Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:45, курсовая работа
На сегодняшний день менеджмент играет значительную роль в обществе. Ведь на протяжении нескольких десятилетий человеческая деятельность сопровождается рядом постоянных изменений в социально-политической, экономической и других сферах общественной жизни, которые, в свою очередь, требуют изменений от нас самих. Важной их частью, как показывает мировой опыт, является постижение науки и искусства менеджмента.
Введение
1.
Основные составляющие управленческой деятельности как факторы обеспечения ее эффективности:
1.
Анализ и прогнозирование в менеджменте
2.
Планирование и управленческая деятельность
3.
Принятие управленческого решения
4.
Организация и контроль как функции управления
5.
Управленческая мотивация как фактор обеспечения эффективной деятельности менеджера. Координация в управлении.
2.
Использование информационных систем в управлении
2.1. Информационные коммуникации на предприятии
2.2. Информационная политика предприятия
Заключение
Контроль - это
процесс, обеспечивающий достижение целей
организации. Он необходим для обнаружения
и разрешения возникающих проблем раньше,
чем они станут слишком серьезными, и может
также использоваться для стимулирования
успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из установки
стандартов, изменения фактически достигнутых
результатов и проведения корректировок
в том случае, если достигнутые результаты
существенно отличаются от установленных
стандартов.
Руководители начинают осуществлять функцию
контроля с того самого момента, когда
они сформулировали цели и задачи и создали
организацию. Контроль очень важен, для
того чтобы организация функционировала
успешно.
Функция контроля - это такая характеристика
управления, которая позволяет выявить
проблемы и скорректировать соответственно
деятельность организации до того, как
эти проблемы перерастут в кризис.
Одна из важнейших причин необходимости
осуществления контроля состоит в том,
что любая организация, безусловно, обязана
обладать способностью вовремя фиксировать
свои ошибки и исправлять их до того, как
они повредят достижению целей организации.
Равно важной является и положительная
сторона контроля, состоящая во всемерной
поддержке всего того, что является успешным
в деятельности организации. Другими словами,
один из важных аспектов контроля состоит
в том, чтобы определить, какие именно
направления деятельности организации
наиболее эффективны. Определяя успехи
и неудачи организации и их причины, мы
получаем возможность достаточно быстро
адаптировать организацию к динамичным
требованиям внешней среды.
Контроль не только позволяет проблемы
и реагировать на них так, чтобы достигнуть
намеченных целей, но и помогает руководству
решить, когда нужно вносить радикальные
изменения в деятельности организации.
Это критически важная и сложная функция
управления. Одна из важнейших ее особенностей,
которую следует учитывать в первую очередь,
состоит в том, что контроль должен быть
всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо
от своего ранга, должен осуществлять
его как неотъемлемую часть своих должностных
обязанностей, даже если никто специально
этого не поручал.
Контроль есть фундаментальный элемент
процесса управления, в отрыве от которого
нельзя рассматривать полностью ни планирование,
ни создание организационных структур,
ни мотивацию. Действительно, фактически
все они являются неотъемлемыми частями
общей системы контроля в данной организации.
Это обстоятельство станет более понятным
после того, как мы познакомимся с тремя
основными видами контроля: предварительным,
текущим и заключительным. По форме осуществления
все эти виды контроля схожи, так как имеют
одну и ту же цель: способствовать тому,
чтобы фактически получаемые результаты
были как можно ближе к требуемым. Различаются
они только временем осуществления.
Предварительный
контроль осуществляется до фактического
начала работ. Основными
средствами осуществления предварительного
контроля является реализация определенной
политики, процедур, правил и линий поведения.
Прежде всего, он применяется по отношению
к трудовым, материальным и финансовым
ресурсам. Предварительный контроль в
области человеческих ресурсов достигается
в организациях за счёт тщательного анализа
деловых и профессиональных навыков и
отбора наиболее подготовленных и квалифицированных
людей. Во многих организациях предварительный
контроль человеческих ресурсов продолжается
и после их найма в ходе курса обучения.
Контроль материальных ресурсов осуществляется
путем выработки стандартов минимально
допустимых уровней качества и проведения
физических проверок соответствия поступающих
материалов этим требованиям. К методам
предварительного контроля материальных
ресурсов относится также обеспечение
их запасов на уровне достаточном для
того, чтобы избежать дефицита.
Важнейшим средством предварительного
контроля финансовых ресурсов является
бюджет (текущий финансовый план), который
позволяет также осуществлять функцию
планирования. Бюджет является механизмом
предварительного контроля в том смысле,
что даёт уверенность: когда организации
потребуются наличные средства, эти средства
у неё будут.
