Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:55, реферат
Зарицкий Юрий Маркович родился 17 декабря 1921 года в Ленинграде. В начале 30-х годов в Ленинградском Дворце пионеров в одном из фортепианных классов, у педагога С. Ц. Миниович, он начал свое музыкальное образование. В 1938 году, когда под руководством композитора И. О. Дунаевского был создан первый в Советском Союзе пионерский ансамбль песни и пляски, Юра Зарицкий, как один из лучших пианистов, был принят в его состав.
В 1940 году он был призван в армию, где пробыл до 1946 года.
I. Сведения о произведении и его авторах
Литературный текст
II. Музыкально-теоретический анализ
III. Вокально-хоровой анализ
IV. Исполнительский анализ
Заключение
Список использованных источников
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
КАФЕДРА ХОРОВОГО И ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
АНАЛИЗ
хорового произведения
«Уж ты, прялица»
(вепсская народная песня в обработке Ю. Зарицкого)
Минск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
I. Сведения о произведении и его авторах
Литературный текст
II. Музыкально-теоретический анализ
III. Вокально-хоровой анализ
IV. Исполнительский анализ
Заключение
Список использованных источников
I. Сведения о произведении и его авторах
Зарицкий Юрий Маркович
(1921-1975)
Зарицкий Юрий Маркович родился 17 декабря 1921 года в Ленинграде. В начале 30-х годов в Ленинградском Дворце пионеров в одном из фортепианных классов, у педагога С. Ц. Миниович, он начал свое музыкальное образование. В 1938 году, когда под руководством композитора И. О. Дунаевского был создан первый в Советском Союзе пионерский ансамбль песни и пляски, Юра Зарицкий, как один из лучших пианистов, был принят в его состав.
В 1940 году он был призван в армию, где пробыл до 1946 года.
В дни Великой Отечественной войны служил в войсках НКВД по охране железнодорожных сооружений на Волховском фронте. Был музыкальным руководителем фронтовой агитгруппы, одновременно выступая в ней как композитор и исполнитель.
После службы в армии началась систематическая профессиональная учеба. Сначала в музыкальном училище, в классе С. Я.Вольфензона, затем в Ленинградской консерватории. На первом курсе его учителем был Д. Д. Шостакович, а в последующие годы Ю.В.Кочуров. Несомненно, что на серьезность отношения Зарицкого к своей будущей профессии повлияли такие личности, как великий композитор Д. Д. Шостакович и на редкость интеллигентный и одаренный музыкант Ю. В. Кочуров.
В 1952 году, окончив консерваторию, Юрий
Маркович поехал в Карелию. Там, помимо
преподавательской деятельности
в Петрозаводском музыкальном училище,
он продолжал начатую и полюбившуюся еще
в студенческие годы работу по изучению
и собиранию музыкального фольклора.
Юрий Зарицкий оказался не случайным гостем Карелии. Его творческие и человеческие связи с ней были длительны и многогранны. Он автор популярных в республике песен, постоянный участник большинства программ национального ансамбля «Кантеле». Им написана музыка к телевизионным фильмам о Карелии, о Кижах. Он был музыкальным редактором академического издания сборника русских народных песен Карельского поморья. Его перу принадлежат обработки многих карельских народных песен.
Из всех музыкальных жанров песня, пожалуй, наиболее любима народом. Вместе с тем имена авторов даже очень популярных песен не всегда остаются в памяти людей.
Среди песен Ю. Зарицкого не найдешь так называемых «шлягеров», но песни «Комиссары», «Что у вас, ребята, в рюкзаках», «За Невскою заставою» действительно популярны. Пожалуй, нет ни одного военного ансамбля, в репертуаре которого постоянно не звучала бы и не звучит песня «Комиссары» -- песня высокой гражданственности и мужества.
Мелодии песен Зарицкого просты, они образно выявляют характерность типажа героя и подчеркивают смысловую выразительность поэтического слова. Украшением песни является аккомпанемент, насыщенный сложной ритмикой, гармоническими красками и имеющий самостоятельное, а не только сопровождающее мелодию значение. Частым приёмом в творчестве композитора является чтение отдельных стихотворных строк на музыке. Примером могут служить песни «Комиссары», «Берлинская стена», «Заре навстречу» и другие сочинения.
Песни Ю. Зарицкого не однотипны. «Берлинская стена»-- размышление человека, испытавшего все тяготы войны. «За Невскою заставой» написана в традициях рабочей песни, ведущей свое начало от песен И. Дунаевского и А. Новикова.
Зарицкий был одним из немногих советских композиторов, который, как бы подслушав мелодику песен молодежи 60-х годов, свежо отразил ее в своих туристских песнях.
