмента:

Первый подход - полное отрицание  возможности и необходимости  менеджмента в России из-за особенностей исторического и национально-культурного характера.

Второй подход - не следует преувеличивать российскую специфику, нужно брать  модель менеджмента в готовом  виде и использовать ее в управлении экономикой, так как процессы научно-технического прогресса одинаковы во всех странах.

      Российский менеджмент - творческое осмысление зарубежного  опыта с учетом российской  специфики, т.е. синтез мирового  опыта эффективного управления  и существующего отечественного  опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры.

      Переход от административно-командной  экономики к рыночной, с одной  стороны, и специфика российской  системы ценностей, российского  менталитета, с другой, определили  особенности российского менеджмента  на современном этапе, В период после 1992 года выявлены реальное направление реформ экономики и управления, а также роль отдельных сфер хозяйствования общественно-активных групп и личностей.

1. Приватизация государственной  собственности как формирование  массы собственников, необходимых для рыночной среды.

     Различные темпы перестройки  основных групп субъектов хозяйствования: государства, трудовых коллективов  (персонала, руководителей, менеджеров) - осложнили переходные процессы  и их анализ. Вместе с тем  проведенные исследования позволяют выделить следующие направления преобразований социально-экономического характера.

2. Кардинальный отход от социально  благоприятной экономики к рациональной.

      Для поведения  руководителей в рамках благоприятной  экономики характерно: сохранение рабочих мест, минимизация потерь квалифицированных рабочих при сокращении объемов производства и его диверсификации. В рамках рациональной экономики это жесткое распределение ресурсов внутри предприятия: борьба за рынки сбыта, укрепление своих позиций на рынке, проведение новой финансовой политики и изменение внутренней организации,- при усилении роли финансового капитала над производительным и человеческим.

3. Изменение поведения и целей  трудового коллектива в сторону  более рационального отношения к себе.

      Это, прежде всего,  предложения, поступающие "снизу"  и касающиеся более рационального  использования ресурсов, производства  более выгодных и потребляемых  рынком товаров.

Акционерами из числа рабочих осознается дилемма, возникающая при требовании выплат дивидендов, повышение зарплаты, с одной стороны, и дополнительный налог в форме выплат неработающим акционерам, с другой.

      Подобное смешение  происходит в силу до конца  не прошедшего разделения интересов  менеджмента и рабочих. Там где разделение произошло, контроль становится менеджерским, а работники превращаются в элемент издержек в деятельности предприятия.

 

     С другой стороны,  можно отметить увеличение числа  переподготовленных работников, неконфликтное  решение вопросов увольнения, сокращение производственного и административно-управленческого персонала.

Активная роль рабочих-акционеров проявилась и облегчила смену  менеджерской команды на предприятии.

4. Изменение в целях выживания  предприятия методов управления  в сторону открытости.

 

        Российские  менеджеры в начале переходного  периода ориентировались на управление  с позиций рационального использования  всех внутренних ресурсов и  опирались на работников - собственников  этого предприятия (владельцев  крупных пакетов акций). В настоящее время акценты изменились, и управление добровольно идет на увеличение доли акций, принадлежащих внешним владельцам. Иными словами, сдвиг произошел от "закрытого" управления в сторону "открытого". При этом доля "внешних" владельцев акции часто расширяется в целях привлечения инвесторов для реконструкции производства, его перепрофилирования и диверсификации. Прослеживаются и тенденции добровольного уменьшения "цены" за переход под "внешнее" управление. Речь идет об уступке менеджерами части своей власти "внешним" управлениям взамен на гарантированное владение определенной долей акций.

5. Изменение характеристики корпуса  менеджеров российской экономики.

 

      Формирование этой  категории управленцев происходило  по двум направленным. С одной  стороны, это работники, которые воспользовались экономической свободой и построили сами свой бизнес. Начальной стадией практически у всех было создание малых предприятий. Как правило, это высокообразованные молодые люди (25-40 лет), способные к быстрой переориентации, хорошие организаторы, желающие и умеющие много работать для достижения своей цели. Менеджеров этой категории характеризует быстрое восприятие норм экономического поведения их "западных" коллег, умение комплексно видеть и решать проблемы своего бизнеса, быстрое освоение методов выстраивания деловых, партнерских отношений с "западными" коллегами. При этом ранее эти люди, как правило, не имели опыта руководителей работы, хозяйственными объектами, крупными производственными коллективами, так как не проходили школы экономического взаимодействия административно-командной экономики.

 

       С другой стороны, - руководители крупных предприятий,  управленческий опыт которых  сложился в административно-командной  экономике, но вынужденные осуществлять  управление в рыночных условиях, на своем опыте. "Ошибки" в таком обучении приобретают большую цену для предприятия. Более того, иная качественная определенность управления в рыночной экономике во многом определила небольшой удельный вес успешных руководителей. Это руководители уже старшего поколения (50-65 лет) на смену им приходят более, молодые (30-40 лет), имеющие опыт руководящей работы на данном предприятии. К ним относятся работники, ушедшие со своих должностей и пробовавшие строить свой самостоятельный бизнес. Эту категорию работников объединяет опыт самостоятельного управления бизнесом в условиях рынка. Иными словами, на должности первых руководителей крупных предприятий приходят работники данного предприятия. Они приносят с собой опыт рыночного менеджмента, свои капиталы, накопленные в частном бизнесе и наработанные связи с банками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Этапы развития компании «ЮКОС».

1 ЭТАП. Освоение и развитие нефтегазодобывающего предприятия.

В 1960 – 1961г.г. геофизики выявили крупную структуру, которую назвали Усть-Балыкской. В 1961г. в 3 километрах от посёлка Усть-Балык на берег Юганской Оби высадилась группа строителей и геологоразведчиков, состоявшая из 13 человек. На Усть-Балыкском месторождении бригадой мастера В. Лагутина прорублена первая скважина, получившая название       Р-62. Руководителем работал главный геолог Тюменского государственного управления Лев Ровнин.

Информация о работе Этапы и принципы формирования российского менеджмента