Текущий контроль
осуществляется непосредственно в ходе
проведения работ. Обычно он производится
в виде контроля работы подчиненного его
непосредственным начальником.
Текущий контроль не проводится буквально
одновременно с выполнением самой работы,
скорее базируется на измерении фактических
результатов, после проведения работы.
Он основывается на обратных связях. Управляющие
системы в организациях имеют разомкнутую
обратную связь, так как руководящий работник,
являющийся по отношению к системе внешним
элементом, может вмешиваться в ее работу,
изменяя и цели системы, и характер ее
работы.
Заключительный
контроль осуществляется после того,
как работа закончена или истекло отведенное
для нее время. Хотя заключительный контроль
и осуществляется слишком поздно, чтобы
отреагировать на проблемы в момент их
возникновения, тем не менее, он имеет
две важные функции. Одна из них состоит
в том, что заключительный контроль даёт
информацию, необходимую для планирования
в случае, если аналогичные работы предполагается
проводить в будущем. Вторая функция заключительного
контроля состоит в том, чтобы способствовать
мотивации.
Что касается самого процесса контроля,
в нем есть три четко различимых этапа:
выработка стандартов и критериев, сопоставление
с ними реальных результатов и принятие
необходимых корректирующих действий.
На каждом этапе реализуется комплекс
различных мер.
Первый этап процесса контроля демонстрирует,
насколько близко, в сущности, слиты функции
контроля и планирования. Стандарты –
это конкретные цели, прогресс в отношении
которых поддаётся изменению. Эти цели
явным образом выступают из процесса планирования.
Все стандарты, используемые для контроля,
должны быть выбраны из многочисленных
целей и стратегий организации.
Цели, которые могут быть использованы
в качестве стандартов для контроля, отличают
две очень важные особенности. Они характеризуется
наличием временных рамок, в которых должна
быть выполнена работа, и конкретного
критерия, по отношению к которому можно
оценить степень выполнения работы.
Конкретный критерий и определённый период
времени называются показателями результативности.
Показатель результативности точно определяет
то, что должно быть получено для того,
чтобы достичь поставленных целей. Подобные
показатели позволяют руководству сопоставить
реально сделанную работу с запланированной
и ответить на следующие вопросы: ”Что
мы должны сделать, чтобы достичь запланированных
целей? “ и “Что осталось не сделанным?”3
Относительно легко установить показатели
результативности для таких величин как
прибыль, объем продаж, стоимость материалов
потому, что они поддаются количественному
измерению. Но некоторые важные цели и
задачи организаций выразить в числах
невозможно.
Второй этап процесса контроля состоит
в сопоставлении реально достигнутых
результатов с установленными стандартами.
На этом этапе менеджер должен определить,
насколько достигнутые результаты соответствуют
его ожиданиям. При этом менеджер принимает
еще очень важное решение: насколько допустимы
или относительно безопасны обнаруженные
отклонения от стандартов. На этой, второй
стадии процедуры контроля дается оценка,
которая служит основой для решения о
начале действий. Деятельность, осуществляемая
на этой стадии контроля, является наиболее
заметной частью всей системы контроля.
Эта деятельность заключается в определении
масштаба отклонений, измерении результатов,
передаче информации и ее оценке.
1.5.
Управленческая мотивация как фактор
обеспечения эффективной деятельности
менеджера. Координация в управлении.
В условиях формирования новых механизмов
хозяйствования, ориентированных на рыночную
экономику, перед промышленными предприятиями
встаёт необходимость работать по-новому,
считаясь с законами и требованиями рынка,
овладевая новым типом экономического
поведения, приспосабливая все стороны
производственной деятельности к меняющейся
ситуации. В связи с этим возрастает вклад
каждого работника в конечные результаты
деятельности предприятия. Одна из главных
задач для предприятий различных форм
собственности - поиск эффективных способов
управления трудом, обеспечивающих активизации
человеческого фактора.
Решающим причинным фактором результативности
деятельности людей является их мотивация.
Мотивационные аспекты управления трудом
получили широкое применение в странах
с развитой рыночной экономикой. В нашей
стране понятие мотивации труда в экономическом
смысле появилось сравнительно недавно
в связи с демократизацией производства.
Ранее оно употреблялось, в основном, в
промышленной экономической социологии,
педагогике, психологии. Это объяснялось
рядом причин. Во-первых, экономические
науки не стремились проанализировать
взаимосвязь своих предметов с названными
науками, и, во-вторых, в чисто экономическом
смысле до недавнего времени понятие «мотивация»
заменялось понятием «стимулирования».
