Японский менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

 

Формула «предприятие есть люди» является искренним убеждением работодателей.  Японские управляющие прививают  своим работникам не только технические  навыки, но и моральные и нравственные ценности.

 

Как порождением концепцией «человеческого потенциала» можно рассматривать систему группового принятия решений Ринги. Согласно ей ответственность за принятие решения не персонифицирована. За принятое решение несет ответственность все группа. Предполагается, что  ни  один человек не имеет права единолично принять решение.

 

Можно рассмотреть более подробно процесс принятия решения группой. Сущность системы Ринги в том, что решения должны приниматься  путем консенсуса. Система требует, чтобы решение было принято всеми. Если кто-то против, предложение возвращается к его инициатору. Этот подход все еще сохранен, хотя процедурная часть системы Ринги претерпела изменения. Каждое предложение обсуждается в неофициальных группах. Решение никогда не выносится на официальное обсуждение без неформального.

 

Вот как описывает процесс группового принятия решений Ричард Халлоран:

 

«В процессе официального обсуждения каждый член группы высказывает небольшую  часть своих мыслей на этот счет, но никогда не выходит с законченным  убедительным выступлением. Японцы, имеющие крайне чувствительное эго, не желают попадать в состояние находящегося в меньшинстве или, что еще хуже, с особым мнением. Боятся они и случайно обидеть коллегу своим резким выступлением, которое может противоречить мнению товарищей. Когда лидер группы уверен, что все в основном согласны с минимальным решением, он суммирует мнение группы, спрашивает, все ли согласны, и оглядывает зал для получения одобрительных кивков. Не слышно ни единого выкрика.».

 

 Нужно четко понимать, что  японский метод предполагает полное единодушие. Это не решение большинства. Японцы питают отвращение к тирании большинства. Если полного единодушия нет, решение не принимается. Если решению противопоставлено мнение небольшого меньшинства, его убеждают уважать взгляды остальных. Эта компромиссная позиция позже будет вознаграждена. Для японца считается невежливо открыто возражать старшему и вышестоящему: несогласие нужно выражать очень дипломатично.

 

Японцы допускают в организационной  жизни неопределенность, двусмысленность, несовершенство, как и многое другое, реально существующее. Кроме того, японцы чувствуют себя гораздо более взаимозависимыми. Поэтому они готовы предпринимать дальнейшие усилия, направленные на совершенствование людей и на воспитание умения  эффективно работать друг с другом.

 

В противовес традиционной модели поведения  «Х» и «Y» японцы развили и  успешно применяют модель «человеческого потенциала», согласно которой на первый план выдвигается идея о том, что  людям требуется возможность  применять и развивать свои способности, получая от этого удовлетворение. Концепция «человеческого потенциала» защищает такие условия труда, в которых способности работника поощряются к развитию, и уделяет особое внимание развитию у работников стремления к самоуправлению и самоконтролю.

 

Руководителям среднего звена г-н  Исикава Каору советует:

 

1)  «Полезность сотрудника определяется  не его постоянным физическим  присутствием, а потребностями фирмы  в этом сотруднике. При четкой  организации мероприятий физическое  присутствие руководителя на фирме вообще не обязательно. Это относится к организациям, где доверие к подчиненным является непреложным  законом. С другой стороны, необходимо  непосредственное участие сотрудника в решении тех проблем, которые без участия именно этого работника будут решаться дольше или будут решены заведомо менее удачно - например,  разработка перспективного, нового изделия или освоение нового рынка сбыта. Потребность фирмы в сотруднике определяется такими его качествами, как быстрота реакции, сообразительность и инициатива. При возникновении непредвиденной ситуации такого сотрудника просят вернутся на фирму для участия в решении проблемы.

 

2)  Тот, кто управляет подчиненными, - руководитель лишь наполовину. Состоявшимся руководителем можно  назвать того, кто способен управлять и вышестоящими по должности.

 

3)  Наделение подчиненных правами  стимулирует всестороннее развитие  их способностей и активизирует  их творческие возможности. Руководитель  является воспитателем своих  подчиненных. Он должен делится  с ними знаниями и накопленным опытом непосредственно на рабочих местах. Одним из методов подготовки кадров, имеющим немаловажное значение, является наделение подчиненных необходимыми правами, позволяющими им решать вопросы по своему усмотрению. При этом подчиненные должны хорошо представлять себе общую стратегию фирмы.

