Этапы развития личности и процесс социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:41, реферат

Краткое описание

Как происходит становление личности, как она развивается, как из "неличности" или "ещё неличности" рождается личность. Младенец, очевидно, личностью быть не может. Взрослый, бесспорно, личность. Как и где произошел этот переход, трансформация, скачок к новому качеству? Этот процесс имеет постепенный характер; шаг за шагом мы продвигаемся вперед к тому, чтобы стать личностью. Есть ли в этом движении какая-либо закономерность или все это носит чисто случайный характер? Вот где приходится выйти на исходные рубежи давней дискуссии о том, как развивается человек, становясь личностью.

Содержание

Введение 3
1. Понятие личности 5
1.1. Понятие социализации 8
1.2. Содержание процесса социализации 9
1.3. Как происходит социализация 12
1.4. Стадии процесса социализации 14
2. Развитие личности и его факторы 18
2.1. Теория Чарльза Хортона Кули и Джорджа Герберта Мида 22
2.2. Теория Фрейда 23
2.3. Теория Пиаже 24
2.4. Теория Колберга 25
2.5. Социализация: непрерывный процесс 27
2.6. Социализация как ответ на кризис 27
2.7. 8 Восемь стадий человеческого развития по Эриксону 28
2.8. Изменение личности 29
3. Этапы развития личности 30
4. Агенты социализации 36
Заключение 40
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 108.13 Кб (Скачать файл)

Практическую же сторону  обсуждаемого вопроса трудно переоценить: включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации приобретает  особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе образования  взрослых. При таком решении вопроса  возникают новые возможности  для построения междисциплинарных  исследований, например, в сотрудничестве с педагогикой, с тем её разделом, который занимается проблемами трудового  воспитания. В последние годы актуализируются  исследования по акмеологии, науки о зрелом возрасте.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка её вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни – с одной стороны, определенная социальная политика государств – с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

В социальной психологии эта  проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах « усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.

   Социализация пожилых

В последнее время социологи  начали изучать ещё один тип социализации: социализацию пожилых. Приспособление к старости не обязательно представляет собой процесс роста. Развитие личности может прекратиться или даже повернуть вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека, что часто происходит в старости.

Социолог Ирвин Розов (1974) считает, что социализацию американцев  в пожилом возрасте нельзя признать эффективной. Он подчёркивает, что, в  то время как другие этапы социализации ассоциируются с такими торжественными ритуалами, как конфирмация, церемония  вручения диплома, свадьба и т.д., в пожилом возрасте жизнь скрашивают лишь изредка отмечаемые дни рождения да ежемесячное получение пенсии. Поэтому люди нехотя смиряются с  наступающей старостью, вместо того чтобы воспринимать её как новый  неповторимый этап жизни. Кроме того, на предыдущих этапах жизнь обычно приносит всё новые радости и  блага – увеличение дохода, власть, любовные приключения, а в пожилом  возрасте человека ожидают главным  образом потери. Вместо вступления в новые общественные группы пожилые  люди становятся всё более одинокими  – их дети уезжают, друзья умирают, вечером им страшно выйти из дома.

Однако, косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, ранее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов – «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности (Бернс, 1976). Если принять эту позицию, то следует признать, что Послетрудовая стадия социализации действительно существует.

    1. Развитие  личности и его факторы

“Мы постоянно узнаем о  себе что-то новое. Год за годом открывается  нечто такое, чего мы раньше не знали. Нам всякий раз кажется, что вот  теперь-то нашим открытиям наступил конец, но этого никогда не будет. Мы продолжаем обнаруживать в себе то одно, то другое, порой переживая  потрясения. Это говорит о том, что всегда остается часть нашей  личности, которая по-прежнему бессознательна, которая по-прежнему находится в  становлении. Мы незавершённые; мы растем и изменяемся. Хотя та будущая личность, которой мы будем когда-то, уже присутствует в нас, просто она пока что остается в тени. Это подобно бегущему кадру в фильме. Будущая личность не видна, но мы движемся вперед, где вот-вот начнут вырисовываться ее очертания. Таковы потенциалы темной стороны эго. Мы знаем, какими мы были, но не знаем, какими станем!” К. Г. Юнг

Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия "развитие".

Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях:

  • физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма),
  • психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.),
  • социальное развитие (формирование нравственных чувств, усвоение социальных ролей и др.).

Развитие происходит:

  1. В единстве биологического и социального в человеке.
  2. Диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется.

Существуют оптимальные  сроки для становления отдельных  видов психической деятельности. Такие оптимальные периоды называются сенситивными (Леонтьев, Выготский). Причина - неравномерность созревания мозга и нервной системы. (Возраст от 6 до 12 лет - оптимальный для развития навыков решения проблем. Иностранный язык - 3-6 лет, чтение - от 2 до 5 лет, плавание - до года, развивающее обучение - 1-2 лет > отличники в 1-2 классах.)

Пластичность нервной  системы: слабые функции могут быть компенсированы сильными (слабая память - высокая организация познавательной деятельности).

  1. посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.).
  2. через деятельность (игра, труд, учеба)

Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием  личности, под влиянием каких факторов оно протекает. Анализ факторов развития начат еще античными учеными. Всем было интересно узнать ответ на вопрос: почему разные люди достигают разного уровня развития? Что оказывает влияние на развитие личности?

Схема 1

Факторы, влияющие на развитие личности

 

Что оказывает влияние на развитие личности?