Такая усеченность понимания мотивационного
процесса приводила к ориентации на краткосрочные
экономические цели, на достижение сиюминутной
прибыли. Это разрушительно действовало
на потребностно-мотивационную личности
работника, не вызывало заинтересованности
в собственном развитии, самосовершенствовании,
а ведь именно эта система сегодня наиважнейший
резерв повышения эффективности производства.
Трудовая мотивация - это процесс стимулирования
отдельного исполнителя или группы людей
к деятельности, направленный на достижение
целей организации, к продуктивному выполнению
принятых решений или намеченных работ.
Это определение показывает тесную взаимосвязь
управленческого и индивидуально-психологического
содержания мотивации , основанную на
том обстоятельстве, что управление социальной
системой и человеком, в отличии от управления
техническими системами, содержит в себе,
как необходимый элемент согласование
цепей объекта и субъекта управления.
Результатом его будет трудовое поведение
объектом управления и в конечном итоге
определенный результат трудовой деятельности.4
Р. Оуэн и А. Смит считали деньги единственным
мотивирующим фактором. Согласно их трактовке,
люди - чисто экономические существа, которые
работают только для получения средств,
необходимых для приобретения пищи, одежды,
жилища и так далее.
Современные теории мотивации, основанные
на результатах психологических исследований,
доказывают, что истинные причины, побуждающие
человека отдавать работе все силы, чрезвычайно
сложны и многообразны. По мнению одних
учёных, действие человека определяется
его потребностями. Придерживающиеся
другой позиции исходят из того, что поведение
человека является также и функцией его
восприятия и ожиданий.
При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться
на факторах, которые заставляют человека
действовать и усиливают его действия.
Основные из них: потребности, интересы,
мотивы и стимулы.
Потребности нельзя непосредственно наблюдать
или измерить, о них можно судить лишь
по поведению людей.
Потребности можно удовлетворить вознаграждением,
дав человеку, что он считает для себя
ценным. Но в понятии «ценность» разные
люди вкладывают неодинаковый смысл, а,
следовательно, различаются и их оценки
вознаграждения. Например, состоятельный
человек, возможно, сочтет несколько часов
отдыха в кругу семьи более значительными
для себя, чем деньги, которые он получит
за сверхурочную работу на благо организации.
Для работающего в научном учреждении
более ценными могут оказаться уважение
коллег и интересная работа, а не материальные
выгоды, которые он получил бы, выполняя
обязанности, скажем, продавца в престижном
супермаркете.
«Внутреннее» вознаграждение человек
получает от работы, ощущая значимость
своего труда, испытывая чувство к определенному
коллективу, удовлетворение от общения
дружеских отношений с коллегами.
«Внешнее» вознаграждение - это зарплата,
продвижение по службе, символы служебного
статуса и престижа. Это две составляющие
поощрения сотрудника. Вторая считается
наиболее прогрессивной хотя бы потому,
что относится к верхней части пирамиды
потребностей Маслоу.5
Потребность в самовыражении.
Потребность в уважении.
Социальные потребности.
Потребность самосохранения.
Физиологические потребности.
Мотивационный процесс может быть представлен
в виде следующих одна за другой стадий:
осознание работником своих потребностей
как системы предпочтения, выбор наилучшего
способа получения определенного вида
вознаграждения, принятие решения о его
реализации; осуществление действия; получение
вознаграждения; удовлетворение потребности.
Стержнем управления на основе мотивации
будет воздействие определенным образом
на интересы участников трудового процесса
для достижения наилучших результатов
деятельности.
Для управления трудом на основе мотивации
необходимы такие предпосылки, как выявление
склонностей и интересов работника с учетом
его персональных и профессиональных
способностей, определение мотивационных
возможностей и альтернатив в коллективе
и для конкретного лица. Необходимо полнее
использовать личные цели участников
трудового процесса и цели организации.
Никакие установленные извне цели не вызывают
заинтересованности человека в активизации
своих усилий до тех пор, пока они не превратятся
в его «внутреннюю» цель и далее в его
«внутренний» план действия. Поэтому для
конечного успеха большое значение имеет
совпадение целей работника и предприятия.
Для решения этой задачи необходимо создание
механизма мотивации повышения эффективности
труда. Под этим подразумевается совокупность
методов и приёмов воздействия на работников
со стороны системы управления предприятия,
побуждающие их к определенному поведению
в процессе труда для достижения целей
организации, основанной на необходимости
удовлетворения личных потребностей.
Координация
в управлении.
Координация необходима для того, чтобы
проследить и обеспечить соответствие
режима функционирования, выполняемых
операций и процедур предписанным стандартам
и нормативам. Она нацелена на обеспечение
непрерывности и бесперебойности функций
управления. Объектом координационной
деятельности являются как управляемая,
так и управляющая системы.
