SWOT- и PEST- анализы. Характерные черты и отличия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 08:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Организации, как и любые системы, ограничены от внешней среды и в то же время связаны с ней таким образом, что из внешней среды они получают необходи¬мые им ресурсы и передают во внешнюю среду продукты своей жизнедеятельности. То есть внешняя среда являет¬ся необходимым условием существования систем. Поэто¬му функционирование организации определяется уров¬нем знания об окружающей среде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..............3-4
ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИИ……….…..5-15
1.1.Характеристика внешней среды организации…………………………5-11
1.2 Внутренней среда организации ………………………………..…….11-15
ГЛАВА 2SWOT- И PEST- АНАЛИЗЫ………………………….16-27
2.1.SWOT-анализ. Процедура оценки сильных и слабых стон………..16-21
2. 2.PEST-анализ………………………………………..……..………..…21-27
ВЫВОД……………………………………………..………………………...28-29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 1,021.52 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

 

 

студентка группы 

 

 

Курсовая работа по стратегическому менеджменту

на тему:

«SWOT- и PEST- анализы. Характерные черты и отличия».

 

Научный руководитель:            

преп.  д.э.н., проф.

 

 

 

Ростов-на-Дону 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..............3-4

ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИИ……….…..5-15

1.1.Характеристика внешней среды  организации…………………………5-11

1.2 Внутренней среда организации ………………………………..…….11-15

ГЛАВА 2 SWOT- И PEST- АНАЛИЗЫ………………………….16-27

2.1. SWOT-анализ. Процедура оценки сильных и слабых стон………..16-21

2. 2. PEST-анализ………………………………………..……..………..…21-27

ВЫВОД……………………………………………..………………………...28-29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Организации, как и любые системы, ограничены от внешней среды и в то же время связаны с ней таким образом, что из внешней среды они получают необходимые им ресурсы и передают во внешнюю среду продукты своей жизнедеятельности. То есть внешняя среда является необходимым условием существования систем. Поэтому функционирование организации определяется уровнем знания об окружающей среде.

Степень разработанности темы.  Характеризуя степень научной разработанности проблематики анализа среды по средствам SWOT- и PEST- анализов, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках,  периодических изданиях и в интернете. Она рассматривалась в трудах таких авторах, как: Дженстер П., Хасси Д., Минцберг Г. и другие.

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является характеристика и анализ внутренней и внешней среды организации. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение внешней  и внутренней среде организации

-классифицировать методы  исследования оценки состояния среды

-определить имеющиеся сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для организации

Предмет  исследования. Предметом исследования стали вопросы исследования внутренней и внешней среды организации, оценка сильных и слабых сторон среды организации.

Методологическую основу данной работы составляет системный подход к исследованию методов оценки состояния организации. Для обоснования полученных результатов в работе использованы аналитический, компаративистский  и монографический методы.

Информационно-эмпирической базой исследования явились 12 источников, научные и практические разработки отечественных и зарубежных специалистов в области исследования систем управления, данные периодической печати, а также электронные базы данных сети Интернет.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется цель и задачи работы, показана методологическая основа и эмпирическая база исследования.

В первой главе рассмотрены общетеоретические вопросы исследования внешней и внутренней среды организации. Определяются основные понятия.

Во второй главе выявляется основные принципы SWOT- и PEST- анализа и определяется применение их на практике.

В заключении на основе проведенного исследования делаются выводы теоретического и практического характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1.Характеристика  внешней среды организации

Факторы прямого воздействия

При анализе внешних факторов выделяют факторы прямого воздействия, иногда называемые рабочей средой, и факторы косвенного воздействия, называемые общей средой.

К факторам прямого воздействия относят те, которые непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают на себе ее обратное влияние.

Разные организации действуют в различных специфических условиях. Для большинства организаций внешними факторами, повышающими степень неопределенности среды, выступают поставщики, потребители, конкуренты, законы и правительственные органы, контактные аудитории.

Поставщики. К этой категории внешней среды обычно относят экономических субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими, информационными, финансовыми, трудовыми ресурсами. Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой силой, могут поставить организацию в очень сильную зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и потенциал. В первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности: стоимость поставляемого товара, гарантию качества поставляемого товара, временной график поставки товара, пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.

От поставщиков капитала и финансовых ресурсов зависит объем, условия займов и взаиморасчетов, страхование деятельности организации и т.п. В качестве потенциальных инвесторов рассматривают: банки, страховые компании, программы государственных учреждений по предоставлению займов, акционеров и частных лиц. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности и квалификации, уровня образования, возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силы.

Потребители. Организации существуют для того, чтобы удовлетворять потребности клиентов. Последние несут в себе потенциальную неопределенность для организации, поскольку их вкусы со временем меняются и им может разонравиться та или иная услуга или продукция. Одни компании в большей степени испытывают эту неопределенность, другие в меньшей. Изучение покупателей позволяет организации точнее определить, какой продукт в наибольшей степени будет принят покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Важное значение приобретают в современных условиях различные ассоциации и объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и имидж фирмы.

