Этика бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить особенности этики бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Понятие «этика бизнеса»;
Этика и управленческие решения;
Роль ответственности в процессе управления;
Управление этикой и социальной ответственностью компании;
Принципы корпоративной этики ведения бизнеса;
Критерии выбора модели поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы этики бизнеса………………..…………………………..……..5
1.1. Понятие «этика бизнеса»………………………………...…………5
1.2. Этика и управленческие решения……………………………….....7
Глава 2. Ответственность в системе менеджмента………………………….…17
2.1. Роль ответственности в процессе управления……...…………...17
2.2. Управление этикой и социальной ответственностью компании.26
Глава 3. Этика ведения бизнеса………………………………………………...30
3.1. Принципы корпоративной этики ведения бизнеса……………..30
3.2. Критерии выбора модели поведения…………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент курсовая.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Можно, скажем, подкрепить технологическое решение, ясное  только специалистам, моральными аргументами, понятными сотрудникам фирмы  и принятыми в ее организационной  культуре. Решение выделить ассигнования для спонсорской деятельности или  на новые очистные фильтры невозможно аргументировать экономическими соображениями, но тут «сработает» этика, учитывающая социальные приоритеты. Продажа спиртного несовершеннолетним увеличивает прибыль, но не допустима с этической, правовой, социальной точек зрения, и их совокупность перевешивает экономические доводы. Если по экономическим или технологическим причинам нельзя повысить качество продукции, этические требования к ней не исчезают, а сводятся к минимально приемлемому уровню (безвредность товара, небольшое число рекламаций).

Необходимость этического обоснования принимаемого решения  появляется в тех случаях, когда  у руководства возникает ощущение, что могут быть нарушены стандарты  деловой морали. При этом принимаются  во внимание корпоративные этические кодексы, а при возникновении нестандартной ситуации главную роль играют этические взгляды руководства или группы менеджеров равного служебного статуса.

Сама острота этического аспекта, т.е. явная необходимость  с ним считаться, определяется рядом  прогнозируемых факторов. Речь идет о масштабе моральных последствий, как положительных, так и отрицательных; социальном консенсусе – степени морального одобрения или осуждения обществом, клиентами и (или) коллективом организации решения или действия; вероятности ущерба или пользы от принимаемого решения для заинтересованных групп; быстроте проявления последствий; величине дистанции (психологической, культурной, служебной) между лицами, принимающими решение, и теми, кого эти решения затрагивают (если дистанция мала, то последствия проявятся быстро, а если велика, то они дойдут медленно, в ослабленном виде или не проявятся вообще); концентрации последствий, т.е. проценте лиц, на которых распространяются последствия принятого решения.

Определение остроты  этического аспекта – сложный процесс, зависящий от морали принимающих решение менеджеров и их положения в иерархии [6, с. 87].

Обычно решения принимаются  тогда, когда их эффективность выше минимально приемлемого уровня, и  отвергаются в противном случае.

Например, экономическое решение отвергается, если норма прибыли на инвестиции будет ниже заданной величины. С точки зрения этики решение неприемлемо, если оно создает конфликт интересов. Минимально приемлемая инициатива одобряется, если другие решения подкрепляют ее и в совокупности дают выигрыш (метод совокупной выгоды).

Как считает профессор  Пенсильванского университета Д.П. Фритцше, экономические и этические  аспекты решения способны усиливать  или ослаблять друг друга. Он условно  поделил их на три уровня – желательный, минимально приемлемый и неприемлемый, т.е. ниже минимальной эффективности, в соответствии с табл. 1.

По мнению Фритцше, желательный  моральный эффект тесно связан с  желательной нормой прибыли, поскольку  справедливое трудоустройство расширяет  возможности найма высококвалифицированных работников и не требует дополнительных затрат. Предоставление социальных благ дает экономическую отдачу (рост производительности труда, лояльность потребителей), а объективная информация о продукте может немного понизить прибыль, но сохранить покупательский спрос.

