Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 17:59, дипломная работа
Для обеспечения эффективной работы металлургических цехов необходимо проектировать основное и вспомогательное оборудование, отвечающее ряду требований, таких как соответствие технологии производства, высокая производительность, передовые технико-экономические показатели, надежная и безаварийная работа, возможность автоматизации, долговечность узлов и деталей, ремонтопригодность, максимальный межремонтный период, удобство и безопасность обслуживания и эксплуатации. Создание такого оборудования является важной и сложной проблемой, охватывающей многие вопросы, связанные с его проектированием, изготовлением, эксплуатацией и ремонтом с учетом всех особенностей металлургического производства.
Введение
1. Конструкция кольцевого охладителя
2. Определение мощности привода вращения
кольцевого охладителя
3. Расчет зубчатой передачи и деталей на прочность
4. Расчет приводного вала на сопротивление усталости
5. Выбор подшипника для вала
6. Смазка узлов механизма
Выводы
Литература
2. Определение мощности привода вращения
кольцевого охладителя
Расчет мощности привода механизма вращения связан с определением момента сопротивления вращению М. Момент сопротивления определяется трением в опорных узлах и зависит от соотношения опорных реакций.
Момент сопротивления вращению кольцевого охладителя на опорных роликах [2]:
(1)
где кс – коэффициент неучтенных сопротивлений;
β – коэффициент сопротивления в центрирующем устройстве;
Q – нагрузка от веса окатышей и вращающихся секций;
Dp – диаметр охладителя;
dn – средний диаметр подшипника оси ролика;
dб – диаметр бочки ролика по кругу качения;
μ – значение коэффициента трения в подшипнике опорного
ролика;
f – коэффициент трения качения ролика по опорному рельсу.
Вес окатышей на охладителе
где γ – насыпной вес окатышей;
h – высота слоя окатышей;
b – ширина кольца охладителя;
Dcp – средний диаметр кольца охладителя;
g – ускорение свободного падения.
Тогда
Общий вес вращающихся секций и окатышей составит Q=5923990 Н.
Тогда момент сопротивления составит
Мощность привода вращения кольцевого охладителя
где ω – угловая скорость вращения кольцевого охладителя;
η –
коэффициент полезного
Так как охладитель должен вращаться со скоростью от 0,45 до 2,7 об/час, то
(4)
Тогда мощность составит
Принимаем двигатель постоянного тока МП- 42 мощностью 16 кВт, с числом оборотов 700 об/мин.
Редукторы привода остаются неизменными, поставляемыми фирмой поставщиком. Передаточные отношения редукторов составляют
U1=4.083, U2=54.68.
Тогда для обеспечения необходимого числа оборотов охладителя передаточное число открытой зубчатой передачи должно быть равным
(5)
3. Расчет зубчатой передачи и деталей на прочность [3]
Примем материал для валов – шестерен сталь 40Х, поверхностная закалка до твердости поверхности зубьев HRC 45-63.
Допускаемое контактное напряжение:
, (6)
где =17НRC+200 – предел контактной выносливости при базовом числе циклов коэффициент безопасности.
= 1- коэффициент долговечности,
=1,15 – коэффициент безопасности.
Проверим прямозубую передачу на контактную выносливость:
где − коэффициент нагрузки,
Здесь
Кнα – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, для прямозубых колес принимают Кнα=1,0,
Кнβ - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, Кнβ =1,0.
Кнυ – динамический коэффициент, для прямозубых колес при υ до 1м/с следует назначать 8-ю степень точности по ГОСТ 1643-72, при этом Кнυ=1,05÷1,10.
Тогда .
b =205 мм - ширина зубчатого колеса,
М =48730 Н·м – вращающий момент на шестерне.
Уточним межосевое расстояние между колесом и шестерней:
,
Примем числа зубьев колеса и шестерни соответственно z1=94 и z2=14. Тогда уточненное передаточное отношение передачи будет равным
Тогда межосевое расстояние будет равно
Тогда контактное напряжение по (7) составит
Определим нормальный модуль:
. (10)
Определим силы, действующие в зацеплении
Окружная:
где М1 = 48730·103 Н∙мм − крутящий момент на шестерне
d1=252 мм − делительный диаметр шестерни.
