Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 20:33, реферат
Исторически интеграционные процессы наиболее четко проявились в Западной Европе – своеобразной “лаборатории” моделей и механизмов интеграции, где последняя достигла наиболее зрелых форм. Формирующийся в Европейском союзе (ЕС; European Union – EU) региональный хозяйственный комплекс считается классическим примером реализации теорий регионализма в мировом хозяйстве.
Введение……………………………………………..…………2-3 стр.
Этапы развития Европейской интеграции ……………………4-13 стр.
Список используемой литературы……………………………….14 стр.
СОДЕРЖАНИЕ
Список используемой литературы……………………………….14 стр.
1. Введение
Исторически интеграционные процессы наиболее четко проявились в Западной Европе – своеобразной “лаборатории” моделей и механизмов интеграции, где последняя достигла наиболее зрелых форм. Формирующийся в Европейском союзе (ЕС; European Union – EU) региональный хозяйственный комплекс считается классическим примером реализации теорий регионализма в мировом хозяйстве.
Европейский союз – уникальная ведущая интеграционная группировка, которая наряду с США и Японией образует один из трех центров (“Триаду”) глобальной системы рыночной экономики. Население ЕС составляет 453 млн. человек, его доля в совокупном ВВП стран ОЭСР – более 38%, а доля в мировой торговле – более 40% (свыше 60% которой приходится на внутрирегиональный товарооборот).
Становление единого хозяйственного пространства в Западной Европе развивается бурными темпами. Отношения, первоначально установленные шестью странами на договорно-правовой основе, постепенно привели к образованию мощной группировки из пятнадцати стран с единым внутренним рынком, с единой или согласованной политикой в различных сферах, с наднациональными органами управления. Интеграция стала мощным стимулом экономического роста, способствовала усилению конкурентоспособности на мировых рынках, стала ускорителем научно-технического прогресса.
Различные аспекты общей политики интеграционной группировки направлены на то, чтобы создать благоприятные условия для развития реального процесса взаимопереплетения и сращивания национальных рынков товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
Государства, образующие интеграционную общность, сохраняют свою самостоятельность и суверенитет. Вместе с тем, некоторую часть своих суверенных прав и прерогатив они передают в совместное ведение Сообществ, создается “Единая Европа”. В результате усиления взаимозависимости стран и центростремительных тенденций происходит втягивание новых участников в интеграционный процесс.
Хозяйственные механизмы стран Западной Европы оказались в большей мере и раньше, чем у других стран, подготовленными к тесному взаимодействию друг с другом. Высокая зависимость западноевропейских стран от внешних рынков и международных условий воспроизводства, сходство их экономических структур, их территориальная близость – все это способствовало развитию интеграционных тенденций. Однако существовали и другие факторы интеграции. После Второй Мировой Войны произошло коренное изменение социально-экономической структуры Европы. Создание Совета Экономического Взаимопомощи и отказ стран Восточной Европы от рыночной экономики стали препятствием развитию экономических связей между Восточной и Западной Европой. Компенсацией потерь восточноевропейского рынка могла служить только интенсификация взаимного сотрудничества друг с другом. Далее, одним из интегрирующих факторов было стремление западноевропейских стран укрепить позиции на мировом рынке перед мощным конкурентом – Соединенными Штатами Америки. Наконец, страны Западной Европы пытались компенсировать исчезновение колониальной системы и потерю утраченных колониальных торговых и иных связей усилением взаимозависимости.
Таким образом, совокупность общих для мирового хозяйства и специфических для послевоенной Западной Европы факторов определила особое место стран этого региона в мировой экономике, а степень переплетения их национальных интересов, национальных хозяйств оказалась выше, чем в любом другом регионе мира.
2. Этапы западноевропейской
В развитии западноевропейской интеграции можно выделить ряд этапов, отличающихся друг от друга степенью глубины хозяйственного взаимодействия стран-участниц (переходом от низших форм интеграции к высшим), а также расширительными тенденциями (увеличением числа участников сообществ).
Первый этап (с 1951г. по 1957г.). 18 апреля 1951г. в Париже был подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия, Люксембург, Франция. Исходной точкой объединительных процессов явилось отраслевое (точнее секторальное) сотрудничество, охватывающее базовые отрасли экономики (угледобывающую и сталелитейную промышленность).