Таблица 1

Экономический аспект решения (норма прибыли на инвестиции, %)

Этический аспект решения

Желательный уровень

 

 

 

11 – 9

Справедливое трудоустройство  без дискриминации по непрофессиональным признакам

Предложение социальных благ

Достоверная информация о продукте

Минимально приемлемый уровень

 

 

 

8 – 6

Нечестность в мелочах

Небольшие взятки или подарки

Несущественные неточности в информации

Неприемлемый уровень

 

 

 

5 – 3

Крупные взятки

Обман клиентов, потребителей

Дискриминация по непрофессиональным признакам


 

Минимальные отступления  от моральных норм, считает Фритцше, скорее уменьшат прибыль до минимально приемлемой величины, чем повысят  ее, как и решение получать небольшую  прибыль вполне совмещается с  небольшими этическими погрешностями.

Наконец, крупные взятки, обман и дискриминация при  трудоустройстве создают острые отрицательные этические проблемы, чреватые финансовыми потерями.

Для эффективного использования  этики при принятии решений необходимы по меньшей мере два условия:

1) внимание менеджеров  к этим вопросам (личный аспескт)

2) высокая организационная  культура (аспект культуры).

1) Менеджеры (личный аспект) При принятии этически верных решений менеджер ориентируется прежде всего на отдельные личностные характеристики, такие как собственное эго, уверенность в своих силах, развитое чувство независимости. Одна из наиболее важных личных характеристик менеджера стадия его морального развития.

На стадии предшествующего  развития людей интересуют, прежде всего, внешние выгоды (и наказания). Подчинение власти основывается на угрозе негативных последствий в случае неповиновения. В организационном смысле этой стадии соответствуют менеджеры, использующие авторитарный или принудительный стили руководства, а также менеджеры, ориентирующиеся на гарантии исполнения отдельных задач. На второй стадии общего развития люди адаптируются к ожиданиям положительного поведения коллег (семьи, друзей, общества). Предпочтительным способом достижения целей становится совместная работа в группах. Наиболее адекватным стилем лидерства становится поощрение взаимодействий и кооперации. На стадии последующего, или принципиального, развития люди руководствуются прежде всего внутренними ценностями и нормами, во многих случаях игнорируя правила и законы, требующие нарушения этих норм. Внутренние ценности становятся более важными, чем даже существенные внешние. На этом высшем уровне развития менеджеры используют трансформационный или обслуживающий стили руководства , внимание концентрируется на потребностях последователей и стимулировании окружающих к самостоятельному мышлению, решению возникающих проблем исходя из принципов морали. Для данного уровня характерно наделение властью, когда работники получают право конструктивного участия в управлении организацией.

2) Высокая организационная культура (аспект культуры).

Корпоративная культура самым серьезным образом воздействует на поведение членов организации. Например, расследование хищений в нефтяной промышленности США показало, что  они воспринимались большинством работников как должное. Сотрудники многих компаний уверены, что если они не будут поступать так, как все (т. е. как принято), они рискуют потерять свое место. В корпоративной культуре всегда можно обнаружить направляющие этический выбор сотрудников «подсказки». Ее герои (т. е. образцы для подражания) могут, как стимулировать этичные решения, так и препятствовать им. Культура организации отнюдь не единственный источник воздействия на этику, но она является самой мощной из этих сил, ибо определяет ценности компании. К числу других относятся принятые в компании правила и политика, система вознаграждения, степень заботы организации о своих членах, система отбора, соответствие принципов организации труда законодательным и профессиональным требованиям, лидерство и процесс принятия решений.

Первое характерно для  тех компаний, руководители которых  являются подлинными лидерами, весь персонал стоит на позициях, что “этичный бизнес – это хороший бизнес”, стратегия и тактика подчинены  удовлетворению запросов основных деловых участников, сложился гибкий механизм приспособления к меняющемуся внешнему окружению. В таких фирмах считают, что этика поддерживает корпоративную культуру на необходимом уровне и это помогает укреплять бизнес.