Прерогативой функции координации является
принцип соблюдения обратной связи. Именно
на этом этапе деятельности управленец
может скорректировать принятое решение
и работу по его реализации. Вновь собирается
и анализируется информация о принятом
решении и предпринятых процессах по его
исполнению, вырабатываются прогнозы,
по внесению возможных корректирующих
моментов, которые могли бы их улучшить,
в случае необходимости можно даже отменить
принятое решение до его реализации и
т.д.
Непрерывные изменения внешней и внутренней
среды организации требуют современной
адаптации и корректировки, а также маневрирования
ресурсами. Сама по себе координация является
очень ответственным этапом деятельности
организации, поскольку это одна из форм
проявления механизмов саморегулирования
и самосохранения системы. Причем наибольшим
уровнем сложности обладают те мероприятия,
которые касаются качественного преобразования
всей системы.
Основные роли координационной деятельности:
К факторам сопротивления координационным
действиям можно отнести
Стадии условной координационной модели:
Координационные усилия во многом зависят
от стиля руководства: если стиль
авторитарный, координация проводится
на основе Устава и законов, иерархии;
при либеральном стиле
Существует два типа координации:
Выделяют ряд подходов к координации:
Часто координационные мероприятия
называют реорганизацией, которая может
распространяться на все уровни организационной
структуры, но если она ведет к
ухудшению положения сотрудника
будет встречать повышающееся сопротивление
и может оказаться бесполезной.
Итак, рассмотрев ряд управленческих функций,
мы можем сделать вывод, что управленческая
деятельность представляет собой процесс,
включающий в себя несколько этапов. Эффективность
организационной деятельности в целом
зависит от эффективности деятельности
на каждом этапе. Соответственно, ошибка,
допущенная при выполнении любой из управленческих
функций, может привести, в лучшем случае,
к уменьшению этой эффективности, а в худшем
– к снижению конкурентоспособности и
невозможности достижения изначально
поставленной цели.
2. Использование
информационных систем в управлении
2.1.
Информационные коммуникации на предприятии.
Согласно исследованиям руководитель
от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации.
Это кажется невероятным, но становится
понятным, если учесть, что руководитель
занимается этим, чтобы реализовать свои
роли в межличностных отношениях, информационном
обмене и процессах принятия решений,
не говоря об управленческих функциях
планирования, организации, мотивации
и контроля. Именно потому, что обмен информацией
встроен во все основные виды управленческой
деятельности, коммуникации называются связующим процессом,
и их эффективность играет значимую роль
для успеха индивидов и организаций.
Тем не менее, опросы показали, что 73% американских,
63% английских и 85% японских руководителей
считают коммуникации главным препятствием
на пути достижения эффективности их организациями.
Согласно еще одному опросу примерно 250
тыс. работников 2000 самых разных компаний,
обмен информацией представляет одну
из самых сложных проблем в организациях.
Подобные результаты показывают, что плохо
налаженные коммуникации - одна из главных
сфер возникновения проблем. Но эффективно
работающие руководители - это те, кто
эффективны в коммуникациях. Они представляют
суть коммуникационного процесса, обладают
хорошо развитым умением устного и письменного
общения и понимают, как среда влияет на
обмен информацией. Я начну с анализа коммуникационного
процесса в организациях, где они являют
собой всепроникающий и сложный процесс.
Существует несколько видов коммуникаций
на предприятии.
Коммуникации
между организацией и её средой.
На деятельность организации влияют факторы
внешней среды (политические, социо-культурные
и т.д.) От этих факторов зависят коммуникационные
потребности организации. Если бы нужно
было проанализировать, о чём говорят,
пишут и читают в действительности люди
в организации, основное внимание пришлось
бы сосредоточить на каких-то вопросах,
которые связаны с потребностями информационного
взаимодействия с внешним окружением,
которое влияет или будет влиять на организацию.
К примеру, в 1982 г.
и еще раз в 1985 г., когда фирма “Джонсон
энд Джонсон” установила, что некоторые
капсулы «Тиленола» ядовиты, высшему руководству
фирмы пришлось наладить эффективные
коммуникации с такими группами, как средства
массовой информации и потребители, Управление
санитарного надзора за качеством пищевых
продуктов и медикаментов и дистрибьюторы.