У истоков интеграции стояли видные французские политические деятели того времени Робер Шуман и Жан Моннэ. В Декларации министра иностранных дел Франции Р.Шумана от 9 мая 1950г., обратившегося от имени своего правительства к правительству Германии, было предложено положить конец раздробленности Европы, традиционному франко-германскому соперничеству и установить равноправные партнерские отношения между странами в рамках международной кооперации. Начать европейское строительство предлагалось, поставив все производство угля и стали во Франции и ФРГ под общее верховное руководство. В результате, однако, Парижский договор о создании ЕОУС объединил не только Францию и ФРГ, но 6 стран Европы.
В рамках ЕОУС отменялись импортные и экспортные пошлины, всяческие количественные ограничения, субвенции и другие дискриминационные меры в торговле углем, железной рудой, сталью. В торговле со странами, не входившими в Общий рынок угля и стали, были введены единые пошлины на импорт данных товаров. Наднациональный Высший руководящий орган (la Нuate Autorite), состоявший из независимых представителей стран Сообщества осуществлял общее регулирование производства угля и стали, процессов модернизации и перестройки этих отраслей экономики. Его решения были обязательны для всех стран-участниц и всех предприятий данного сектора. Но его деятельность координировалась с другими общими органами и прежде всего с Советом Министров, где при принятии решений страны имели право вето. Парижский договор, таким образом, отличали осторожность проходов, постепенность и ступенчатость развития интеграции в целом и ее организационных форм в особенности.
Несмотря на множество противоречий и ограниченную сферу деятельности, ЕОУС, безусловно, явился примером успешных связей. Центр европейской тяжелой промышленности, сконцентрированный в Рурском бассейне, Саарской области, Лимбурге, Валлонии, Люксембурге и Лотарингии, перестал быть постоянным источником войн и конфликтов и превратился в место, где развивался процесс сотрудничества и прогресса. Институциональные инновации, которые принесла деятельность ЕОУС, также явились положительным моментом. Процесс международного сотрудничества в рамках данной организации, усилил веру в объединение Европы и открыл путь для целой серии новых инициатив в области европейской интеграции.
Второй этап (конец 50-х – начало 70-х годов) по праву называется “золотым веком” в истории Сообщества. В марте 1957г. те же шесть стран (“шестерка”), а именно : Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписывают два Римских договора о создании Европейского экономического Сообщества (ЕЭС; его второе официальное название “общий рынок”) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). Последний был создан по модели ЕОУС и имел тоже отраслевую направленность, касаясь совместного развития производственной кооперации и НИОКР в области атомной энергетики.
Особо важное значение имел Договор о создании Европейского экономического Сообщества, его отличает комплексный многосторонний подход к хозяйственному взаимодействию стран-членов, идея расширения экономической интеграции путем создания общего рынка, в рамках которого происходит “свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов”. Договор о ЕЭС тщательно проработан, это весьма объемный документ, состоявший из 275 статей, разделенных на разделы и главы, включавший несколько приложений.
Непосредственными целями ЕЭС (“общего рынка”) были определены:
Поскольку Римские договоры, приведшие к созданию новых сообществ, предусматривали формирование общей политики по отдельным направлениям и передачу государствами некоторых суверенных прав общим наднациональным органам в этих вопросах, представители Великобритании, будучи несогласны со столь глубоким типом хозяйственного и политического взаимодействия, еще на стадии подготовки договоров отказались от участия в межправительственных переговорах с “шестеркой”. В октябре 1956г. Лондон заявил о том, что Соединенное Королевство предпочитает создание зоны свободной торговли. 4 мая 1960г. была подписана Стокгольмская Декларация, согласно которой “семерка” других европейских стран: Великобритания, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария образовали Европейскую Ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Таким образом, практически параллельно в Западной Европе стали развиваться два типа интеграции, отразившие разные интересы и разные представления о моделях сотрудничества двух групп стран.
Реализация положений Римского договора на первом этапе шла весьма успешно, согласованно и без особых трудностей. И уже к 1 июля 1968г. (на 1,5 года раньше намеченного срока) странами ЕЭС был создан таможенный союз. Были ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц и установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала проводиться активная политика в ЕЭС в области конкуренции. Осуществлялась гармонизация стандартов и технических норм, координация хозяйственного законодательства, в частности акционерного. Сближалась промышленная политика, ускорялся процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, возросла либерализация движения капиталов и рабочей силы в ЕЭС.
Крупным завоеванием этого периода стала Единая сельскохозяйственная политика (ЕСХП) на уровне Сообщества, становление “аграрной Европы”.