Он считал, что в современных песнях должны существовать песни лирические и в то же время полные гражданского чувства, что авторы песен должны учитывать весь современный арсенал выразительных возможностей, что джазовые и танцевальные ритмы не должны исключаться, а наоборот, их присутствие желательно.
На рукописных страницах и изданных произведениях чаще всего рядом стоят два имени -- композитора Юрия Зарицкого и поэта Льва Куклина. Вместе писали они оперу «Меч кузнеца», песни и другие сочинения.
Значительные нравственные идеи, драматические события прошлых лет находили отражение и в произведениях крупной формы. Зарицким написаны две оперы: «Поручик Лермонтов» и «Меч кузнеца».
Среди сочинений большой формы, посвященных современности, назовем балет «Пламя гнева», концерт для оркестра народных инструментов «Ивановские ситцы», «Три новеллы о Ленине» (для голоса и симфонического оркестра), кантату «Мы любим тебя, земля» (для солиста и хора), сюиту «По родному краю» (для детского хора и симфонического оркестра). Одной из последних работ Ю. Зарицкого был вокально-симфонический цикл «Владимир Маяковский».
Первая опера Ю. Зарицкого «Поручик Лермонтов» была написана в 1965 году к 150-летнему юбилею со дня рождения М. Ю. Лермонтова.
Музыкальная сторона этой оперы заслужила весьма положительную оценку таких ленинградских музыкантов, как дирижер Э. П. Грикуров, композиторы И. Г. Адмони и М. А. Матвеев. Прозвучала же она лишь в небольших отрывках.
Героической борьбе вьетнамского народа посвятил Ю. Зарицкий свой балет «Пламя гнева», написанный для эстрадного хореографического коллектива, руководимого А. Обрантом. Этот балет с-успехом шел на сцене не один год.
Помимо балета «Пламя гнева» композитор написал много музыки для различных танцевальных коллективов. Это были хореографические сюиты и отдельные балетные номера. Хореографы Э. Я. Виноградова и В. И. Васильков отмечают яркую мелодическую образность и большое ритмическое богатство его музыки, помогающих наиболее полному раскрытию содержания и характерных особенностей танца или пляски.
Около десятилетия Ю. Зарицкий был одним из ведущих композиторов в ансамбле песни и пляски Ленинградского военного округа. Совместно с художественным руководителем ансамбля Н. И. Кунаевым он определял и направлял музыкальную сторону его деятельности, одновременно влияя на репертуарную политику многих военных ансамблей. Его произведения составляли целые программы.
С Ленинградским оркестром народных инструментов им. Андреева композитора также связывала долгая и крепкая дружба. Серьезное и основательное изучение каждого инструмента в отдельности, умение услышать их тембры в оркестровом сочетании привели автора к значительным творческим достижениям. Разнообразны его сочинения для народного оркестра. Праздничная увертюра -- оркестровая пьеса, очень русская по национальному колориту, светлая и по-молодому радостная. Иная по замыслу и масштабу Концертная сюита для четырех солирующих инструментов с сопровождением оркестра. Каждой части автор дал названия: «Домра», «Рожок», «Метелица» и «Ярославская кадриль». Кроме второй, медленной части, звучащей как лирическая песня, мягко и проникновенно, остальные три части -- блестящего виртуозного характера. В этом талантливом и ярком, по музыкальному материалу и ритмической изобретательности сочинении автор показал высокое мастерство владения оркестровыми красками и превосходное знание возможностей солирующих инструментов. Две части из этой сюиты приобрели самостоятельное значение. Первая часть зазвучала как одночастный концерт для домры, а «Ярославская кадриль» стала развернутой пьесой для балалайки с оркестром.
Последним крупным сочинением для оркестра народных инструментов была концертная сюита «Ивановские ситцы». Она состоит из четырех контрастных частей. Перед композитором стояла, задача «нарисовать музыкальными средствами» программные по своим названиям картины. В этом ему помогло великолепное знание выразительных особенностей инструментов, их умелое использование в отдельных частях сюиты.
Как путевая зарисовка, живо и прозрачно звучит первая часть «По Ивановскому тракту», причудливы звучания «Палеха». Величавая, полнозвучная, как былинный сказ, предстает перед слушателями в третьей части, названной автором «Суздаль», Древняя Русь с ее колокольными звонами. Совсем иная, ярко красочная, как «набивные ивановские ситцы», заключительная часть цикла.
Музыка к документальным фильмам занимала немалое место в творчестве композитора. Среди них фильмы «Разговор с товарищем Лениным», «Его имя бессмертно», фильм о Владимире Маяковском «Во весь голос».