Учет потребителей как фактора внешней среды предполагает не только прогнозирование, но и формирование вкусов и предпочтений потребителей с целью «создать потребителя». Проблема заключается в идентификации потребителя, т.е. в четком представлении о структуре потребностей «своего клиента». Ситуация осложняется тем, что на первый план в сфере реализации как предметов потребления, так и промышленной продукции выходят дилеры (агенты и распространители).

Конкуренты. Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют, какой товар и по какой цене можно продавать. У любой организации, даже монополиста, есть хотя бы один конкурент. Конкурирующие фирмы стремятся вытеснить друг друга с рынка и считают своей победой достижение такой цели. Даже внутри организаций (чаще многопрофильных, выпускающих широкий ассортимент продукции) может быть конкуренция. Для коммерческой фирмы первой задачей является определение своих конкурентов.

Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь в себе достаточный потенциал, чтобы перейти к созданию продукта нового типа.

Наряду с борьбой за рынки сбыта возрастает конкуренция за сырьевые рынки, трудовые ресурсы, капитал, право использования научно-технических нововведений. Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок. Об этом важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных «пришельцев». Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет экономии от большого объема производства, контроль над каналами распределения, использование локальных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п.

Законы и государственные органы. Каждая организация имеет конкретный правовой статус, определяющий ее права и обязанности перед государством и местными органами управления. В рыночной экономике государство оказывает на организацию косвенное влияние посредством фискальной и денежно-кредитной политики, а также прямое — через законодательные акты. Анализ правового регулирования отношений дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Важное значение имеют такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.

Контактные аудитории. Менеджеры организаций должны учитывать существование в обществе определенных групп, которые пытаются влиять на деятельность организаций, например средства массовой информации, общества потребителей, общества защитников природы и окружающей среды и т.п.

Данные группы воздействия оказывают существенное влияние на формирование благоприятного или неблагоприятного облика организации. Задача менеджеров состоит в формировании политики взаимодействия с контактными аудиториями для удачного решения этических проблем, не наносящих ущерб самой организации.

Факторы косвенного воздействия

Факторы косвенного воздействия создают общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев они не носят специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния общей среды на различные организации разная. Это связано с различиями как в сферах деятельности организаций, так и во внутреннем потенциале организаций.

Общие экономические, политические, социальные, технические и глобальные факторы, как правило, не оказывают на деятельность управленческого персонала столь же значимого влияния, как факторы прямого воздействия. Однако менеджеры должны их учитывать в своей повседневной деятельности.

Экономическое окружение. Нет такой организации, на которую не воздействовала бы экономическая среда. Состояние экономики постоянно меняется, и добивается успеха та организация, которая быстрее определяет тенденции к росту или спаду и, проявляя достаточную гибкость, стремится приспособиться к новой экономической ситуации. Экономическая среда имеет много аспектов и предполагает анализ таких макроэкономических показателей, как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, норма накопления, структура населения, уровень образованности рабочей силы, величина заработной платы и многие другие.

Политическое окружение. Способы и цели управления экономикой страны — это результат политических целей и задач находящегося у власти правительства. Каждая организация должна иметь ясное представление о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику, о программах развития различных партийных структур, о группах лоббирования, существующих в органах государственной власти, об отношении правительства к различным отраслям экономики и регионам страны и т.п. Существенным для организации является выяснение того, какая политическая идеология определяет политику правительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественного недовольства.

Социокультурное окружение. К социокультурным факторам относятся: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие, в обществе обычаи и верования; разделяемые людьми ценности; демографические структуры общества; рост населения; уровень образования; мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т.п. Социальные процессы изменяются относительно медленно. Однако если происходят определенные социальные изменения, то они приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации. Менеджеры должны уметь приспосабливать методы своей работы к изменяющимся ожиданиям общества, в котором функционирует их организация. Это относится и к политике обслуживания потребителей, и к внутренней политике компании.

Технологическое окружение. Из перечисленных выше факторов косвенного окружения наиболее быстрые перемены в течение последней четверти XX века произошли именно в этой области. Технология является одновременно и внешним фактором организации и ее внутренней переменной. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические

возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее ощутимые угрозы для фирм. Например, сегодня многие организации пользуются локальными сетями (т. е. внутриорганизационными системами, основанными на технологии Internet и доступными только для работников данной организации), что в значительной степени повышает эффективность и результативность работы служащих. Для менеджеров любой организации все эти достижения науки и техники означают возможность принимать решения быстрее и эффективнее. Опоздав с модернизацией, организации теряют свою долю рынка, что ведет к крайне негативным последствиям для них.

Информация о работе SWOT- и PEST- анализы. Характерные черты и отличия