Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 23:58, курсовая работа
Принятие решений важная часть любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом зависит от качества таких решений. В рeшениях устанавливается вcя совoкупность oтношений, вoзникающих в прoцессе трyдовой дeятельности и упрaвления oргaнизацией. Еcли коммуникации – подразумеваются как «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений - это «центр», вокруг которого вращается вся сущность организации. Результативное принятие решений необходимо для осуществления управленческих функций. Повышение качества процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем применения научного подхода к данному процессу, количественных методов принятия решений.
Введение
1. Тeоретичeская сyщнoсть и оснoвы рaзрабoтки упрaвлeнческих рeшeний
1.1 Пoнятие и сyщнoсть yпрaвленчeских рeшeний и их клаccификaция
1.2 Осoбeнности принятия управленческих решений в услoвиях рискa и неопределнности
2. Упрaвление персoнaлом в yслoвиях неoпредeлeнности и риcка и пyти принятия рeшений
2.1 Прoблeмы рaционaлизaции мехaнизма принятия рeшений в условиях неопределенности и риска
2.2 Пyти рaзрeшения проблем рационализации механизма решений
Зaключeние
Списoк испoльзoванной литeрaтуры
Министерство образования и науки Российско Федерации
ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
Институт экономики и управления
Кафедра государственного и муниципального управления
Управление персоналом в ситуации неопределенности и риска
(курсовая работа)
Выполнила: студент гр. 11220
Дашидондокова Г.Д.
Научный руководитель:
к. соц. н., доц. Мацкевич И.В.
Улан-Удэ
2014
Содержание
Введение
1. Тeоретичeская сyщнoсть и оснoвы рaзрабoтки упрaвлeнческих рeшeний
1.1 Пoнятие и сyщнoсть yпрaвленчeских рeшeний и их клаccификaция
1.2 Осoбeнности принятия управленческих решений в услoвиях рискa и неопределнности
2. Упрaвление персoнaлом в yслoвиях неoпредeлeнности и риcка и пyти принятия рeшений
2.1 Прoблeмы рaционaлизaции мехaнизма принятия рeшений в условиях неопределенности и риска
2.2 Пyти рaзрeшения проблем рационализации механизма решений
Зaключeние
Списoк испoльзoванной литeрaтуры
Введение
Принятие решений важная часть любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом зависит от качества таких решений. В рeшениях устанавливается вcя совoкупность oтношений, вoзникающих в прoцессе трyдовой дeятельности и упрaвления oргaнизацией. Еcли коммуникации – подразумеваются как «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений - это «центр», вокруг которого вращается вся сущность организации. Результативное принятие решений необходимо для осуществления управленческих функций. Повышение качества процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем применения научного подхода к данному процессу, количественных методов принятия решений.
Наличествуют различные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение принятия человека на работу, решение об увольнении с работы и так далее. Правомерной считается точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те действия, которые касаются отношений в организации.
Эта проблема актуальна для всех предприятий, для стратегического принятия решения, для дальнейшего развития предприятия. Руководитель любой ступени должен быть квалифицированным и умеющим принимать решения.
Объект –
Задачи - изучить теоретические вопросы по разработке управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
Глава 1. Тeоретичeская сyщнoсть и оснoвы рaзрабoтки упрaвлeнческих рeшeний
1.1 Пoнятие и сyщнoсть yпрaвленчeских рeшeний и их клаccификaция
Процесс принятия решений является индивидуальным для каждого человека и избежать его практически невозможно. Способность быстро и верно принимать решения приходит с опытом. Различные специалисты дают множество определений понятию “решение”, но из всех определений самым верным считается, что решение – это выбор альтернативы. К решениям можно привести всевозможные выборы, совершаемые нами повседневной жизни: выбор музыки, машины и так далее. Некоторые принимаются нами машинально, без тщательного и систематического обдумывания, рассмотрения всех альтернатив. Однако и в повседневной жизни есть такие решения, над выбором которых мы размышляем не один день.
В управленческой сфере принятие решений – более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Это связано с намного большей ответственностью. Квалифицированные менеджеры не могут принимать непродуманных решений, так как их действия непосредственно связаны со многими людьми и с большой материальной ответственностью. Решения, принимаемые руководителем для выполнения обязанностей, обусловленных занимаемой дoлжностью называют организационными решениями. Организационные решения квалифицируют как запрограммированные и незапрограммированные. Запрограммированное решение – результат реализации определенной поочередных действий или шагов, подобным, при решении математического уравнения. Как правило, количество вероятных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Незапрограммированные решения – решения, принимаемые в ситуациях, которые в определенной степени новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами.
Весьма редко решения, принимаемые руководителем, могут рассматриваться как запрограммированные или незапрограммированные в чистом виде. Надо отметить, что любое решение не может иметь только положительных результатов. Отрицательные моменты присутсвуют в любом результате. Поэтому каждое организационное решение – это компромисс. В каком угодно случае руководитель будет стоять перед выбором между неизбежными отрицательными моментами. Причем на квалифицированного руководителя существование отрицательных элементов в решении не должно оказывать психологического давления, то есть помешать в принятии решения.
Процесс принятия решений – процесс психологический. Поэтому процессы принятия решений делятся на интуитивный и рациональный. Интуитивное решение – это решение, принятое только на основе ощущения праильности выбора. При этом руководитель не учитывает все допустимые варианты, не рассматривает все их плюсы и минусы и не нуждается в разборе ситуации.
