SWOT-анализ деятельности ОАО Газпром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Акроним SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом (англ. Kenneth Andrews). Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы SWOT - анализа
1.1. SWOT-анализ деятельности предприятия как основа стратегического управления
1.2. Методика проведения SWOT-анализа
2. SWOT-анализ деятельности ОАО Газпром.
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Разработка стратегии предприятия на основе SWOT-анализа
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

analiz_strategicheskoi_deyatelnosti_kompanii_oao_gazprom_s_p.docx

— 142.71 Кб (Скачать файл)

Рыночные угрозы -- это события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Возможности и угрозы находятся вне зоны контроля организации. Таким образом, они могут рассматриваться как внешние, относящиеся к элементам рыночной среды.

Основные элементы, которые следует рассмотреть, включают в себя:

1. Законодательные, регулирующие, политические силы. Действия властей  в виде исполнения политики, а  также требования законодательного  и регулирующего характера, которым  должны подчиняться компании;

2. Общественные силы (культура). Напрямую затрагивают компанию, когда недовольные покупатели  оказывают давление на организации, чья деятельность воспринимается  как недопустимая;

3. Технологические силы. Технологические способности, помогающие  компании достигать своих целей, влияют на продукты, которые предлагаются  покупателям, и на их ответную  реакцию;

4. Экономическая ситуация. Влияние общего состояния экономики, под воздействием которого формируются  покупательский спрос и манеры  тратить деньги;

5. Конкуренция. Природа и  масштаб конкурентной угрозы. Особого  внимания заслуживают следующие  моменты:

§ Интенсивность конкуренции;

§ Угроза появления новых конкурентов;

§ Потребности покупателей на рынке;

§ Рыночная власть покупателей, дистрибьюторов, поставщиков;

§ Конкурентоспособность;

§ Давление со стороны товаров-аналогов.

При определении возможностей и угроз, необходимо определять при каких значениях возможности и угрозы являются возможностями и угрозами. Т.е. ниже определённого нормативного значения возможность становится угрозой.

В результате формулирования SWOT-анализа в общей форме мы получим проранжированный список сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды.

Основная идея SWOT-анализа состоит в комплексном рассмотрении внешних и внутренних стратегических факторов, влияющих на деятельность компании, и генерации на этой основе стратегических альтернатив, учитывающих различные сочетания стратегических факторов. Формой представления полученных результатов является расширенная SWOT-матрица, приведенная на рисунке 2.

Внутренние факторы

Внешние факторы

СИЛЫ КОМПАНИИ (S)

СЛАБОСТИ КОМПАНИИ (W)

ВОЗМОЖНОСТИ СРЕДЫ (O)

SO-стратегии

Стратегии, которые используют силы компании, чтобы реализовать возможности внешней среды

WO-стратегии

Стратегии, которые используют возможности среды, преодолевая внутренние слабости

УГРОЗЫ СРЕДЫ (T)

ST-стратегии

Стратегии, которые используют силы компании, чтобы избежать угроз среды

WT-стратегии

Стратегии, которые минимизируют слабости и помогают избежать угроз (стратегия оборонительного типа)


 

Рис.2. Расширенная SWOT-матрица

По результатам построения данной матрицы можно определить основные направления развития компании.

2. SWOT-анализ деятельности  и стратегия его развития

2.1 Краткая характеристика  предприятия

 ОАО «Газпром» — одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Основными направлениями ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. Миссия «Газпрома» заключается в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

Первые газовые фонари зажглись в России на Аптекарском острове Санкт-Петербурга в 1819 г. История «большого газа» в Советском Союзе началась в 1946 г. с пуском в эксплуатацию магистрального газопровода «Саратов — Москва». В 1989 г. на основе Министерства газовой промышленности СССР был образован Государственный газовый концерн «Газпром». На его базе в 1993 г. создано Российское акционерное общество «Газпром», переименованное в 1998 г. в Открытое акционерное общество «Газпром».

За рубежом и в России Обществом зарегистрированы товарные знаки, исключительное право использования которых принадлежит ОАО «Газпром».

  1. Корпоративное управление

Высшим органом управления «Газпрома» является собрание акционеров. Непосредственно собранию акционеров подчиняется совет директоров, который осуществляет общее руководство, и правление, которое имеет функции исполнительного органа.

Совет директоров

  • Виктор Алексеевич Зубков — первый заместитель председателя правительства Российской Федерации, председатель совета директоров
  • Алексей Борисович Миллер — заместитель председателя совета директоров

Члены совета директоров:

  • Александр Георгиевич Ананенков
  • Буркхард Бергманн
  • Фарит Рафикович Газизуллин
  • Елена Евгеньевна Карпель
  • Валерий Абрамович Мусин
  • Эльвира Сахипзадовна Набиуллина
  • Михаил Леонидович Середа
  • Сергей Иванович Шматко
  • Игорь Ханукович Юсуфов

Председатели совета директоров РАО «Газпром», с 1998 года ОАО «Газпром»

  1. Рэм Иванович Вяхирев (1993—1996, 2001—2002)
  2. Александр Иванович Казаков (1996—1998)
  3. Фарит Рафикович Газизуллин (1998—1999)
  4. Виктор Степанович Черномырдин (1999—2000)
  5. Дмитрий Анатольевич Медведев (2000—2001, 2002—2008)
  6. Виктор Алексеевич Зубков (с 2008)

