Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 22:22, контрольная работа
Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально- этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В них выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей, или этносов. Попробуем разобраться в сути этих явлений и отражающих их понятий, а также в содержании национально- этнических отношений и исторических тенденциях их развития, в содержании так называемого национального вопроса и его решении в современных условиях.
Содержание
1.Введение_______________________________________3
2.Этнические общности-этнос_______________________3
2.1.Корни национального вопроса_____________4
2.2.Различные подходы к пониманию
сущности этносов________________________4
2.2.1.расизм______________________________4
2.2.2.марксизм____________________________4
2.2.2.1.Основные положения________________4
2.3.Первобытное стадо_______________________6
2.4.Род________________________________________6
2.5.Клан_______________________________________7
2.6.Племя______________________________________7
2.7.Народность_________________________________8
2.8.Нации______________________________________8
2.8.1.Национализм____________________________9
2.8.2.Нацональое самосознание_________________9
2.8.3.Национальный менталитет________________9
2.8.4.Фундаментальные ценности русской нации__9
3.Заключение_____________________________________10
Содержание
1.Введение____________________
2.Этнические общности-этнос___
2.1.Корни национального
2.2.Различные подходы к
сущности этносов______________
2.2.1.расизм__________________
2.2.2.марксизм________________
2.2.2.1.Основные положения____
2.3.Первобытное стадо_________
2.4.Род_______________________
2.5.Клан______________________
2.6.Племя_____________________
2.7.Народность________________
2.8.Нации_____________________
2.8.1.Национализм_____________
2.8.2.Нацональое самосознание_
2.8.3.Национальный менталитет_
2.8.4.Фундаментальные
3.Заключение__________________
1.Введение
Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально- этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В них выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей, или этносов. Попробуем разобраться в сути этих явлений и отражающих их понятий, а также в содержании национально- этнических отношений и исторических тенденциях их развития, в содержании так называемого национального вопроса и его решении в современных условиях
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1.Этнические общности- «этнос» получил название «этникос» и понимался как «исторически сложившаяся на территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксируемом в самоназвании (этнониме)
В современном мире насчитывается от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них являются нациями. В составе современной Российской Федерации более 100 этносов, в том числе около 30 наций.
В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции. Одна проявляется в экономическом, культурном и даже политическом сближении наций, разрушении национальных перегородок, ведет в конечном счете к интеграции в рамках наднациональных структур (например, Европейское сообщество). С другой стороны, сохраняется и даже растет стремление ряда народов обрести национальную самостоятельность, противостоять экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав. Почти во всех государствах прочны позиции националистических партий и движений, немало сторонников даже у идей национальной исключительности. Правда, общества массового производства и массового потребления по определению не могут быть индивидуальны. Научно-техническая революция также требует углубления кооперации различных государств. Но даже в развитых странах (Канаде, Испании, Великобритании) сохраняет свою остроту национальный вопрос.
Под национальным вопросом понимается вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределении и преодолении этнического неравенства.
2.1.1Корни национального вопроса — в неравномерности социально-экономического и политического развития различных народов. Более развитые и могущественные государства покоряли слабые и отсталые, устанавливая в завоеванных странах систему национального угнетения, иногда выражавшуюся в насильственной этнической ассимиляции и даже геноциде. После раздела Европы наступила очередь «третьего мира». Традиционные общества Азии, Африки, Америки пали под натиском европейской индустриальной цивилизации и превратились в колониальные страны. Одновременно началась борьба зависимых народов против национального гнета. К концу XX в. она фактически завершилась полным крахом колониальной системы и образованием на политической карте мира множества независимых государств.
2.2. Различные подходы
к пониманию сущности этносов.
2.2.1 Расизм (Гобино): неравенство человеческих рас;
Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882). «Опыт о неравенстве человеческих
рас» (1853-1855). Выделяются 10 цивилизаций,
созданных арийской расой (индийская,
китайская, египетская, ассирийская, эллинская,
италийская, германская, аллеганская,
мексиканская, андская). Смешение с представителями
низших рас ведёт к вырождению арийцев.
2.2.2. Марксизм (Карл Каутский): основой нации являются
экономические отношения.
2.2.2.1.Основные положения.
1) Основным
действующим лицом истории являются этносы,
поскольку они представляют собой наиболее
устойчивые и активные человеческие общности.
Каждый человек принадлежит только к одному
этносу. Этнос – система, развивающаяся
в историческом времени, имеющая начало
и конец.
«Так же, как
не совпадает этнос с расой, не совпадает
он и с другой биологической группировкой
особей – популяцией… Два этноса могут
сосуществовать на одной территории веками
и тысячелетиями. Могут взаимно друг друга
уничтожать или один уничтожит другой.
Значит, этнос не биологическое явление,
так же как и не социальное. Вот почему
предлагаю этнос считать явлением географическим,
всегда связанным с вмещающим ландшафтом,
который кормит адаптированный этнос.
А поскольку ландшафты разнообразны –
разнообразны и этносы».