 

4)  Не стремитесь постоянно  следить за реакцией вышестоящего  руководства на результаты труда.

 

5)  Руководители среднего звена  и его подчиненные отвечают  за достоверность информации  о результатах своего  труда.

 

6)  Руководство среднего звена  несет ответственность за деятельность  кружков качества.

 

7)  Сотрудничество и связь  с другими отделами - это и есть  управление по функциям.

 

8)  Ориентация на перспективу  - залог успешной деятельности  фирмы. Глава фирмы должен ориентироваться в своей работе на 10 лет вперед, руководитель высшего звена -на 5 лет, руководитель отдела - на 3 года и подразделения - по крайне мере на 1 год.

 

В заключении рекомендую руководителям  среднего звена, занимающим важные и  ответственные должности, на своих фирмах, решать стоящие перед ними задачи инициативно, с достоинством и уверенностью в своих силах».

 

Считается, что власть менеджмента  в Японии законна, и поэтому она  с готовностью принимается и  уважается. Рабочие чувствуют, что  их менеджеры более образованы и компетентны. Менеджеры не имеют избыточных привилегий, что могло бы вызвать ревность. Их оклады и другие вознаграждения считаются скромными по сравнению к их заслугам. А эффективный менеджмент является необходимым условием для процветания самих рабочих.

 

Выводы, которые можно сделать, рассматривая японскую систему управления, таковы:

 

*           люди  получают удовлетворение от зависимости,  определяемой тесной вертикальной  связью в структуре коллектива, которая воспринимается как гарантия защищенности и безопасности;

 

*           основной  задачей менеджера является поддержка  в коллективе духа корпоративности,  объединении работников общими  интересами  и  пониманием  общих целей работы;

 

*           когда  создана  обстановка, обеспечивающая групповое принятие решений, все члены коллектива могут вносить вклад в достижение цели в полную меру своих способностей.

1.2 Система контроля 

 

Управленческий контроль - это сокращенное  определение управленческого планирования и обратной связи, которое является инструментом  деятельности менеджеров в достижении организационных целей. Способность человека управлять имеет определенные пределы, поэтому должен быть найден оптимальный масштаб бизнеса, позволяющий управлять эффективно.

 

Можно рассмотреть этот процесс на примере фирмы «Мацусита». В основу организации фирмы положена система филиалов. Они классифицируются следующим образом:

 

        для высших  управляющих компаний с целью  контроля управляющих филиалами  - система планирования в филиалах, система внутреннего капитала филиалов, система ежемесячных бухгалтерских отчетов;

 

        для управляющих  филиалов с целью контроля  руководителей отделов - бюджеты  отделов, система ежемесячных  бухгалтерских отчетов.

 

Система планирования в филиалах предполагает, что каждый самостоятельный отдел, а затем и филиал разрабатывает свой план. На их основе подготавливается общий план всей компании. В общих чертах метод планирования предполагает следующие этапы:

 

1. Провозглашение стратегии компании. Стратегия компании является чем-то абстрактным и выражается устно, но она подчеркивает оценку дел фирмы и воплощает намерения преодолеть конъюнктурные трудности усовершенствованием политики и целей. Это своего рода лозунг для персонала.

 

2. Директивы о планировании в  филиалах. Так как стратегия компании абстрактна, то ориентиры для планирования в филиалах задаются президентом компании в виде директивы.

 

3. Определение политики планирования  филиала. На этом этапе управляющий  филиалом определяет свою собственную  политику выполнения поставленных перед ним целей и инструктирует руководителей отделов.

 

4. Подготовка плана каждого отделения.

 

5. Подготовка проекта бюджета  отделения.

 

6. Подготовка проекта плана филиала.

 

7. Проверка и утверждение планов  филиала.

 

8. Передача утвержденного проекта плана филиала. Эта смета называется «документом с королевской печатью». Церемония этой передачи - чисто японская особенность, потому что «документ с королевской печатью» рассматривается как контракт между президентом компании и управляющим филиалом. Выполнение плана является обязательным для управляющего. Каждый управляющий несет ответственность за достижение только зафиксированных в «документе с королевской печатью» пунктов. Выбор метода для выполнения этого соглашения предоставляется управляющему филиалом. Очевидно, что такой подход к управлению требует от управляющего высокого чувства ответственности и самоконтроля.