Правление

  • Алексей Борисович Миллер — председатель правления
  • Александр Георгиевич Ананенков — первый заместитель председателя правления

Заместители председателя правления:

  • Елена Александровна Васильева
  • Валерий Александрович Голубев
  • Александр Николаевич Козлов
  • Андрей Вячеславович Круглов
  • Александр Иванович Медведев
  • Сергей Фёдорович Хомяков

Члены правления:

  • Олег Евгеньевич Аксютин
  • Ярослав Ярославович Голко
  • Николай Николаевич Дубик
  • Виктор Васильевич Илюшин
  • Ольга Петровна Павлова
  • Влада Вилориковна Русакова
  • Кирилл Геннадьевич Селезнёв
  • Игорь Юрьевич Фёдоров
  • Всеволод Владимирович Черепанов

Председатели правления РАО «Газпром», с 1998 года ОАО «Газпром»

  1. Рэм Иванович Вяхирев (1993—2001)
  2. Алексей Борисович Миллер (с 2001)

Департаменты

Департаменты являются структурными подразделениями администрации «Газпрома», и непосредственно подчиняются правлению. Большинство руководителей департаментов, одновременно входят в состав совета директоров, или правления:

  • Департамент автоматизации систем управления технологическими процессами
  • Департамент бухгалтерского учета
  • Департамент внешнеэкономической деятельности
  • Департамент внутреннего аудита и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью дочерних обществ и организаций
  • Департамент инвестиций и строительства
  • Департамент маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов
  • Департамент по добыче газа, газового конденсата, нефти
  • Департамент по информационной политике
  • Департамент по работе с регионами Российской Федерации
  • Департамент по транспортировке, подземному хранению и использованию газа
  • Департамент по управлению имуществом и корпоративным отношениям
  • Департамент по управлению делами
  • Департамент по управлению персоналом
  • Департамент стратегического развития
  • Департамент экономической экспертизы и ценообразования
  • Финансово-экономический департамент
  • Центральный производственно-диспетчерский департамент
  • Юридический департамент
  1. Система мотивации
      • Система оплаты труда работников

Социально-трудовые отношения между работниками и администрацией регулируются законодательством о труде, Отраслевым соглашением по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2008–2010 гг., Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации, Генеральным коллективным договором ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций на 2010–2012 гг., а также коллективными договорами дочерних обществ и организаций.

 

      • Пенсионное обеспечение работников

Государственное пенсионное обеспечение и негосударственный пенсионный фонд «ГАЗФОНД».

 

      • Государственное пенсионное обеспечение

Государственное пенсионное обеспечение производится согласно законодательству РФ.

 

      • Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение работников

Одной из важнейших социальных гарантий является «Положение о медицинском обеспечении работников, неработающих пенсионеров ОАО «Газпром» и членов их семей» и др. Дополнительное пенсионное обеспечение бывших работников, осуществляемое через Негосударственный пенсионный фонд «ГАЗФОНД».

 

      • Медицинское обслуживание

В целях обеспечения высокого уровня работоспособности и повышения качества жизни персонала при освоении новых нефтегазовых месторождений и строительстве магистральных газопроводов в районах Крайнего Севера разрабатывается система жизнеобеспечения, медико-экологического и социально-гигиенического мониторинга работников Группы «Газпром» и членов их семей. Для повышения оперативности и доступности качественного медицинского обслуживания, особенно в вахтовых поселках, создана корпоративная телемедицинская сеть.

 

      • Помощь сотрудникам

Существует социальная помощь сотрудникам в случае болезни работника, а так же в случае его смерти и смерти близких родственников. Так же раз в год, во время отпуска выплачивается материальная помощь. Размер выплат регулируется коллективным договором.

 

      • Жилищная программа. Корпоративное кредитование

Согласно жилищной политике, все сотрудники Газпром обеспечены жилплощадью на весь срок работы сотрудника, при условии переезда в другой город. Так же ветераны Севера, имеют право вернуть 20% от стоимости приобретенной квартиры (месторасположение, а так же застройщика  выбирает Газпром).

 

      • Организация служебного транспорта.

Согласно коллективному договору, один раз в год, работники Крайнего Севера имеют право возвратить средства, потраченные на билет по России туда-обратно, на себя и несовершеннолетних детей или детей на иждивении.

Для доставки сотрудников к местам газовых и нефтепромыслов предоставляется авиа или автотранспорт.

Для руководителей высшего звена предоставляется личный водитель.

 

      • Общественное питание

Общественное питание осуществляется только на промыслах.

 

      • Спорт и массовые мероприятия

Существуют бесплатные спортивные комплексы, которые возможно посещать только по направлению врача.

 

      • Система развития персонала

Существует «Положение о системе непрерывного фирменного профессионального образования руководителей и специалистов». В 2009 г. дальнейшее профессиональное развитие получило 142 тысячи человек. Также в «Газпроме» действуют: «Положение о работе с молодыми специалистами с высшим и средним профессиональным образованием и их стажировке в дочерних обществах и организациях ОАО «Газпром», «Положение о психологическом сопровождении кадровой работы в ОАО «Газпром».

 

Профессиональное развитие персонала Группы «Газпром» в 2009 г.

 

2.2 Разработка  стратегии предприятия на основе SWOT-анализа

Стратегической целью ОАО «Газпром» является становление как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

Особенность «Газпрома» и одно из его преимуществ заключаются в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности.

Информация о работе SWOT-анализ деятельности ОАО Газпром