Пришлось также наладить связь с руководителями
среднего звена, которые стояли во главе
лабораторий и заводов в разных странах
мира. Эти руководители, в свою очередь
установили связь с руководителями более
низких уровней и контролерами, подотчетными
им. Наконец руководство фирмы «Джонсон
энд Джонсон», вероятно оповестило о своих
проблемах всех сотрудников Фирмы. Сочетание
таких средств коммуникации, как совещания,
служебные записки, телефонные переговоры,
формальные отчеты видеоленты и беседы
с глазу на глаз, позволили в конечном
счёте охватить многих работников фирмы. 6
Организации пользуются разнообразными
средствами для коммуникаций с составляющими
своего внешнего окружения. С имеющимися
и потенциальными потребителями они сообщаются
с помощью рекламы и других программ продвижения
товаров на рынок. В сфере отношений с
общественностью первостепенное внимание
уделяется созданию определенного образа,
«имиджа» организации на местном, общенациональном
или международном уровне. Организациям
приходится подчиняться государственному
регулированию и заполнять в этой связи
пространные письменные отчеты. В своих
ежегодных отчетах любая компания сообщает
информацию по финансам и маркетингу,
а также приводит сведения о своем размещении,
возможностях карьеры, льготах и т.п. Это
лишь немногие примеры из всего разнообразия
способов реагирования организации на
события и факторы внешнего окружения.
Ещё раз подчеркну, что обсуждения, собрания,
телефонные переговоры, служебные записки,
видеоленты, отчеты и т.п., циркулирующие
внутри организации, зачастую являются
реакцией на возможности или проблемы,
создаваемые внешним окружением.
Межуровневые
коммуникации в организациях.
Коммуникации между уровнями и подразделениями.
Информация перемещается внутри организации
с уровня на уровень в рамках вертикальных
коммуникаций. Она может передаваться
по нисходящей, т.е. с высших уровней на
низшие. Таким путём подчинённым уровням
управления сообщается о текущих задачах,
изменении приоритетов, конкретных заданиях,
рекомендуемых процедурах и т.п. Например
вице-президент по производству может
сообщать управляющему заводом (руководитель
среднего уровня) о предстоящих изменениях
в производстве продукта. В свою очередь,
управляющий заводом должен проинформировать
подчиненных ему руководителей об особенностях
готовящихся изменений. Помимо обмена
по нисходящей, организация нуждается
в коммуникациях по восходящей. К примеру,
банковский служащий может заметить, что
новая ЭВМ иногда заставляет клиента ждать
на несколько минут дольше, чем прежде,
поскольку машина периодически «занята»
или отключается. Ожидание раздражает
некоторых клиентов. В этом случае служащие
готовы сообщить своему непосредственному
начальнику о возникшей проблеме. Этот
начальник, в свою очередь, должен проинформировать
управляющего операциями, а тот - вице-президента
по банковским операциям.
Передача информации с низших уровней
на высшие может заметно влиять на производительность.
В одном реальном примере инженер разработал
более эффективный способ раскроя листового
металла для крыльев самолета, и сообщает
о своей идее непосредственному начальнику.
Если руководитель решил поддержать предложение
инженера, он сообщит о нем на следующий,
более высокий уровень управления. Изменение
требует одобрения со стороны управляющего
заводом или управляющего производственными
операциями на более высоком уровне. Налицо
ситуация, в которой нечто, возникшее на
низшем уровне организации, должно подняться
на самый верх, последовательно пройдя
все промежуточные уровни управления.
Этот пример иллюстрирует обмен информацией,
происходящий ради повышения конкурентоспособности
организации за счёт увеличения производительности.
На любом из перечисленных выше уровней
могло быть принято решение об отклонении
новой идеи. Если предположить, что идея
действительно была хорошей, сообщение
инженеру об отклонении его предложения
фактически проинформировало бы его о
том, что организация не стимулирует его
к поиску новаторских предложений, обеспечивающих
сокращение издержек, и к выработке подобных
предложений в будущем. В результате организация
может лишиться многих серьезных возможностей
повышения производительности и получения
экономии. Описанная конкретная идея за
5 лет принесла организации экономию в
13,5 млн. долларов.
Помимо этого коммуникации по восходящей
также выполняют функцию оповещения верха
о том, что делается на низших уровнях.
Таким путем руководство узнает о текущих
или назревающих проблемах и предлагает
возможные варианты исправления положения
дел. Обмен информации по восходящей обычно
происходит в форме отчетов, предложений
и объяснительных записок.
Коммуникации
между различными отделами (подразделениями)
В дополнение к обмену информацией по
нисходящей или восходящей организации
нуждаются в горизонтальных коммуникациях.
Организация состоит из множества подразделений,
поэтому обмен информацией между ними
нужен для координации задач и действий.
Поскольку организация - это система взаимосвязанных
элементов, руководство должно добиваться,
чтобы специализированные элементы работали
совместно, продвигая организацию в нужном
направлении.