Воспитание (или педагогические факторы): образование, воспитание, обучение, самовоспитание

Биологические факторы развития: наследственность, задатки, способности

Социальные факторы развития: среда обитания, политические, географические

Развитие  личности

 

Развитие детерминировано  внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся  к внешним факторам развития, природные  же склонности и влечения, а также  вся совокупность чувств и переживаний  человека, которые возникают под  влиянием внешних воздействий (среды  и воспитания), относится к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов.

Следовательно, развитие личности представляет собой процесс, который  определяется внутренними и внешними факторами. Происходит он:

    • во-первых, в зависимости от внутреннего мира личности, ее внутренних побуждений, присущих ей субъективных потребностей, интересов и мотивов,
    • во-вторых, в зависимости от меняющихся условий внешней среды и обстоятельств ее жизни.

Каждый человек живет  как бы в постоянно расширяющейся  для него действительности. Вначале  сферу жизни для него составляет узкий круг непосредственно окружающих его людей, предметов и явлений. Но далее в природном и социальном мире для него открываются все  новые и новые горизонты, расширяющие  поле его жизни и деятельности. Отношения, связывающие его с  миром, приобретают не только иной масштаб, но и иную глубину. Чем больше раскрывается для него действительность, тем более  богатым становится его внутренний мир.

Проявляется развитие личности в тех изменениях, которые происходят в ее внутреннем мире, в системе  ее внешних связей и отношений. В  процессе развития личности изменяются ее потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и умения, желания и стремления, социальные и нравственные качества, изменяются сфера и условия ее жизнедеятельности. В той или иной мере преобразуется  ее сознание и самосознание. Все  это приводит к изменениям структуры  личности, которая приобретает качественно  новое содержание.

С середины 20 века, однако, активно  развивается несколько иной взгляд на развитие личности. Гуманистическая  психология (А. Маслоу и др.) утверждает, что становление личности не в меньшей мере зависит от активности самого человека. Активность понимается как стремление каждого к самоактуализации, познанию себя и высших смыслов существования, к самореализации, часто вопреки окружающей среде, нивелирующей, подавляющей индивидуальность. А. Маслоу, К. Роджерс и др. считают, что помощь человеку, ученику школы состоит именно в том, разбудить его собственные стремления к самоактуализации, которые, как они думают, изначально ему присущи. На таком понимании личности и ее развитии в последние десятилетия строятся воспитательные концепции на Западе, а в недавнее время и в нашей стране. В более традиционных для отечественной науки терминах такая позиция означает, что активность самого ученика, его воля, убеждения, деятельность по саморазвитию и самовоспитанию относятся к внутреним факторам развития личности. Эти внутренние факторы, по сути, приобретенные свойства личности, части ее структуры, формируются под воздействием воспитания в первую очередь. Но в ходе жизни ребенка сами становятся источником, движущей силой его развития. Этим объясняется отчасти, что под влиянием одних и тех же воспитательных и средовых условий ученики вырастают разными. Это ставит вопрос о важности самовоспитания и его связи с воспитанием. Педагогика понимает его так: воспитание вызывает самовоспитание, и чем быстрей, тем лучше.

Развитие личности может  быть прогрессивным и регрессивным. Прогрессивное развитие связано  с ее совершенствованием, подъемом на более высокую ступень. Этому  способствуют рост знаний и умений, повышение квалификации, образования  и культуры, возвышение потребностей и интересов, расширение сферы жизнедеятельности, усложнение форм деятельности и т.д.

Регрессивное развитие, напротив, проявляется в деградации индивида как личности. Здесь на основе "сужения" потребностей и интересов происходит утрата индивидом былых навыков, знаний и умений, снижение уровня его  квалификации и культуры, упрощение  форм деятельности и т.п. Жизненное  пространство личности и ее внутренний мир могут, таким образом, как  расширяться, раздвигать свои границы, так и оскудевать. Этого оскудения  можно не замечать, а можно переживать как беду.

В процессе развития личности одни качества к ней приходят, приобретаются, занимая свою нишу в ее структуре, другие уходят, утрачивая было значение, третьи остаются, открываясь нередко с новой, порой неожиданной стороны. Такого рода изменения происходят постоянно, вызывая переоценки устоявшихся ценностей, сложившихся стереотипов.

Процесс развития личности глубоко индивидуален. У разных людей  он протекает по-разному. У одних  быстрее, у других медленнее. Зависит  это от социально-психологических  особенностей личности, ее социального  положения, ценностных ориентаций, конкретно-исторических условий бытия. Свою печать на ход развития личности накладывают конкретные жизненные обстоятельства. Благоприятные условия способствуют течению этого процесса, а различного рода жизненные препятствия, преграды тормозят его. Для развития человек должен быть обеспечен и материальными благами, и духовной пищей. Без того либо другого полноценного развития быть не может.

Параметры развития - способности ребенка, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых, фонды развития, фонды "могу" и "хочу" (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности). Задача педагога - создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие:

  1. страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия;
  2. несправедливые обвинения, унижения;
  3. нервное напряжение, стрессы;
  4. одиночество;
  5. тотальную не успешность.

Межнаучный анализ проблемы развития личности приводит педагогику к следующим выводам методологического характера. Педагогический процесс следует рассматривать как основной фактор формирования личности, что ведет к разработке относительно новой парадигмы в образовании, обновления всех компонентов педагогического процесса.

Информация о работе Этапы развития личности и процесс социализации