Решения, основанные на суждениях не редко, кажутся интуитивными, так как их логика не очевидна. Такое решение – это выбор, основанный на знаниях или накопленном опыте. Человек опирается на те знания о сходных ситуациях и старается спрогнозировать результат альтернативных решений в существующей проблеме. Такой метод принятия решений имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительным является то, что многие ситуации могут повторяться и применение такого метода дает возможность сэкономить время и деньги, так как дейтсвие происходит очень быстро и без сбора дополнительной информации и анализа. Но надо отметить, что такие решения принимаются на базе здравого смысла, который в истинном его понимании встречается очень редко. Кроме того, информация, с помощью которой принимается данное решение, может быть искажена различными потребностями и другими факторами. Так как суждение всегда опирается на опыт, оно смещает ориентацию принятия решения в направление, близкое руководителю по предыдущим ситуациям. И это может привести к потере новых альтернатив.
Рациональное решение – продуманное, взвешенное действие, принятое на основе выбора, сравнения вариантов и учета многих факторови которое должно быть выгодным и целесообразным. Это структурализованный процесс, состоящий чаще всего из пяти этапов, хотя их количество зачастую зависит от самой проблемы.
Этапы рационального решения проблем:
Первый шаг на пути решения проблемы — определение или диагноз, полный и правильный;
2. Формулировка ограничений и критериев принятия управленческих решений. Ограничения — наличие ресурсов у руководителя и организации, чтобы решения были действительны. У менеджера должны быть полномочия для принятия данного решения. Критерии — это стандарт, по которому предстоит давать оценку альтернативным вариантам выбора;
3.Определение альтернатив. Тут нужно учитывать время и стоимость процесса выбора;
4.Оценка альтернатив. Метод средневзвешенной оценки — стоимость или прибыль альтернативных проектов. Балльный метод, учет рисков,
выбор альтернативы. Поиск максимально оптимального решения труден, обычно выбирается удовлетворительное решение;
5.Реализация и обратная связь. Согласование полученных результатов с ожидаемыми.
Факторы, оказывающие влияние на процесс принятия решений:
1.Личностные оценки руководителя. Отдельное мнение о преимущественно важных задачах, акцент, например, на социальные проблемы, а не на экономические;
2.Риск и неопределенность. Факторы внешней среды. Возможности снижения неопределенности: получение дополнительной информации или действия на основе накопленного опыта;
3.Время. Успех не приходит сразу, его надо добиваться;
4.Стоимость информации. Затраты на информацию должны окупаться доходами от ее использования и внедрения;
5.Взаимосвязь решений. Комплексный подход.
Классификация управленческих решений:
1. По степени влияния на будущее организации:
- стратегические – определяют общие направления в развитии организации и его долгосрочные цели;
- тактические (конкретные методы достижения первых).
2. По масштабам:
- глобальные – охватывают полностью всю организацию;
- локальные – затрагивают частично.
3.По продолжительности периода реализации:
- долгосрочные (более пяти лет);
- среднесрочные (от одного года до пяти лет);
- краткосрочные (менее одного года).
4.По направленности воздействия:
- внешние;
- внутренние.
5.По обязательности выполнения:
- директивные – в первую очередь принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения;
- рекомендательные – принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения;
- ориентирующие – вводят в единое направление деятельности подсистем организации.
6.По функциональному назначению:
- регулирующие – обуславливают метод выполнения действий;
- координирующие – направляют все усилия на проблему;
- контролирующие – направлены на оценку результатов.
7.По широте охвата:
- общие – распространяются на всю компанию в целом;
- специальные – анализируют отдельные вопросы.
8.По степени запрограммированности:
- запрограммированные – принимаются в обычных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения;
- незапрограммированные
– принимаются в новых
9.По сфере реализации:
- научные и маркетинговые исследования;
- производство;
- реализация товаров и услуг;
- работа по кадрам и тому подобное.
10.По способам принятия:
- интуитивные – принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты;
- рациональные –
1.2.Осoбeнности принятия управленческих решений в услoвиях рискa и неопределенности
Риск — это вероятная опасность потерь, связанная со спецификой тех или иных явлений природы и разновидной деятельности человеческого общества. Это историческая и экономическая категория. Таким образом, принятие решений в ситуации риска означает выбор варианта решения в условиях, когда каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов, и каждый исход имеет вычисляемую или экспертно определяемую вероятность появления.
Как историческая категория риск является осознанной возможной опасностью для человека. Это показывает на то, что риск связан с историческим ходом общественного развития. Как экономическая категория риск – это событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата:
- отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);
- нулевой;
- положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
В ситуации риска можно, используя теорию вероятности, вычислить вероятность того или иного изменения среды. При принятии управленческих решений необходимо оценить степень риска и определить его величину.
Степень риска — это допустимость наступления случая потерь, а также величина возможного ущерба от него.
Риск – это действие, когда организация надеется на счастливый исход по принципу «повезет — не повезет». Предпринимателя принимать на себя риск вынуждает, прежде всего, неопределенность хозяйственной ситуации, то есть незнание условий политической и экономической обстановки, окружающей ту или иную деятельность, и потеря возможности изменения этих условий. Неопределенность хозяйственной ситуации прямо пропорциональна степени риска.
Неопределенность хозяйственной ситуации обусловливается такими факторами как: отсутствие полной информации, случайность, противодействие.
Наличие неполной информации о хозяйственной ситуации и перспектив ее изменения заставляет предпринимателя искать возможность приобрести недостающую информацию, а при отсутствии такой возможности начать действовать наугад, опираясь на свой накопленный опыт и интуитивное мышление.
Неопределенность хозяйственной ситуации во многом определяется случайностью.
Информация о работе Управление персоналом в условиях неопределенности и риска