2) Этносы отличаются стереотипами (моделями, образцами) поведения. Потомство перенимает от родителей
и сверстников поведенческие стереотипы
путём подражания.
3) Ощущение
реальности стереотипа порождает самосознание
и противопоставление «мы – они».
4) Единство
этноса поддерживается геобиохимической
энергией биосферы, эффект которой определяется
как пассионарность – непреоборимое стремление к достижению
какой-либо цели, для осуществления которой
её носители (пассионарии) готовы пожертвовать
как собственной жизнью, так и жизнью своего
потомства. Пассионарность противоположна
инстинкту самосохранения..
«Готы и вандалы живут
за счёт покорённых аборигенов, и, подражая
им, погружаются в фазу обскурации. Они
гибнут уже через 5-8 веков после рождения,
ибо надлом – тяжёлая возрастная болезнь
и не всякому этносу суждено её пережить.
Зато Византия, возникшая
из-за того же толчка и, следовательно,
ровесница "варварских этносов”, вступает
в инерционную фазу, после чего удивляет
мир своим блеском. Её золотое сияние освещало
мир ещё три века, пока не начало тускнеть
после того, как потенция была растрачена.
И тем не менее Византия прожила предельный
срок – около 1500 лет. За счёт чего такая
сила сопротивляемости ударам извне и
поломкам внутри? Сила духа и утончённость
ума – вот что спасло Византию от гибели
при надломе акматической фазы. Мы сейчас
называем византийцев "греками” по
языковому принципу, но на самом деле в
Константинополе жили и действовали кроме
греков готы, исавры, славяне, армяне, пафлагонцы,
иллирийцы и арабы. В столицу из родных
мест стремились лучшие, т.е. наиболее
пассионарные, персоны. Объединённые строгой
системой православия, они отстаивали
империю как своё отечество, ибо предками
своими считали не диких горцев или пиратов,
а святых мучеников первых веков христианства.
Их традиции они берегли и охраняли даже
ценой своей жизни. Вот почему Византия
пережила всех своих сверстников, кроме
восточных славян».
5) Этносы имеют сложную структуру, включая
в себя субэтносы, консорции и конвиксии,
а сами составляют более сложные структуры
– суперэтносы, объединяемые общей доминантой;
между разными этносами возможны следующие
типы связи: симбиоз (добрососедство),
ассимиляция (слияние), ксения (добровольное
объединение без слияния), химера (объединение
без слияния путём подчинения одного этноса
другим, чуждым ему по доминанте), война
за господство на определённой территории
(внутри суперэтноса), война на истребление
(при враждебных контактах на суперэтническом
уровне).
«…
Сомнения в действительном существовании
"ига” вызывает и следующий факт. В
1312 году хан Узбек насильственно ввёл
ислам как государственную религию Орды.
Принятие ислама было обязательно под
страхом смерти для всех подданных хана…
но не распространялось на русские княжества!
Более того, противники ислама находили
на Руси надёжное убежище. Это показывает,
что зависимость Руси от Золотой Орды
ограничивалась политической сферой,
но не распространялась в области идеологии
и быта (торговля, ремёсла, празднества,
образ жизни)».
Каковы перспективы развития русского
этноса?
«В речах Горбачёва всегда присутствовал
элемент здравого смысла, он всё время
произносил: "Здравый смысл подсказывает”.
Императив здравого смысла по Гумилёву
означал тот императив этнического стереотипа
поведения, который говорит, что в этносе
произошли изменения… Речь идёт о том,
что произошёл надлом этнической системы,
надлом нации или супернации, суперэтноса…
Надлом суперэтноса длится порядка 100-150
лет. Надлом русского суперэтноса по Гумилёву
проявился в середине XIX века, от начала
нигилизма… надлом этноса начался как
процесс после 1812 года… Он говорил, что
турки, монголы, болгары не пережили надлом.
Китайцы, византийцы, европейцы плавно
перешли в золотую осень цивилизации.
У них были инструменты такого перехода.
России, скорее всего, не суждено пережить
свой надлом. На надлом уходит 150-170-200 лет,
в зависимости от поведения. По его мнению,
в России нет инструментов, которые бы
плавно переводили рывки этногенеза во
что-то другое. Он сравнивал Россию с Римом.
Он мне сказал как-то раз, что, конечно,
если бы эти недоумки, он имел в виду государственных
деятелей, смогли решить вопрос так, как
это сделали римляне – Диоклетиан или
ещё раньше Адриан, - т.е. уравнять всех
в правах, разрешить проблемы с провинциями
так, как их разрешал Рим, наверное, было
бы обеспечено ещё лет 600 плавного существования.
"Но эти недоумки ничего не знают и ничего
не умеют! – говорил Гумилёв. – Они же
выходцы из тех дворовых кухонь, где надо
было бы их пороть. Но так как порка запрещена,
наступает эпоха, когда грамотного и дисциплинированного
офицера трудно сыскать. Это называется
обскурацией. Россия слишком быстро вступила
в стадию обскурации, имея взяточников-юристов
и офицеров”».