К примеру, представители разных отделов
в вашей школе бизнеса периодически обмениваются
информацией по таким вопросам, как составление
расписания занятий, уровень требований
в программах для выпускников, сотрудничество
в исследовательской и консультативной
деятельности и обслуживание местного
населения. Подобным же образом в больнице
обслуживающий и врачебный персонал различных
отделений должен обмениваться информацией
о распределении ресурсов, координации
деятельности рабочих групп, контроле
за издержками, новых методах лечения
и т.п. В сфере розничной торговли региональные
управляющие сбытом могут периодически
встречаться для обсуждения общих проблем,
координации стратегии сбыта и обмена
информацией о продукции. В компаниях
наукоемких отраслей ключевые руководители
среднего звена из производственных, маркетинговых
и проектно-исследовательских отделов
встречаются для координации действий
по обновлению продукции. На основе базовой
технологии компании могут выпускать
разнообразные продукты, поэтому чрезвычайно
важно через проектно-исследовательский
отдел получать информацию о том, чего
хочет рынок. Это позволяет организации
сохранять близость к потребителю и продолжать
эффективно удовлетворять его запросы.
Подобным образом, производственники
должны дать обоснование достаточно низких
затрат по реализации будущих инноваций
проектно-исследовательского отдела с
тем, чтобы дальнейшее производство было
оправдано. В обмене информацией по горизонтали
часто участвуют комитеты или специальные
группы.
Дополнительные выгоды от коммуникаций
по горизонтали заключаются в формировании
равноправных отношений. Доказано, что
такие отношения являются важной составляющей
удовлетворенности работников организации.
Коммуникации «Руководитель – подчиненный»
Возможно, наиболее очевидным компонентом
коммуникаций в организации являются
отношения между руководителем
и подчиненным. Хотя они служат примером
обмена информацией по вертикали, о
чем говорилось выше, следует рассмотреть
этот вид обмена информацией отдельно,
поскольку он составляет основную часть
коммуникативной деятельности руководителя.
Исследования показали, что 2/3 этой деятельности
реализуется между управляющими
и управляемыми.
Некоторые из многочисленных разновидностей
обмена информацией между руководителем
и подчиненным связаны с прояснением задач,
приоритетов и ожидаемых результатов;
обеспечением вовлеченности в решение
задач отдела; с обсуждением проблем эффективности
работы; достижение признания и вознаграждения
с целью мотивации; совершенствованием
и развитием способностей подчиненных;
со сбором информации о назревающей или
реально существующей проблеме; оповещением
подчиненного о грядущем изменении; а
также получением сведений об идеях, усовершенствованиях
и предложениях.
Коммуникации
между руководителем и рабочей группой.
В дополнение к обмену информацией между
руководителем и подчиненным имеет место
обмен между руководителем и его рабочей
группой. Коммуникации с рабочей группой
в целом позволяют руководителю повысить
эффективность действий последней. Поскольку
в обмене участвуют все члены группы, каждый
имеет возможность поразмышлять о новых
задачах и приоритетах отдела, о том, как
следовало бы работать вместе, о предстоящих
изменениях и возможных их последствиях
для этого и других отделов, о недавних
проблемах и достижениях, предложениях
рационализаторского характера.
Кроме того иногда рабочая группа собирается
без руководителей для обсуждения проблем,
усовершенствований или надвигающихся
перемен. Как указано выше, такие отношения
равенства могут способствовать повышению
удовлетворенности сотрудников своей
работой.
Неформальные
коммуникации.
Организация состоит из формальных и неформальных
компонентов. Канал неформальных коммуникаций
можно назвать каналом распространения
слухов. Слухи «витают возле автоматов
с охлажденной водой, по коридорам, в столовых
и в любом другом месте, где люди собираются
группами». Поскольку по каналам слухов
информация передается много быстрее,
чем по каналам формального сообщения,
руководители пользуются первыми для
запланированной утечки и распространения
определенной информации или сведений
типа “только между нами”.
Приписываямая слухам репутация неточной
информации сохраняется и до сегодняшнего
дня. Тем не менее исследования показывают,
что информация, передаваемая по каналам
неформального сообщения, т.е. слухи, чаще
оказывается точной, а не искаженной. Согласно
материалам К.Дэвиса, известного американского
исследователя, 80-99% слухов точны в отношении
непротиворечивой информации о самой
компании. Он считает, однако, что уровень
точности не может быть таким же высоким,
когда речь идет о личной или о сильно
эмоционально окрашенной информации.
Дэвис указывает: “Люди склонны считать
слухи менее точной информацией, поскольку
реальные ее погрешности имеют более драматичный
характер и потому глубже впечатываются
в память, чем каждодневная рутинная точность».
Кроме того, независимо от точности, «все
свидетельствует в пользу влиятельности
слухов, будь их воздействие положительным
или отрицательным».7
В таблице перечислены некоторые
разновидности информации, передаваемой
по каналам распространения слухов
в организации.