 

Необходимо отметить, что управленческий контроль за выполнением поставленных задач осуществляется не путем принятия определенных директив, как это принято в традиционном менеджменте, а  путем оказания помощи и выявлении слабых звеньев в производственном процессе (слово «контроль» связана не с моделью «выявление - наказание», а «проверка-помощь»).

 

Чтобы избавится от субъективизма, японские управляющие повсюду, где есть малейшая возможность,  применяют методы статистики для определения текущей ситуации. Японцы верят цифрам. Они измеряют все. Они стараются количественно описать все аспекты бизнеса. Японцы не расточают силы впустую. Все устроено безупречно, что является сущностью хорошего менеджмента.

 

Для сохранения дисциплины  и улучшения  качества работы японский менеджмент больше полагается на вознаграждение, чем на наказание. Вознаграждения выдаются за полезные предложения, за спасение жизни при авариях, за выдающиеся результаты в учебных курсах, за отличное выполнение обязанностей и за «преданность своему делу как образец для коллег». Эти вознаграждения бывают разных типов: грамоты, подарки или деньги и дополнительный отпуск.

 

Наказания делятся на выговоры, штрафы и увольнения. Увольнение допускается  в случаях воровства, принятия взяток, саботажа, жестокости, преднамеренного  неповиновения инструкциям старших. Показательно, что раздел «вознаграждения» в книге правил компании «Хитачи» стоит перед разделом «наказания». Фирма выпустила документ, озаглавленный «Главные принципы «Хитачи». В нем выдвинуты на первый план три принципа: искренность, дух оптимизма и конечная гармония. Этот официальный документ показывает, насколько серьезно японцы относятся к своей работе.

 

Японские менеджеры прибегают  к мерам наказания крайне неохотно. В противовес тактики запугивания  наказанием, японский менеджмент уделяет  особое внимание самосознанию рабочих  и поэтому использует «тактику лозунгов», побуждающих повысить дисциплину.

 

Такая позиция вполне объяснима: с  одной стороны, каждый подчиненный  является индивидуумом и имеет право  на ошибку, с другой - правильная кадровая политика при приеме на работу «не  допустит» в фирму  недобросовестного  работника, поскольку за него несет полную ответственность тот, кто его принял на работу.

1.3 Система управления качеством 

 

Историческими предпосылками управления качеством явилось общегосударственное  движение «за отсутствие недостатков», которое переросло в комплексный метод управления качеством. Это движение оказало существенное влияние не только на качество товаров, но и на осознание ответственности каждым рабочим за качество выполненной работы, развивая в них чувство самоконтроля.

 

Изначально система контроля  и управления качеством основывалась на кружках качества. По мнению основателя и теоретика управления качеством в Японии Исикава Каору, для организации кружков руководителям необходимо следовать следующими принципами:

 

¨    добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не по команде сверху.

 

·   саморазвитие. Члены кружка должны проявлять желание учиться.

 

·   групповая деятельность

 

·   применение методов управления качеством

 

·   взаимосвязь с рабочим  местом

 

·   деловая активность и непрерывность функционирования

 

·   взаимного развития. Члены  кружка должны стремиться к расширению своего кругозора и сотрудничать с членами других кружков.

 

·   атмосфера новаторства  и творческого поиска

 

·   всеобщего участия в  конечном итоге. Конечной целью кружков качества должно стать полноценное участие всех рабочих в управлении качеством.

 

·   осознание важности повышения  качества продукции и необходимости  решения задач в этой области

 

Существуют также особенности  японской системы управления качеством, отличающая ее от западной системы:

 

1)  управление качеством на  уровне фирмы - участи всех  звеньев в управлении качеством.

 

2)  подготовка кадров и обучение  методам управления качеством.

 

3)  деятельность кружков качества.

 

4)  инспектирование деятельности по управлении качеством (премии Деминга предприятию и проверка деятельности руководства.)

 

5)  использование статистических  методов.

 

6)  общенациональные программы  по контролю качества.

 

Задачами кружков качества в  рамках общей деятельности по управлению качеством на предприятии являются:

 

1.  содействие совершенствованию  и развитию предприятия

 

2.  создание здоровой, творческой  и доброжелательной атмосферы  на рабочем участке

Информация о работе Японский менеджмент