Радиальная:
,
где α = 20° - угол профиля зуба.
Проверка прочности зубьев на изгиб
Напряжение изгиба в зубе:
σF =
,
где Ft - окружная сила;
YF = 4,34 – коэффициент формы зуба при z=14,
KF - коэффициент перегрузки;
,
Здесь
KFυ – коэффициент динамичности, KFυ=1,0;
KFβ – коэффициент концентрации нагрузки KFβ=1,25.
Допускаемые напряжения изгиба:
[σF]= . (15)
где - предел выносливости колеса на изгиб;
- коэффициент запаса.
Тогда напряжение изгиба по (13) составит
σF =
так как σF=568 МПа < [σF]=715 МПа – прочность зуба обеспечена.
Уточним количество зубьев на шестерне и колесе [4]:
,
,
где i-передаточное число открытой зубчатой передачи.
Определим основные размеры колеса и шестерни
Делительный диаметр колеса и шестерни :
,
Диаметр вершин колеса и шестерни:
Диаметр впадин зубьев колеса и шестерни:
,
Радиальний зазор :
Высота головки зуба:
, (22)
Висота ножки зуба:
,
Определим окружную скорость на шестерне:
,
где d1=252 мм − делительный диаметр шестерни;
n1.=3,13 об/мин − частота вращения шестерни.
Для колеса
м/с,
где d2=1692 делительный диаметр колеса;
n2.=0,47 об/мин − частота вращения колеса.
Давление, возникающее при контакте впадины зуба и ролика
где P=Ft – окружное усилие;
к – коэффициент, учитывающий условия монтажа и эксплуатации
передачи;
F – проекция опорной поверхности шарнира.
(27)
Окружное усилие
(28)
Здесь dзв – делительный диаметр звездочки.
Тогда давление составит
Контактное напряжение в месте контакта зуба и ролика
где q=p – давление в месте контакта;
Е – модуль упругости
звездочка;
ρпр – приведенный радиус закругления.
где R1 – радиус кривизны впадины зуба звездочки;
R2 – радиус ролика.
(31)
Тогда
Следовательно, контактное напряжение будет равно
Допускаемое напряжение
где - предел выносливости по контакту;
- коэффициент запаса.
=2НВ+70=400+70=470 МПа.
Тогда
4. Расчет приводного
вала на сопротивление
Опорные реакции (рис.1):
Н; (33)
Н. (34)
Изгибающие моменты
Н·м (35)
Н·м . (36)
Минимальный диаметр вала:
dx≥ (37)
260>250
где М1 - крутящий момент;
=70 МПа - допускаемое напряжение на кручение.
Эквивалентный момент в сечении:
,
Момент сопротивления сечения вала изгибу:
.
Напряжения в сечении:
,
Рис. 1 Расчетная схема приводного вала
Материал вала-шестерни – сталь 40Х – поверхностная закалка до твердости HRC 45-63
Напряжение усталости на изгиб при базовом числе циклов напряжения 10·106 циклов [5]:
, (41)
Коэффициент запаса прочности на изгиб:
,
где kσ=1,5 - эффективный коэффициент концентрации нормальных
напряжений.
εσ=0,7 - масштабный фактор для нормальных напряжений.
Коэффициент запаса прочности на кручение:
,
где τ-1 - предел выносливости материала вала при симметричном
цикле кручения
,
kτ=1,45 - эффективный коэффициент концентрации напряжений
при кручении;
εσ=0,6 - масштабный фактор напряжений кручения;
ψτ=0,1 - коэффициент, характеризующий соотношение пределов
выносливости;
τm= .
,
Момент сопротивления сечения вала кручению:
.
Общий коэффициент запаса прочности определяют из выражения:
,
Откуда n=1,5, что вполне обеспечивает необходимую прочность.
5. Выбор подшипника для вала [4]
Для приводного вала был принят роликовый двухрядный сферический подшипник 3534 ГОСТ 5721-75
Посадочный диаметр d=170 мм ,
Наружный диаметр D=310 мм,
Ширина B=60 мм,
Динамическая грузоподъемность С0=1200000 Н.
Эквивалентная нагрузка
,
где R – радиальная нагрузка на подшипник;
Х=1 – для радиальной нагрузки, а осевая отсутствует;