Коммуникационный процесс
Выше показано, как широко обмен
информацией охватывает разные части
организации и каким образом
он соотносится с ее эффективностью.
Известно, что обмен информацией
в организациях не всегда так эффективен,
как следовало бы. На деле люди общаются
между собой менее эффективно,
чем им это кажется.
Этот факт был проиллюстрирован Ренсисом
Лайкертом при изучении работы мастеров
и их подчиненных на одном из предприятий
коммунального обслуживания. В то время
как 85% мастеров считали, что их подчиненные
чувствуют себя свободно при обсуждении
важных деловых вопросов, только у 51% подчиненных
в действительности присутствовало это
чувство свободы. В другом исследовании
начальник отдела зарегистрировал инструкции
или передаваемые подчиненным решения
по 165 специальным поводам. Судя по записям
подчиненных, они были осведомлены только
о 84 таких сообщениях. Кроме того, во многих
случаях передаваемое сообщение оказывается
неправильно понятым и, следовательно,
обмен информацией - неэффективным. Джон
Майнер выдающийся исследователь в области
управления, указывает, что, как правило,
лишь 50% попыток обмена информацией приводит
к обоюдному согласию общающихся. Чаще
всего причина столь низкой эффективности
состоит в забвении того факта, что коммуникация
- это обмен.
В ходе обмена обе стороны играют активную
роль. К примеру, если вы как управляющий
описываете одному из подчиненных, как
нужно изменить работу, это только начало
обмена. Чтобы обмен информацией стал
эффективным, ваш подчиненный должен сообщить
вам, как он понимает задачу и ваши ожидания
в отношении результатов его деятельности.
Обмен информацией происходит только
в том случае, когда одна сторона «предлагает»
информацию, а другая воспринимает ее.
Чтобы бы именно так, следует уделять пристальное
внимание коммуникационному процессу.
КОММУНИКАЦИОННЫЙ
ПРОЦЕСС - это обмен информацией между
двумя и более людьми.
Основная цель коммуникационного процесса
- обеспечение понимания информации, являющейся
предметом обмена, т.е. сообщений. В процессе
обмена информацией можно выделить четыре
базовых элемента:
1) Отправитель,
лицо, генерирующее идеи или собирающее
информацию и передающее ее.
2) Сообщение,
собственно информация, закодированная
с помощью символов.
3) Канал, средство
передачи информации.
4) Получатель,
лицо, которому предназначена информация
и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и
получатель проходят несколько взаимосвязанных
этапов, задача которых - составить сообщение
и использовать канал для его передачи
таким образом, чтобы обе стороны поняли
и разделили исходную идею:
1. Зарождение идеи.
2. Кодирование и выбор канала.
3. Передача.
4. Декодирование.
ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ. Обмен информацией начинается
с формулирования идеи или отбора информации.
Отправитель решает, какую значимую идею
или сообщение следует сделать предметом
обмена. Важно помнить, что идея еще не
трансформирована в слова или не приобрела
другой такой формы, в которой она послужит
обмену информации. Отправитель решил
только, какую именно концепцию он хочет
сделать предметом обмена информацией.
Чтобы осуществить обмен эффективно, он
должен принять в расчет множество факторов.
К примеру, руководитель, желающий обменяться
информацией об оценке результатов работы,
должен четко понимать, что идея состоит
в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную
информацию об их сильных и слабых сторонах
и о том, как можно улучшить результаты
их работы. Т.о. необходимо осознать, какие
идеи предназначены к передаче до того,
как вы отправляете сообщение, и уверенность
в адекватности и уместности ваших идей
с учетом конкретной ситуации и цели.
КОДИРОВАНИЕ И ВЫБОР КАНАЛА. Прежде чем
передать идею, отправитель должен с помощью
символов закодировать ее, использовав
для этого слова, интонацию и жесты (язык
тела). Такое кодирование превращает идею
в сообщение.
Отправитель должен также выбрать канал,
совместимый с типом символов, использованных
для кодирования. К некоторым общеизвестным
каналам относятся передача речи и письменных
материалов, а также электронные средства
связи, включая компьютерные сети, электронную
почту, видеоленты и видеоконференции.
Если канал непригоден для физического
воплощения символов, передача невозможна.
Если канал не слишком соответствует идее,
зародившейся на первом этапе, обмен информацией
будет менее эффективен. Например, руководитель
хочет предупредить подчиненного о недозволенности
допущенных последним серьезных нарушений
мер безопасности, и делает это во время
легкой беседы за чашкой кофе или послав
ему записку по случаю. Однако по этим
каналам, вероятно, не удастся передать
идею серьезности нарушений столь же эффективно,
как официальным письмом или на совещании.