Аграрный сектор – одна из сфер самой активной деятельности органов ЕС. В 50-е годы сельское хозяйство “шестерки” значительно отставало по техническому уровню и эффективности от других сфер экономики. С образованием Общего рынка встала задача модернизировать сельское хозяйство, включить его в интеграционный процесс, создать наднациональный механизм регулирования данной сферы, заменить национальные системы аграрного протекционизма единой общеевропейской системой. Римский договор 1957г. в отличие от других направлений интеграции детально обозначил основные принципы проведения ЕСХП, ее цели и задачи, пути финансирования совместных мероприятий.
Единая сельскохозяйственная политика основана на трех фундаментальных принципах.
Во-первых, это единство рынка. До образования ЕЭС почти все страны-члены имели свои собственные правила регулирования рынка сельскохозяйственной продукции. При формировании общего рынка все эти правила должны были быть заменены едиными правилами и нормами. Сегодня под правила единой аграрной политики подпадает почти 98% всей сельскохозяйственной продукции.
Во-вторых, это преференции в отношении товаров из Сообщества. Этот принцип единой аграрной политики является одним из самых главных, так как он защищает Общий рынок сельскохозяйственной продукции от дешевого импорта и гарантирует доходы фермеров. Основная угроза для сельского хозяйства Сообщества исходит от импорта продукции из стран, где издержки производства ниже, и фермеры получают крупномасштабную поддержку государства. В основе политики аграрной интеграции лежит общий таможенный барьер ЕС по отношению к третьим странам, с которых при ввозе сельскохозяйственной продукции взимаются компенсационные сборы. Они призваны устранить разницу между внутренними ценами “Зеленой Европы” и более низкими ценами поставщиков продовольствия. Причем эта разница весьма значительна, так как с 1 января 1958 года цены на большую часть сельскохозяйственной продукции были установлены на 30% выше мировых. Большая часть сборов (90%), взимаемых в странах-членах, направлялась в общий бюджет Сообщества. Таким образом, Единая Аграрная Политика косвенно финансировалась за счет поставщиков продовольствия из третьих стран.
Третьим принципом единой сельскохозяйственной политики является принцип финансовой солидарности. В соответствии с этим принципом все государства ЕЭС несут бремя единой аграрной политики. В 1962 году был создан Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА). Включение сельского хозяйства в процесс интеграции потребовало создания специального межгосударственного фонда для финансирования единой сельскохозяйственной политики с целью подтянуть уровень развития, концентрации и специализации производства, накопления капиталов до уровня промышленности. Руководство ФЕОГА осуществляется КЕС при содействии Постоянного Комитета фонда по вопросам структурной сельскохозяйственной политики. В соответствии с целевым назначением средства ФЕОГА распределяются по двум основным разделам: гарантирования и ориентации. 90% средств ФЕОГА – фонд гарантирования – используются для поддержания единых сельскохозяйственных цен, введенных с 1962 года, а также для субсидирования экспорта аграрной продукции Сообщества, занимающего второе место после США. Около 75% средств ФЕОГА затрачивается на поддержание стабильности рынков молочной продукции, сахара и зерновых. Фонд ориентации служит для финансирования мероприятий с целью укрупнения хозяйств, стимулирования сельскохозяйственного производства, изменения аграрной структуры – т.е. развития аграрно-промышленного комплекса.
Источником ресурсов ФЕОГА служит общий бюджет ЕС. Расходы на финансирование единой аграрной политики в разные годы составляли от 54% до 76% расходной части бюджета Сообщества.
В ФЕОГА поступают компенсационные сборы с импортеров сельскохозяйственных товаров, определяемые разницей между гарантированными “защитными” ценами, установленные в Сообществе на многие из этих товаров, и мировыми. Гарантированные цены – это цены, применяемые при скупке в ЕС излишней продукции, которая складируется или экспортируется. За счет фонда экспортеры получают субсидии в размере разницы между внутренними и мировыми ценами. Основные ресурсы ФЕОГА получают страны-экспортеры.
ЕСХП не раз являлась источником крупных разногласий между партнерами по ЕС, причиной кризисного состояния финансов. Но это – главное детище ЕС, наиболее интегрированная отрасль.
Третий этап интеграции в ЕЭС (с начала 70-х годов до середины 80-х годов), ознаменовался противоречиями и существенными трудностями в деятельности Сообщества. Интеграционной группировке пришлось преодолеть серьезный кризис. Вялые темпы роста относительно других стран Запада, самый высокий уровень безработицы, “торговые войны” между странами-партнерами породили так называемый синдром “европессимизма”, “евросклероза”. Вместе с тем ЕС удается добиться немалого прогресса в интеграции.