Согласно одной из принятых на Западе моделей этически обоснованных решений принимающие их менеджеры действуют по следующей схеме:

1. Собирают информацию  для всестороннего обоснования  решения. Если оно затрагивает  интересы основных участников  бизнеса, менеджеры прогнозируют  степень положительного и отрицательного воздействия.

2. Подбирают соответствующие  этические гипернормы и микронормы. Если между ними возникает  конфликт, применяется правило приоритетности: доминируют первые, а из вторых  предпочтение отдается тем, которые согласуются с первыми, выстраиваются с ними в логический ряд и формулируются четко и понятно.

Так, одни компании соблюдают  конфиденциальность переписки служащих по своей электронной почте, ссылаясь на неприкосновенность посланий, другие контролируют ее, мотивируя это своим правом собственности на компьютеры и сохранением служебной информации. Этическим решением является недвусмысленное, четкое и ясное заявление компании о своей политике в отношении использования ее компьютеров служащими (независимо от конкретного содержания такого заявления).

3. После исключения  неприемлемых вариантов готовятся  два варианта этического обоснования  – желательное и минимально  приемлемое.

4. Выясняется, возможно  ли преобразовать (в силу внешнего  давления или производственной  необходимости) минимально приемлемое этическое обоснование в желательное.

Например, на предприятии  имеет место конфликт двух этических  гипернорм – неприкосновенности частной жизни и моральной  ответственности работодателя за жизнь  и здоровье занятых. Последняя реализуется через правила техники безопасности, которые, в частности, требуют тестирования сотрудников на употребление наркотиков и алкоголя. Поскольку такие проверки будучи абсолютно необходимыми не приносят вреда, они этичны, а неприкосновенность частной жизни отходит на второй план. Однако работодатель несет ответственность за добросовестность тестирования, чтобы исключить увольнения из-за неправильно сделанного анализа.

5. При недостаточности  этического обоснования принимаемого  решения следует руководствоваться другими обоснованиями – экономическими, технологическими, социальными.

Так, сокращение штатов при  реконверсии или модернизации производства, если оно диктуется производственной необходимостью, трудно оценивать с  моральной точки зрения. Суммарный  выигрыш от такого сокращения (экономический, технологический) перевешивает моральные соображения в пользу сохранения рабочих мест. Уволить же недисциплинированных сотрудников, пренебрегающих нормами морали, можно и по одним этическим мотивам.

Гибкое применение деловой этики позволяет ведущим западным фирмам максимально использовать потенциал этического фактора, не создавая конфликта с остальными компонентами.

Что касается российских компаний, то еще несколько лет  назад существовала возможность  быстрого успеха только благодаря отсутствию конкуренции, отмыванию денег, получению льгот, обману вкладчиков, уклонению от уплаты налогов. Сегодня ситуация меняется, и важным условием быстрого развития бизнеса становятся усвоение и соблюдение принятых в мировой практике этических норм, а также приемов их использования. В этих условиях большое значение будут иметь отечественные разработки, связанные с этическим обоснованием управленческих решений.

 

Глава 2. Ответственность в системе менеджмента

 

2.1. Роль ответственности в процессе управления

Принятие на себя ответственности  и привлечение к ответственности  являются необходимыми следствиями  выполнения задач различными лицами с разделением труда между  ними.

Ответственность - это:

- готовность в собственных  решениях или действиях учитывать интересы тех, кого касается решение;

- готовность отвечать  за свои действия (что тесно  связано с правом на самостоятельные  действия);

- готовность отвечать  за действия исполнителей задания,  если контроль и анализ не  установил их личной вины.

Различают (рис. 1):

- собственную ответственность  (обязанность отвечать за собственные  действия);

- чужую ответственность  (обязанность отвечать за решения  или действия других);

- ответственность перед  собою (случай, когда устанавливаемый  нормы и исполнитель является одним лицом);

- внешнюю ответственность  (по отношению к внешним сферам  деятельности предприятия);

- внутреннюю ответственность  (по отношению к внутренним  сферам деятельности);

Информация о работе Этика бизнеса