Подобным образом, направление подчиненной
записки об исключительности ее достижения
не передаст идею о том, насколько важен
сделанный ею вклад в работу, и не будет
в той же мере эффективным, как прямой
разговор с последующим официальным письмом
с выражением благодарности, а также с
премией.
Выбор средства сообщения не должен ограничиваться
единственным каналом. Часто желательно
использовать два или большее число средств
коммуникаций в сочетании. Исследования
показывают, что одновременное использование
средств обмена устной и письменной информацией
обычно эффективнее, чем, скажем, только
обмен письменной информацией. Обсуждая
результаты этого исследования, профессор
Терренс Митчел указывает: “Главный вывод
этой работы в том, что устное плюс письменное
сообщение скорее всего делают этот обмен
информацией более эффективным в большей
части случаев”. 8
ПЕРЕДАЧА. На третьем этапе отправитель
использует канал для доставки сообщения
(закодированной идеи или совокупности
идей) получателю. Речь идет о физической
передаче сообщения, которую многие люди
по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций.
В то же время, как мы видели, передача
является одним из важнейших этапов, через
которые необходимо пройти, чтобы донести
идею до другого лица.
ДЕКОДИРОВАНИЕ. После передачи сообщения
отправителем получатель декодирует его.
Декодирование - это перевод символов
отправителя в мысли получателя. Если
символы, выбранные отправителем, имеют
точно такое же значение для получателя,
последний будет знать, что именно имел
в виду отправитель, когда формулировалась
его идея. Если реакции на идею не требуется,
процесс обмена информации на этом должен
завершиться. Однако по ряду причин, о
которых речь пойдет ниже, получатель
может придать несколько иной, чем в голове
отправителя, смысл сообщению. С точки
зрения руководителя, обмен информацией
следует считать эффективным, если получатель
продемонстрировал понимание идеи, произведя
действия, которых ждал от него отправитель.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. При наличии обратной
связи отправитель и получатель меняются
коммуникативными ролями. Изначальный
получатель становится отправителем и
проходит через все этапы процесса обмена
информацией для передачи своего отклика
начальному отправителю, который теперь
играет роль получателя.
Обратная связь может способствовать
значительному повышению эффективности
обмена управленческой информацией. Согласно
ряду исследований двусторонний обмен
информацией (при наличии возможностей
для обратной связи) по сравнению с односторонним
(обратная связь отсутствует), хотя и протекает
медленнее, тем не менее эффективнее снимает
напряжения, более точен и повышает уверенность
в правильности интерпретации сообщений.
ШУМ. Обратная связь заметно повышает
шансы на эффективный обмен информацией,
позволяя обеим сторонам подавлять шум.
На языке теории передачи информации шумом
называют то, что искажает смысл. Источники
шума, которые могут создавать преграды
на пути обмена информацией, варьируют
от языка (в вербальном или невербальном
оформлении) до различий в восприятии,
из-за которых может изменятся смысл в
процессах кодирования и декодирования,
и до различий в организационном статусе
между руководителем и подчиненным, которые
могут затруднять точную передачу информации.
Определенные шумы присутствуют всегда,
поэтому на каждом этапе процесса обмена
информацией происходит некоторое искажение
смысла. Высокий уровень шума определенно
приведет к заметной утрате смысла и может
полностью блокировать попытку установления
информационного обмена. С позиций руководителя,
это должно обусловить снижение степени
достижения целей в соответствии с передаваемой
информацией.
2.2.
Информационная политика организации
Все имеющиеся в организации информационные
системы являются результатом реализации
принятой в ней информационной политики. Реальное создание
организации, ориентированной на эффективную
работу с информацией, происходит только
тогда, когда политика в области информационных
технологий рассматривается руководством
в качестве естественного элемента деятельности
и жизни организации и соответствующим
образом сознательно управляется.
Информационная политика предприятия
носит прежде всего концептуальный характер
и являет собой комплекс мероприятий по
созданию информационных технологий и
использованию ресурсов, а также по обеспечению
информацией всех составляющих организации.
Согласно исследованию Т.Давенпорта и
др., существует пять основных типов
информационной политики в организациях.
Три из них - "технократический утопизм",
"анархия" и "феодализм" – являются
менее продуктивными, чем две другие формы
– "монархия" и "федерализм".
При этом для оценки продуктивности использовались
четыре критерия:
1. Общность языка и представлений об информационных
объектах
2. Степень доступности важной информации
3. Качество информации: актуальность,
точность и релевантность
4. Эффективность управления информацией
Таблица моделей информационной политики.
Информация о работе Эффективность управленческой деятельности