Вокально-симфонический цикл «Владимир Маяковский», написанный для певца и камерного оркестра, явился своеобразным продолжением работы композитора над темой об одном из любимейших им поэтов.
31 мая 1975 года трагическая случайность оборвала жизнь Юрия Зарицкого.
Литературный текст
В качестве литературной основы музыкального сочинения выступает текст вепсской1 народной песни «Уж ты, прялица», шуточного, игрового характера:
Уж ты, прялица, коковица2 моя,
Пойду выкину на улицу тебя.
Не сама ли мать подачку дала,
Из правой руки колечко дала,
А колечко было медное,
Полюбила парня бедного,
А другое оловянное,
Полюбила окаянного,
Мы сидели с ним и плакали,
На гитару слезы капали,
А гитара была новенькая,
Двадцатипятирублевенькая.
Шелтозерские3 девушки,
Двадцать пять рублей не денежки.
Полновую обнимащечку.
На сердечко прижимащечку.
Подавай мне, мать, жениха. Вот так!
II. Музыкально-теоретический анализ
Жанр, в котором написано произведение «Уж ты, прялица» Ю. Зарицкого - обработка народной песни (в данном случае вепсской).
Хоровая обработка «Уж ты, прялица» написана в куплетно-вариационной форме, что является характерной чертой изложения народной песни.
Роль вступления играют первые два такта произведения, которые выделены ритмически - композитор использует здесь более крупные длительности: половинные залигованные с четвертными и четверти. Вступление задает основную тональность произведения (т.1-2):
Следующие два такта - это изложение основной темы народной песни (т.3-4)
Здесь тема проводится у одного хорового голоса - партии сопрано (это, так называемый, чистый тембр).
Всего в произведении насчитывается восемь куплетов (включая изложение темы), каждый из которых состоит из двух тактов, и соответствует двум литературным строкам.
В свою очередь все эти куплеты объединяются в более крупные разделы. Так, первый раздел - это куплеты с первого по четвертый (т. 3-10). Второй раздел - куплеты пятый и шестой (т.11-14). Третий - финал произведения - седьмой и восьмой куплеты (т.15-19).
В основе мелодического материала произведения лежит тема вепсской народной песни «Уж ты, прялица». Несмотря на то, что тема проста в изложении (она охватывает диапазон квинты), несомненную сложность представляет ее нисходящая направленность. Дирижеру-хормейстеру необходимо обратить на это свое внимание, так как нисходящее движение вкупе с быстрым темпом и краткостью последней длительности темы (например, т.3) может привести к детонации, т.е. понижению хорового звучания.
Необходимо также обратить внимание на те места в партитуре, где тема изложена в несколько измененном виде. Например, во второй половине пятого куплета в т.11-12 в теме появляются повторяющиеся звуки:
Темповых обозначений и его изменений в анализируемом произведении немного. Мы находим первоначальное указание темпа произведения автором только в самом его начале - Allegro (скоро). Перед дирижером-хормейстером стоит серьезная задача в выборе правильного темпа исполнения. Необходимо выбрать такую скорость темпа, при которой все мелкие длительности, весь литературный текст будут хорошо прослушиваемы.
Некоторого замедления темпа требует фермата, выставленная композитором в 10 такте сочинения. Ее функция разделительная - она отделяет первый раздел сочинения от другого, а также подготавливает появление новой тональности.
В конце произведения (т.18-19) композитор использует смену метра. Здесь вместо 3/2 появляется 4/2, что связано с изменением ударной структуры литературного текста.
На первый взгляд довольно проста и ритмическая сторона произведения «Уж ты, прялица» - здесь преобладает движение восьмыми и четвертными длительностями. Но именно в этой простоте и заключается сложность удержания единого темпа, так как мелкие длительности в подвижном темпе могут привести к его нежелательному ускорению.
Хоровая обработка «Уж ты, прялица» не отличается обилием динамических указаний композитора. Так, в начале произведения указана динамика f, далее - в т.10 - pp и в т.14,17 -ff.
В распределении динамических оттенков важное значение приобретает дифференцированный ансамбль, возникающий почти в каждом куплете. При таком виде ансамбля, партия, которая солирует, исполняется несколько громче тех партий, которые ей аккомпанируют. Например, т.5-6:
Основу произведения составляет гамофонно-гармоническая фактура с элементами подголосочной полифонии. Дифференцированный ансамбль, присутствующий в каждом куплете анализируемого произведения, предполагает разделение фактуры на две части - солирующий голос и аккомпанемент.
В других местах произведения, где используется аккордовое изложение, все хоровые голоса равнозначны, с небольшим преобладанием в звучности партии сопрано первых (т.11-12).