2.3.Первобытное стадо:
История глобальных этнических общностей начинается с первобытного человеческого стада. Это было сообщество индивидов, равных в правах и обязанностях. Естественные различия — возрастные, половые — не учитывались. В рамках этой общности происходили все жизненные процессы, начиная от размножения и кончая жизнеобеспечением и социализацией потомков. Первобытное человеческое стадо имело свою территорию, на которой велось первобытное хозяйство, свой уклад жизни, свои средство общения самосознание, формы выражения духовных переживаний.
2.4.Род
Следующая, более высокая, форма этнической общности — род.
Род- это группа кровных
родственников, которые ведут своё
происхождение от общего предка (по
материнской или отцовской
Для родового строя характерны
первобытный коллективизм, отсутствие
частной собственности, классов
и моногамной семьи. С родом связано
уже и такое явление,как экзога
В своем развитии она прошла три этапа: тотальный род, материнский род, патриархальный род. На первом этапе род представлял собой замкнутую и самодостаточную систему, т.е. был глобальной общностью. На втором и третьем этапах он уже не был замкнугой системой.
Роды объединялись в тотемические кланы, обоснованные не на кровном родстве, а на вере в происхождение общего предка.
2.5.Клан
Клан- это группа кровных родственников, носящий имя предполагаемого предка.Клан сохранял общую собственность на Землю, кровную месть, круговую поруку. Тотемические кланы имели характер семейных союзов с религиозной подоплекой.
Тотемизм –это религия, которая основана на культе животных или растений,как будто являющихся предками клана. С кланами связаны и такие явления, как экзогамия (запрещалось заключать брак внутри клана), так и эндогамия (запрещалось заключать брак вне клана). Хотя кланы были характерны в основном для первобытных обществ, в некоторых формах они сохранились в современных обществах и всеё ещеиграют важную роль на Кавказе, у индейцев Америки, в Африке и Китае.
2.6.Племя
На основе кровного родства, культурно-языкового единства и общности территории формируется новый тип этнической общности и социальной организации — племя, объединяющее нескольких родов и кланов. На ранней стадии у племени отсутствовали какие-либо формы централизованной власти (высшим органом самоуправления было собрание всех взрослых членов рода или общины), единство племени поддерживалось за счет межобщинных браков и обязанностей взаимопомощи. Территориальные и социальные границы племени не были жестко ограничены, нередко племена не имели и самоназваний. С возникновением более сложной социальной организации (возрастные классы, мужские союзы и т.п.), развитой системы лидерства племя стало приобретать и более четкую организацию. Появляются общие формы культуры и идеологии — самосознание, религиозные верования, этногенетические предания и т.д.. Власть все больше сосредоточивается в руках старейшин — наиболее авторитетных представителей старшего поколения, наследственных вождей. Их численность доходит до десятки тысяч человек.
Племена в ходе дальнейшего культурного развития переросли в народности.
2.7.Народность
Народность - это этническая и социальная общность, которая на лестнице общественного развития следует за племенем и предшествует нации. В отличие от родоплеменной организации, основанной на кровнородственных связях, в народности главное значение имеют территориальные связи, складывается общий язык (им обычно становится язык наиболее развитого племени), развивается общность хозяйственных связей и появляются элементы общей культуры. Нации начинают возникать в рабовладельческую эпоху, этот процесс продолжает осуществляться и в современную эпоху. Развитие капитализма привело к превращению народностей в нации. Процесс этот довольно сложный и может находить свое выражение в разных формах. Например, из одной народности (древнерусская) может образоваться несколько наций, и в то же время из нескольких наций может сложиться только одна. При этом некоторые народности из-за своей малочисленности и недостаточной развитости так и не смогли превратиться в нацию.
2.8.Нация
Нация - это историческая
общность людей. В качестве основы выделения
нации принимается: общность территории,
языка, культуры,экономических связей, некоторых
особенностей культуры, психического
склада и этнического (национального)
самосознания. национального менталитета
(особое восприятие окружающего мира,
особые поведенческие нормы), особые антропологические
признаки (преобладающий цвет глаз, волос,
темперамент, форма черепа).
Нации начинают складываться из различных племен и народностей в период преодоления феодальной раздробленности и укрепления централизованных государств, происходящее на основе развития капиталистических экономических отношений и объединения местных рынков в общенациональный.
Принадлежность к определенной нации значит очень много, и это основано на том, что, во- первых, нации очень устойчивы и существуют иногда на протяжении тысяч лет, во-вторых, они создают культурное наследство, в-третьих, индивиды идентифицируют себя с нацией; принадлежность к нации дает каждому индивиду язык, связь с родной землей, место в истории и место в цепи поколений, т.е. основу самоопределения индивида, и, в-четвертых, нации создают сильное ощущение солидарности между членами и антагонизм по отношению к чужим нациям
Отмеченные особенности часто приводят к тому, что нации выступают источником общественных движений и радикальных идеологий. В связи с этим социологов особо привлекает к себе изучение национализма.